Почему в период перемен роль бизнес-сообществ возрастает: пять причин
Сплочение, поддержка, новые идеи и инструменты — почему вместе любой кризис пережить легче, чем поодиночке
Forbes Club пообщался с руководителями и основателями крупнейших российских сообществ для предпринимателей, чтобы понять, как развиваются клубы в турбулентные времена, чем помогают бизнесменам и в чем их глобальная цель. В этой публикации мы называем главные качества, которые определяют ценность сообществ в глазах предпринимателей.
- Надежные источники информации
В период перемен особое значение представляют надежные источники информации. Каналы в чатах, социальные сети, традиционные медиа ежедневно обрушивают на нас информационные потоки, при этом одни и те же события могут трактоваться в разных медиа по-разному. В этих условиях возникает вопрос, каким каналам следует доверять при принятии важных для бизнеса решений, например, при оценке рисков, при анализе новых рынков, при прогнозировании экономического развития в том или ином регионе.
Руководители сообществ, которых мы опросили, подчеркивают, что сообщество является своего рода фильтром, отсекающим нерелевантные источники информации: предприниматель, обсуждая новости с равными себе по статусу, формирует более или менее объективную картину мира.
«Сообщество помогает составить более полную картину мира, отчетливее видеть риски и возможности», — говорит руководитель А-Клуба Алина Назарова.
Еще одним источником информации служит опыт других членов клуба. Практические советы, инсайты рынка и уроки, полученные из реальных ситуаций — это ценный актив для всего бизнес-сообщества, и обмен опытом между предпринимателями способствует развитию более успешных и устойчивых компаний. Эту тенденцию замечает основатель бизнес-клуба «Атланты» Михаил Воронин: «Первые полгода-год человек после прихода в клуб обычно спрашивает: «А что, так можно было?» Предприниматель, включаясь в работу клуба, смотрит на опыт других резидентов и расширяет собственное видение. В связи с этим у него растет внутренняя уверенность: «Это такой же человек как я, если он смог, то и я смогу!»».
- Эмоциональная поддержка
В условиях стресса у предпринимателя повышаются эмоциональные нагрузки — при постоянных переменах на рынке ему приходится строить и перестраивать планы развития бизнеса, оценивать риски, мотивировать команду, нести ответственность за результаты. В этой ситуации возникает риск эмоционального выгорания. Сообщество может помочь выстоять в условиях возросших нагрузок. «Возрастает роль сообщества как среды, где человек может получить эмоциональную поддержку», — подчеркивает руководитель А-Клуба Алина Назарова. С этим выводом согласен и президент «Эквиум» Егор Евланников. Он отмечает, что «сообщество формируется там, где принято заботиться друг о друге».
Совместные путешествия как процесс совместного проживания опыта и эмоций выводят отношения внутри сообщества на новый уровень. Доверие рождает поддержку, желание принимать и отдавать энергию. «На слеты люди приезжают семьями, начинают дружить друг с другом, общаться, отдыхать и просто классно проводить время. И, как правило, эти три дня превращаются в семь, народ объединяется и едет — кто в горы, кто на серфинг, кто на яхте, кто на рыбалку и так далее», — говорит Дмитрий Портнягин о таком опыте.
- Новые идеи
В нестабильные времена важно находить новые точки роста. Сообщество может помочь участникам справиться с этой задачей. Если в клубе установлена атмосфера доверия, если участники сообщества открыто говорят о своих новых проектах, об удачах и неудачах, — дискуссии дают богатый материал для размышлений. Из подобных размышлений рождаются новые подходы к решению старых проблем и, что не менее важно, возникает понимание новых возможностей. «Происходит расширение амбиций. Члены клуба видят, что можно делать глубже и больше, и у них появляются новые внутренние вызовы. Они приступают к масштабным проектам»», — рассказывает Михаил Воронин.
- Нужные ресурсы
Для реализации идей нужны ресурсы: технологии, деньги, контакты, компетенции. Сообщество может помочь участнику обрести эти инструменты. «На встречах клуба, во время клубных поездок устанавливаются новые контакты, которые приводят к новым бизнес-проектам. Благодаря этому люди решают бизнес-задачи, продвигают свои идеи, дают советы друг другу», — подчеркивает важность бизнес-связей Алина Назарова.
Как рассказывает основатель Club 500 Дмитрий Портнягин, расширение бизнес-возможностей участников клуба иногда касаются напрямую инструментов: «Мы проводим инвестиционные питчинги, где резиденты рассказывают про свои проекты. У кого-то это новые стартапы, у кого-то бизнесы, которым просто нужен капитал. Очень часто члены клуба инвестируют деньги в бизнесы друг в друга. Сейчас они ищут ответ на вопрос — что делать с деньгами в период стресса?».
- Интерактивное обучение
Бизнес-сообщества традиционно проводят много мероприятий, направленных на обучение и повышение компетенций предпринимателя. Участие в небольших группах, где люди доверяют друг другу, позволяет обсуждать самые сложные и конфиденциальные проблемы бизнеса. Практики бизнес-клуба «Атланты» приводит Михаил Воронин: «Есть формат, который выглядит как двухчасовая стратегическая сессия, нацеленная на бизнес-запросы резидентов. Для этого мы собираем людей, у которых есть релевантный опыт по обсуждаемой теме, они делятся своими кейсами, помогают посмотреть на проблему под разными углами».
Развитие управленческих компетенций — это непрерывный процесс. Сообщества позволяют сделать этот процесс интерактивным: «У предпринимателя появляются конкретные инструменты для развития. У новых резидентов есть классные soft skills в виде воли, харизмы и амбиций, но им может не хватать опыта организации бизнеса. В клубе предприниматели выстраивают связи и учатся друг у друга», — говорит об этом Михаил Воронин.
О возможности улучшения управленческих компетенций внутри бизнес-сообщества рассказывает и руководитель А-Клуба: «В 2022 году мы столкнулись с ситуациями, которые требовали нестандартных решений. У предпринимателя в связи с этим должна быть быстрая реакция и готовность к изменениям, ведь он несет ответственность за своих сотрудников. Включенность в сообщество помогает выработке этих качеств: сообщество помогает составить более полную картину мира, отчетливее видеть риски и возможности».
* * *
Таким образом, членство в клубе дает доступ к предпринимателю очень важные для него возможности. Включенность в круг близких людей повышает уверенность члена клуба в том, что он не останется один на один со своими проблемами, напротив, он найдет выход из любой ситуации, опираясь на коллективный разум сообщества и эмоциональную поддержку друзей.
Эту поддержку едва ли могут оказать сообщества другого типа, например, школьные друзья. «Чаще всего, резиденты — это люди, которые «выросли» из своих школьных друзей или хотят найти новое окружение, близких по духу предпринимателей», — объясняет Михаил Воронин.
Не все проблемы можно решить самостоятельно, считает Дмитрий Портнягин. Замыкаясь в себе, человек может терять темп развития, упускать шансы, не видеть открывающиеся возможности. «Это похоже на озеро, которое начинает «цвести». Когда ты чувствуешь, что не развиваешься, ничего в твоей жизни не меняется, тебе хочется из этой ситуации выбраться. Это можно сделать, если прийти в клуб единомышленников — заряженных, готовых ежедневно воплощать новые идеи», — говорит Дмитрий Портнягин.