Реклама Forbes Club

Егор Евланников: «Сообщество формируется там, где принято заботиться друг о друге»

Президент бизнес-сообщества «Эквиум» рассказывает о лучших форматах для нетворкинга, целях сообщества и трендах в среде предпринимателей

Forbes Club продолжает серию материалов о бизнес-сообществах России. Сегодня собеседник президента  Forbes Club Дмитрия Озмана — сооснователь и президент «Эквиум» Егор Евланников.

— Сколько участников в «Эквиум» и сколько из них составляет ядро аудитории?

— Сейчас у нас 850 резидентов, отобранных из 40 000 заявок. «Эквиум» — это, наверное, сообщество с самым широким территориальным охватом. В сообществе 30 чаптеров  — представительств. 

Если говорить о ядре, то самыми активными являются примерно 600 человек. У нас все члены сообщества достаточно активны. Это объясняется, с одной стороны, селекцией кандидатов, а с другой — децентрализованностью структуры. Важное условие членства в сообществе — человек должен обязательно принимать участие в работе его форум-группы. Форум-группа — ежемесячные «круглые столы» под руководством модератора, в рамках которых предприниматели обсуждают не только деловые вопросы, но вопросы отношений с детьми, семьей и личным развитием. Когда человек включен в работу группы, он осознает ценность сообщества. 

— Как создаются чаптеры?

— Решение открыть представительство принимаем не мы, а предприниматель, который действует в таком же ценностном поле, что и мы. Он открывает представительство в своем городе, а мы становимся  наставниками, поддерживаем его инициативу, даем доступ к нашей инфраструктуре. Внутри этого подразделения все построено на его лидерской энергии, потому что он не наемный менеджер, а собственник. Такой подход обеспечивает многообразие и разность чаптеров. 

— По какому принципу вы выбираете людей в сообщество?  

— Мы опираемся на описание high-impact предпринимателя, изучаем ролевую модель, этические принципы, ментальные установки, ценностный код. Смотрим отзывы и рейтинги, обращаем внимание на то, какую социальную функцию выполняет бизнес, какие рабочие места создает. Эта методика — своего рода «черный ящик», потому что она понятна только нам, и мы ее не раскрываем. Финальное решение о вступлении нового члена принимают сами резиденты. В чаптере проходит мероприятие, пробный совет директоров, на который человек приходит с запросом. Что-то вроде форум-встречи, которая позволяет резидентам понять, усилит ли этот человек сообщество и будет ли это сообщество полезно ему.

— Как выглядит модель чаптера? Это франшиза?

Раньше с юридической точки зрения это была франшиза. В 2022 году мы получили статус некоммерческой организации, и теперь наши подразделения — это филиалы некоммерческой организации. Сейчас мы проводим реструктуризацию. Новая модель работы позволяет вовлекать в сообщество предпринимателей и лидеров, которые работают в регионах. 

Наша задача при этом состоит не столько в том, чтобы вырастить внутри чаптеров центры экспертизы, сколько в том, чтобы поддерживать развитие чаптеров, обеспечивать постоянный приток новых технологий, подходов, форматов и новых практик. Главная задача — сделать так, чтобы человек, который открывает представительство, получил не новые проблемы, а возможность реализации своего творческого и лидерского потенциала. Мы помогаем ему в этом. 

— Сообщество не зарабатывает на продаже франшиз?  

— Не зарабатывает. У сообщества есть более важная цель — формирование социального капитала. «Эквиум» родился в стенах «Рыбаков Фонда», у цель которого — изменить мир к лучшему. В рамках этой цели выбрали три направления, на которых держится общество — предпринимательство, образование и поддержка социальных проектов. После глобального исследования нашли 30-40 проектов и внедрили их в России. «Эквиум», соответственно, родился как один из таких проектов, направленных на улучшение жизни общества. 

За его основу был взят проект Endeavor Global, основанный американской предпринимательницей Линдой Ротенберг в 1997 году. Они занимались селекцией high-impact предпринимателей на рынках с развивающейся экономикой — находили таких предпринимателей, давали им доступ к социальному капиталу и год с ними работали. 

Спустя пять лет появился фонд Endeavor Catalyst Fund, который занимался бридж-финансированием, то есть вливал в экономику около $100 млн вместе с локальными инвесторами и за счет этого стимулировал макроэкономические показатели. То есть это большой инструмент работы с экономикой, но в то же время очень узкий: ты бьешь в одну точку и получаешь суперценность.

В основу нашего сообщества мы положили именно этот подход. И дополнили его своим пониманием роли предпринимателя как человека, меняющего мир к лучшему. Нам не все равно, в каком мире жить нашим детям. Мы верим, что только примером можно изменить мир вокруг себя.

— Как вы формулируете миссию сообщества?  

— Улучшение качества жизни за счет поддержки и популяризации предпринимателей и их ролевых моделей. 

— Какие мотивы приводят участников в сообщество?  

— Я думаю, что причины, по которым люди приходят в сообщество, и причины, по которым люди остаются в нем, — разные. Коэффициент retention (маркетинговая метрика, отражающая удержание целевой аудитории. — Forbes Club) по сообществу составляет больше 80%. Люди приходят «на людей», то есть для того, чтобы познакомиться с интересным человеком, но остаются, потому что каждый для себя находит в сообществе какую-то ценность.

— Какова география сообщества сегодня? 

— Более 20 чаптеров расположено в России. Открыты представительства в Индонезии, Объединенных Арабских Эмиратах, Беларуси, Германии, Молдове, Узбекистане и Казахстане. Большинство чаптеров были открыты до 2022 года. В прошлом году уехало, наверное, около 15% членов, в основном, из московского и питерского чаптеров. 

В сообществе есть две траектории развития — для тех, кто остался в России, и для тех, кто уехал. Поскольку мы — международное сообщество, центральный офис находится в Дубае. В сообществе — 90% россиян, но взаимодействие между ними происходит по всему миру. 

— В каких форматах работает сообщество?

— Мы провели большое исследование — изучили 25 вариантов ивентов и поняли, что ключевую ценность дают форум-встречи. На втором месте — общие выездные сессии. В сообществе происходит много событий, часто чаптеры ездят в гости друг к другу, и это очень круто — в рамках таких поездок устанавливаются прочные связи. Поэтому многие наши предприниматели очень устойчивые, они быстро переживают кризисы, быстро расширяют бизнес…  

— Какие форматы наиболее эффективны для нетворкинга?

— Если говорить про новые знакомства, то можно составить список из 500 разных вариантов — где можно познакомиться, чтобы работать, ходить на встречи, общаться. Однако не факт, что эти знакомства будут полезны. 

Форматы, которые помогают предпринимателям развиваться, меняются. 

Когда мы запускали наш проект, не было ни «Атлантов», ни «Клуба 500», была только «Опора» и «Деловая Россия». Никто особо не хотел с нами работать, и мне приходилось объяснять потенциальным партнерам про наставничество, про горизонтальный обмен опытом, про форум-группы. 

С того времени прошло несколько лет. Сегодня я считаю, что самый эффективный способ коммуникации — это совместное проживание опыта. Это самый крутой способ для того, чтобы познакомиться с другим человеком, чтобы выстроить взаимодействие с ним. Все остальные форматы — поездки, путешествия, приключения — имеют второстепенное значение. 

— Какие планы у сообщества на ближайшее будущее?

— Мы активно уходим в цифру. Много ресурсов потратили на тестирование приложений и платформ. Думаю, что в течение года или полутора лет мы вообще уйдем от использования общего чата в Telegram. Хотим оставить только чаты форум-групп. Однако хочу подчеркнуть самое главное — мы хотим подчинить цифровые инструменты реальным встречам, то есть сделать так, чтобы у людей накапливалось желание встретиться. В чате у человека есть ложное представление о том, что он причастен к сообществу, и у него якобы реализуется запрос на коммуникацию. А на самом деле эта коммуникация не происходит.  

— Как изменились практики работы сообщества в 2022 году?  

— Думаю, что 2022 год «идет за 10 лет», потому что в течение этого года были разные волны — люди то уезжали, то меняли доллары, то приезжали назад, то принимали новое гражданство. Поначалу мы начали адаптировать работу сообщества к новым обстоятельствам, пытаться вносить изменения в форматы. Потом стало понятно, что общество очень пластично, что оно имеет свойство возвращаться к той устойчивой форме, в которой ему удобно существовать. Дело здесь не в привычке, а в эффективности. Один из основных выводов, который я сделал по итогам года — не надо суетиться. 

— Какие новые тренды появились в практике сообщества в 2022 году?

— Стало больше международных мероприятий. Внутри мероприятий стало больше встреч самих резидентов. Наверное, основной тренд — это то, что очень много предпринимателей уехали из России и сразу получили доступ к мировым практикам, к хорошим контактам, к финансированию. Таким образом, они обогатили и российский бизнес, и международные предпринимательские рамки. 

При этом запросы различны. Одни участники сообщества живут в Москве, и у них все налажено в бизнесе, они находятся в безопасности и думают о том, что оставить после себя.

Другие оказались в Турции, в Индонезии и начинают бизнес в новой среде. В первую очередь предприниматели стремятся решить вопросы, связанные с безопасностью. Самый выгодный способ нахождения в такой среде — размышлять, что ты можешь в первую очередь отдать? Что ты можешь предложить местной среде?

Важно понимать: у тех, кто пытается только забирать, ничего не получится. Сообщество формируется там, где принято заботиться друг о друге. Должен быть баланс тех, кто дает и тех, кто получает.  



Forbes Club совместно с «Yep.Навигатор деловых сообществ» в мае 2023 года подготовили рэнкинг российских сообществ для предпринимателей. Посмотреть результаты исследования можно по ссылке.