Реклама Forbes Club

Территория роскоши: какие вызовы стоят перед индустрией Luxury в России

Территория роскоши: какие вызовы стоят перед индустрией Luxury в России

27 ноября в отеле The Carlton, Moscow состоялся бизнес-завтрак «Территория роскоши. Как сохранить высокий уровень сервиса и поддержать индустрию люкса в России». Эксперты и гости обсудили тенденции развития отрасли в современных условиях и сделали прогнозы на 2024 год. Встреча прошла  при информационной поддержке Forbes Club

«В 2022 году мы заботились о том, чтобы трансформировать бизнес. А в 2023 году задумались о росте. Любой рост должен происходить в определенных условиях, которые мы сможем создать только вместе», — объяснила цель мероприятия Оксана Леоненко, генеральный менеджер The Carlton, Moscow.

Модератор встречи программный директор Forbes Club Андрей Семеркин назвал главные риски, с которыми имеет дело индустрия роскоши: изменения в поведении потребителей, вызванные последствиями ковида; рост «зеленых» настроений в молодежной среде; санкционные ограничения; переезд сотен тысяч россиян в другие страны; уход западных брендов с российского рынка; кардинальные перемены в медиасреде…

Ирина Митрошкина, совладелец салонов красоты Privè7, рассказала, как  ее бренд адаптировался к переменам: «Наша сеть всегда делала упор на положительное эмоциональное состояние клиента. Сейчас нам приходится прилагать больше усилий для этого, потому что люди стали больше сомневаться. Приходится чаще разговаривать, соглашаться и сглаживать углы».

Лина Курбанова, владелец VIPAVENUE, наоборот, отмечает спокойствие российского покупателя: «Клиенты меняются с каждым кризисом — они становятся более требовательными. Я считаю, что стрессоустойчивость россиян сейчас на очень высоком уровне. У нас все покупатели достаточно спокойные, хотя иногда, конечно, видна небольшая тревожность. Клиент стал более осознанным, более разборчивым. Таких шопоголиков, которые были в начале 2000-х годов, сейчас очень мало».

Индустрия Luxury, как и многие другие отрасли, сталкивается с поколенческими переменами в сознании. Молодежь выступает за разумное потребление, более бережно относится к ресурсам планеты, чем представители старшего поколения, в результате чего на рынке появляются шеринговые проекты. Мешают ли такие проекты продажам товаров на рынке Luxury? Алина Назарова, руководитель А-Клуба видит в этом одно из направлений развития: «По итогам 2023 года объем рынка шеринговой экономики составил $390 млрд. Аналитики прогнозируют, что к 2032 году этот рынок вырастет в 2-3 раза. С другой стороны, по итогам 2023 года рост рынка сегмента люкс составил 12%, но это, к сожалению, обеспечено не объемом продаж, а ростом стоимости. То есть в сегменте люкс есть инфляция. Когда мы смотрим на эти два факта вместе, можно сделать прогноз, что люкс будет двигаться в шеринговую экономику». 

«У нашей целевой аудитории всегда была склонность к «зимовке» и жизни на две-три страны. Сейчас это стало более актуально. Конечно, наиболее популярным местом является Дубай», — обозначает еще один вызов директор по развитию АО «Русская Медиагруппа» Екатерина Касперович. По оценке проекта Re:Russia, с февраля 2022 года из России уехали более 820 000 человек. Эти данные приводит Forbes. Индустрия относительно просто адаптировалась к тому, что некоторые состоятельные клиенты переехали жить в другие страны. Более чувствительным для отрасли оказался отъезд специалистов: сегодня компаниям премиального сегмента не хватает специалистов для работы с целевой аудиторией.

Системный перемены происходят и в  в медиа. Одним из главных трендов медиарынка сегодня стало укрепление Telegram. В 2020  году российская аудитория Telegram насчитывала 27-30 млн пользователей, в 2021 году — 55 млн, в 2023 — 76 млн. Выросло и количество каналов: в 2019 году их было 87 тыс., в 2021 году — 300 тыс., сегодня — 560 тыс. В 2022 году, когда на платформе стало возможно размещать рекламные объявления через операторов-посредников, на Telegram стали обращать внимание рекламодатели. Эксперты мероприятия отметили, что взаимодействие через мессенджер отличается от взаимодействия через социальные сети — оно более интимное и доверительное. Поэтому именно в Telegram хорошо виден один из основных трендов маркетинга — персонализированное общение бренда и покупателя. 

Российский рынок покинули зарубежные бренды. Место тех, кто ушел, занимают российские производители и компании из стран Азии. Александр Чамовских, основатель и владелец ювелирного дома CHAMOVSKIKH, так описывает поворот российского люкса на Восток: «У нас всегда была широкая география партнеров и поставщиков — мы работаем с Индией, Китаем, Таиландом, Бельгией, Францией, Швейцарией, Италией, Турцией, Австралией, Японией, США, Израилем и ОАЭ. В целом, никаких негативных результатов от большей ориентации на партнеров из Азии мы не ощутили — наоборот, снизилась стоимость обслуживания и повысилось качество. Например, мы перешли с итальянских витрин на оборудование из Китая. Как выяснилось, большинство так называемого европейского оборудования делается в Азии, то есть мы просто начали покупать напрямую». 

Резюмируя встречу, модератор попросил экспертов выделить главные тенденции из числа тех, что оказывают воздействие на рынок Luxury сегодня. Эксперты сошлись на том, что одной из главных проблем отрасли является кадровая. Елена Филипченкова, генеральный директор Aspire Lifestyles (EECA), объяснила ее так: «Большая проблема на сегодняшний день — это сотрудники. Точнее, их неопытность и отсутствие экспертизы и навыков, чтобы они могли быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Хочется подготовиться к тем изменениям, которые нас еще ждут». 

Программный директор Forbes Club Андрей Семеркин высказал предположение, что в ближайшем будущем на отрасль окажут системное воздействие два тренда: во-первых, поколенческие сдвиги в потребительском поведении — стремление к простоте, экологичности, естественности; во-вторых — стремительное развитие информационных технологий, в результате чего общество серьезно обновит стиль жизни.