Forbes обсудил с экспертами влияние ИИ на медиаотрасль
Forbes Club совместно с EMM International провел 12 октября в московском «Баре Шаляпин» закрытую встречу, участники которой вместе экспертами обсудили влияние ИИ на маркетинг
Маркетинг — одна из первых сфер, которая подверглась цифровизации. Объем мирового рынка ИИ в маркетинге в 2022 году составил $14,79 млрд, а к 2032 году он превысит $145,42 млрд, подчеркнул Дмитрий Озман, директор по развитию Forbes и президент Forbes Club, открывая встречу.
«В редакции Forbes практически не осталось подразделений, которые не используют ИИ, но, по моему личному мнению, в нашем случае ИИ не сможет заменить человека, потому что нейросети еще не научились хорошо писать, проводить фактчек и находить источники. Возможно, в будущем ситуация изменится», — отметил Дмитрий Озман.
В журналистике чаще всего используют ИИ для поиска информации. Сергей Апресов, редакционный директор проекта «Цифровой океан» объяснил: «Медиа, когда к нему применяешь ИИ, распадается на две группы: СМИ, которые работают с реальностью, и развлекательно- настроенческие платформы, условно TikTok. Это два совершенно разных типа, в которых ИИ работает по-разному. Например, мы работаем с реальностью и в редакции используем ИИ, но ограниченно. Во-первых, его используют для поиска: один из наших редакторов уже ищет информацию не в поисковиках, а в ChatGPT, потому что он не выдает повторы и не зависит от SEO-оптимизации. Во-вторых, с помощью него мы генерируем картинки. При этом ИИ не может заменить человека пишущего, потому что люди ценят краткость, а это означает, что в текст нужно вложить много смысла и мало воды. Мало воды — это отсутствие штампов и пустых фраз, как раз то, на чем тренируется чат ChatGPT. Поэтому его тексты получаются складные, но пространные».
Евгений Кадушин, партнер и международный директор по технологиям медиа-консалтинговой сети EMM International, управляющий партнер Trout & Partners, соучредитель CURRENT Marketing Partners, отметил, что в его компании ИИ уже используется для решения многих задач, однако, по его мнению, пока он не может удовлетворить все потребности клиентов: «У нас была идея — выпустить софт в EMM, который сам мог бы делать медиааудит. Мы его сделали и могли выложить 10 лет назад, но решили не рушить рынок. Позже мы поняли, что клиентам нужен не просто отчет, а еще и консалтинг, помощь в принятии решения, а это не может сделать алгоритм».
Чтобы спрогнозировать, какое влияние нейросети окажут на медиаиндустрию, важно, понимать, на какой стадии сейчас находится ИИ. Алексей Штоколов, руководитель направления «Качество рекламы и аналитические продукты» компании «Яндекс» объяснил: «А что случилось? Мы все время обсуждаем, что ИИ взял, реализовался за спиной у нас и сказал: «Бум! Я сейчас буду вместо тебя». Проблема в том, что не бывает такого, что технология рождается из ниоткуда. Алгоритмы были и пять лет назад. Все изменил именно подход к обучению. Теперь машина учится не тому, чему мы ее учим, а мы закладываем в нее объем данных и она учится на нем как на жизненном опыте. Дальше мы берем «жизненный опыт» модели и чему-то ее дообучаем».
ИИ — далеко не первая технология, которая обещает перевернуть весь мир с ног на голову. Дмитрий Озман вспомнил блокчейн-технологии и другие ресурсы, которые должны были заменить бумажные деньги, но до сих пор этого не сделали.
Евгений Кадушин задался вопросом, насколько ИИ может повлиять на всю цепочку поставок в медиа-бизнесе. Например, до появления WordPress и Tilda существовали студии, которые делали веб-дизайн каждой страницы. Сейчас, с новыми инструментами, лендинг может сделать каждый за 15 минут. Это не уничтожило веб-студии и агентства, но перестроило их работу и сократило прибыль. При этом, когда изобрели кварцевые часы, 95% часовщиков потеряли свою работу. Появились новые профессии, но они никак не были связаны со старыми, ведь навык накручивания шестеренок стал больше не нужен.
«Первая версия — ничего не изменится, просто аутсорсинговые подрядчики, используя те же навыки, переквалифицируются в операторов ИИ. Вторая — навык работы с ИИ станет очень сложным, и в результате одни люди останутся без работы, а условные айтишники начнут управлять нейросетями. Третья — работа с ИИ будет настолько простая, что конечный заказчик будет сам использовать нейросети, а текущая цепочка поставок будет не нужна», — выстроил предположение Евгений Кадушин.
С первой версией согласился Алексей Штоколов: «Раньше постпродакшн тратил месяцы, чтобы доделать видео, потом пришел софт, который за ночь мог перекодировать ролик. Теперь ИИ может подстроить и изменить целые кадры. Человек, сидящий на постпродакшене не изменился, но у него изменились набор навыков, скорость работы и уровень зарплаты. Раньше в вакансиях писали «уверенный пользователь ПК», в ближайшие лет пять на месте этой строки появится «уверенный пользователь ИИ»».
Сергей Апресов вспомнил и другие технологические прорывы: «Сейчас у каждого в кармане лежит смартфон. 30 лет назад даже не было мысли, что я получу доступ к Интернету в поезде, например. Телефон нас усилил, но не заменил». Эксперт подчеркнул, что смартфоны, как и другие полупроводники — это часть третьей промышленной революции, которая уничтожила миллион рабочих мест. ИИ — это четвертая промышленная революция, которая повлечет за собой схожие последствия.
«ИИ — это не просто автоматизация рутины, но еще и рутинизация того, что раньше рутиной не было. Кто-то говорит, что ИИ заменит только рутину. Нет, он сделает рутиной практически все процессы, а потом сможет заменить и их», — сделал вывод Евгений Кадушин.
На открывающем снимке: Евгений Кадушин, партнер и международный директор по технологиям медиа-консалтинговой сети EMM International, управляющий партнер Trout & Partners, соучредитель CURRENT Marketing Partners; Дмитрий Озман, директор по развитию Forbes Russia и президент Forbes Club; Сергей Апресов, редакционный директор проекта «Цифровой океан»; Алексей Штоколов, руководитель направления «Качество рекламы и аналитические продукты» компании «Яндекс»
Forbes обсудил с экспертами влияние ИИ на медиаотрасль
Татьяна Гура, директора по бренду и маркетинговым коммуникациям «МегаФона»; Ольга Бабкина, руководитель направления по традиционным медиа, спонсорству и партнерству «МегаФона»; Елена Нечаева, руководитель направления по диджитал-медиа и перформанс «МегаФона»
Виктория Крылова, эксперт бутика Vilhelm Parfumerie от проекта парфюмерии и косметики Molecule; Лариса Пономарева, руководитель департамента маркетинга и рекламы ВТБ; Артем Кулик, старший вице-президент, заместитель руководителя департамента по работе с клиентами рыночных отраслей ВТБ
Елена Семенова, директор по развитию бренда и маркетинговым коммуникациям Ростелеком/Tele2; Антон Володькин, генеральный директор Wink
Евгений Кадушин, партнер и международный директор по технологиям медиа-консалтинговой сети EMM International, управляющий партнер Trout & Partners, соучредитель CURRENT Marketing Partners; Дмитрий Озман, директор по развитию Forbes Russia и президент Forbes Club; Сергей Апресов, редакционный директор проекта «Цифровой океан»; Алексей Штоколов, руководитель направления «Качество рекламы и аналитические продукты» компании «Яндекс»
Алексей Штоколов, руководитель направления «Качество рекламы и аналитические продукты» компании «Яндекс»
Евгений Кадушин, партнер и международный директор по технологиям медиа-консалтинговой сети EMM International, управляющий партнер Trout & Partners, соучредитель CURRENT Marketing Partners; Дмитрий Озман, директор по развитию Forbes Russia и президент Forbes Club; Сергей Апресов, редакционный директор проекта «Цифровой океан»; Алексей Штоколов, руководитель направления «Качество рекламы и аналитические продукты» компании «Яндекс»
Евгений Кадушин, партнер и международный директор по технологиям медиа-консалтинговой сети EMM International, управляющий партнер Trout & Partners, соучредитель CURRENT Marketing Partners; Дмитрий Озман, директор по развитию Forbes Russia и президент Forbes Club; Сергей Апресов, редакционный директор проекта «Цифровой океан»
Елена Хала, редактор специальных проектов журнала «Цифровой океан»; Сергей Апресов, главный редактор журнала «Цифровой океан»; Никита Лапов, руководитель мультимедийных проектов Forbes Russia