Реклама Forbes Club

Дмитрий Портнягин: «Отношения являются главным драйвером развития»

Основатель Club 500 Дмитрий Портнягин рассказывает, как создать дружественную атмосферу в ассоциации, в чем ценность клубных домов и неофициальных встреч

Forbes Club продолжает публикацию серии интервью, которые провел президент Forbes Club Дмитрий Озман. В ходе интервью мы задаем руководителям клубов вопросы о том, как устроены бизнес-сообщества, каков их состав, какова мотивация членов клуба, как изменилась клубная практика в 2022 году. Сегодня собеседник  — Дмитрий Портнягин — предприниматель, блогер, автор серии книг-бестселлеров «Трансформатор», сооснователь Club 500.

Сколько сейчас участников в вашем сообществе? 

— Чуть больше 1 000 резидентов. Самый большой клуб — московский, где около 600 человек. Также есть клубы в Питере и в Дубае — там 300 и 100 человек соответственно. Краснодарский клуб «Юг» мы закрыли в начале 2022 года, потому что там был самый большой отток резидентов. 100 человек из Краснодара мы переориентировали в другие города. В Дубае клуб открыли около двух лет назад, и это была тестовая площадка. Дубай сейчас  — это лучшая площадка для тестирования международных продуктов. В Дубае мы будем обкатывать тот продукт, который может сработать на иностранную аудиторию. Мы уже проделали достаточно большую работу по тестированию и понимаем, как должен выглядеть международный продукт. 

Весной 2023 года мы запускаем онлайн-продукт Club 500 — приложение для общения, нетворкинга, онлайн-форумов. В приложении будет доступ к базе знаний и ко всем клубным трансляциям. Мы долго спорили с партнерами — стоит ли это делать, потому что хочется оставаться в высокой ценовой категории и запустить легкий продукт, не испортив основной. 

Сколько человек составляет ядро аудитории?

— При построении сообщества к понятию ядра лучше не привязываться, потому что ядро — это такая субстанция, которая постоянно двигается. Ядро  — это наш бренд, управляющая компания и совет правления клуба. Когда я запускал клуб, то понял, что внутри должна быть вертикально-интегрированная система управления, которая разделит управляющую компанию и собственно резидентов. Потому что управляющая компания, когда сталкивается с резидентами, выстраивает с ними коммерческие отношения, а коммерческие отношения — это не «настоящие» отношения. В рамках коммерческих отношений бывают претензии, поэтому, когда между коммерческими службами и резидентами есть посредник в виде совета правления клуба, все происходит иначе. 

В клубе есть правила, есть совет правления клуба, есть управляющая компания, есть бренд, и все это является ядром, вокруг которого закручивается активность. Управляющая компания отвечает за коммерческие, организационные вопросы и за развитие инфраструктуры. Совет правления и президент отвечают за жизнь сообщества. 

Как клуб формулирует свою миссию?  

— Наша миссия — помогать развитию предпринимателей. Это развитие происходит за счет взаимодействия предпринимателей друг с другом. Соответственно, развитие предпринимателей развивает весь мир. Наша задача — создать комьюнити с правильными ценностями, с правильным подходом к отношениям для того, чтобы члены клуба продолжали развиваться и делать этот мир лучше. 

Что является главным мотивом предпринимателя приходить в клуб? 

— У нас есть классификация, которая включает три группы. 

В первую группу входят люди с конкретным бизнес-запросом. Они понимают, что хотят расти, но им не хватает опыта, видения, а также людей, во взаимодействии с которыми можно было бы расти. 

Во вторую — те, чей запрос связан с ощущением застоя. Это похоже на  озеро, которое начинает «цвести». Когда ты чувствуешь, что не развиваешься, ничего в твоей жизни не меняется, тебе хочется из этой ситуации выбраться. Это можно сделать, если прийти в клуб единомышленников — заряженных, готовых ежедневно воплощать новые идеи. Такая среда вдохновляет. 

В третью — люди, которые достигли определенного уровня в бизнесе. У них нет задачи развивать бизнес или зарабатывать больше, у них появляется больше свободного времени, но при этом они понимают, что не могут не развиваться. Они приходят за развитием, расширением мышления, за новыми отношениями. 

В каких форматах работает клуб?  

— Мы проводим бизнес-завтраки, ежемесячные мероприятия со спикерами или классными практиками. Также у нас есть встречи с менторами, VIP-пакет, для которого мы привлекаем самых успешных  предпринимателей, которые приходят, делятся своим опытом, и в обстановке без камер им задают важные вопросы. 

Иногда мы ходим на экскурсии в разные компании, потому что это классно — увидеть изнутри все процессы. Есть новое направление — bootcamp: недавно в кампусе Сбера провели трехдневный практикум, где выступали профессора из «Сколково» и МГУ и освещали шесть тем — от найма до инвестиций и маркетинга. Предприниматели жили в кампусах, занимались спортом, общались друг с другом. В практикуме приняли участие больше 300 человек. Для такого мероприятия это было достаточно много.

Главное мероприятие — это слеты, которые проходят три раза в год. Мы проводим их либо в Москве, либо в Дубае. Резиденты прилетают со всего мира. На слетах половина времени — посвящение новых резидентов, которые выходят на сцену, рассказывают о себе. После посвящения проходят выступления спикеров, а потом мы три часа рассказываем о новостях клуба. Благодаря слетам новички быстро входят в контекст клуба, это важно, потому что пока клубная культура в России не достигла высокого уровня. Предприниматели, особенно из регионов, не всегда понимают, что можно получить от сообщества. Поэтому мы стараемся им это объяснять. На слеты люди приезжают семьями, начинают дружить друг с другом, общаться, отдыхать и просто классно проводить время. И, как правило, эти три дня превращаются в семь, народ объединяется и едет — кто в горы, кто на серфинг, кто на яхте, кто на рыбалку и так далее.

Какой из форматов наиболее эффективен для нетворкинга?

— Баня. Мы ходим в баню каждую неделю. На выходных там собираются по  50-60 человек. В слетные бани мы иногда ставили даже рекорд — у нас по 300 человек единовременно парились. Вообще, любое неофициальное мероприятие — самое эффективное. Оно располагает, оно раскрепощает людей. Люди друг друга узнают лучше. Отношения являются нашим главным драйвером, главным драйвером развития клуба. 

— Как быстро люди в сообществе начинают доверять друг другу?

— Мы делаем ставку на доверие. Когда ты приходишь в клуб, ты уже априори доверяешь людям. В клубе такая атмосфера, которая располагает начать взаимодействовать с людьми. Сколько итераций мы в жизни должны пройти с человеком, чтобы узнать его поближе, понять, кто он такой, можно ли с ним что-то  построить? А в клубе эта дистанция сильно сокращается. Одно из наших конкурентных преимуществ — классная атмосфера.

Как изменилась клубная практика в 2022 году? 

— У одних предпринимателей бизнес продолжает работать. Другие ищут возможности для дальнейшего развития. Насколько я знаю, более 20% членов клуба релоцировались. Тем, кто столкнулся с трудностями, мы помогаем совершенно безвозмездно. Члены клуба понимают, что иногда случаются ситуации на грани жизни и смерти. Бывают случаи, когда резидент уходит из жизни, к сожалению, и тогда среди остальных начинается масштабный сбор средств. Если все это подсвечивать, человек четко понимает, почему находится в этом сообществе. Наши чаты работают в режиме 24/7, в каждом чате есть свой костяк, который продвигает новые темы, это поддерживает людей. Когда в клубе происходит активное движение, это помогает переживать стресс.

Как изменились интересы членов клуба в прошлом году? 

— Члены клуба стали проявлять больше интереса к инвестициям — у людей есть свободный капитал, но нет гарантий того, что твой бизнес завтра будет успешно работать. Каждый, у кого есть инвестиционный опыт, показывает свои кейсы. Мы проводим инвестиционные питчинги, где резиденты рассказывают про свои проекты. У кого-то это новые стартапы, у кого-то бизнесы, которым просто нужен капитал. Очень часто члены клуба инвестируют деньги в бизнесы друг в друга. Сейчас они ищут ответ на вопрос — что делать с деньгами в период стресса?  

Какие у клуба планы на ближайшие три-пять лет?

— После выхода на дубайской рынок мы поняли, что нужно запускать клубные дома — современные, многофункциональные рабочие пространства для предпринимателей. По себе знаю, что предприниматель не должен заниматься целыми днями операционными вопросами в офисе. Его задача заключается в том, чтобы сформировать как можно более четкую стратегию развития компании, привлечь необходимые ресурсы, сформировать первый круг людей и дать план ближайших действий. И если он будет находиться внутри операционной деятельности компании, то он не будет так эффективен. Если ты будешь находиться в клубе или на другой площадке, где тебя будут окружать сильные предприниматели, у которых достаточно высокий уровень компетентности, где у тебя будет возможность вдохновляться этими ресурсами, то компания от этого только выиграет. 

Это будут дома примерно по 3000 кв метров, в каждом будет спортивный клуб, рестораны, переговорные, коворкинги, кинотеатр, сигарные и все остальное. Мы провели Customer development, опросили примерно 100 предпринимателей в возрасте от 30 до 40 лет с активной жизненной позицией, проанализировали, поняли, что они делают в течение дня и интегрировали все это в клубные дома. Первый флагман мы планируем открыть в Дубае в 2023 году, если эта гипотеза подтвердится, будем открывать такие дома по всему миру и «обвязывать» их нашим мобильным приложением.

Хочется формировать лобби внутри системы, потому что в этом году мы хотим вырасти до 2500-3000 резидентов. Мы хотим собирать тысячи людей по всему миру без привязки к какой-то конкретной локации. Поэтому внутри платформы будут развиваться мини-группы, форумы, база знаний, подключение к мероприятиям и трансляция этих мероприятий. Также будет возможность посмотреть на карте, где находятся члены клуба,  и назначить с ними встречу.


Forbes Club совместно с «Yep.Навигатор деловых сообществ» в мае 2023 года подготовили рэнкинг российских сообществ для предпринимателей. Посмотреть результаты исследования можно по ссылке.