Маркетологи попали в нейросети
Нейросети облегчают рутинные процессы маркетинга благодаря своей способности анализировать данные и предоставлять персонализированный контент. К 2032 году рынок ИИ в маркетинге должен достигнуть $145,42 млрд
Согласно исследованию Precedence Research, объем мирового рынка ИИ в маркетинге в 2022 году составил $14,79 млрд. Эксперты прогнозируют, что к 2032 году он превысит $145,42 млрд и достигнет среднегодового темпа роста в 25,68%. Ключевые факторы, которые способствуют развитию этого рынка — это рост электронной коммерции, персонализированное обслуживание клиентов и тренд на использование ИИ в социальных сетях.
HubSpot для своего отчета «Тренды искусственного интеллекта в маркетинге в 2023 году» опросил руководителей компаний со всего мира уровня директора и выше. 62% лидеров бизнеса говорят, что уже инвестировали в инструменты искусственного интеллекта и автоматизации. 71% из них сообщают о положительной рентабельности инвестиций.
ИИ открывает новые возможности в сфере маркетинга, а маркетологи, внедрившие нейросети в свою работу, существенно экономят время и оптимизируют рутинные задачи. Четыре самых популярных варианта использования ИИ в маркетинге — это создание контента, этим пользуются 48% опрошенных HubSpot маркетологов, анализ и создание отчетности (45%), обучение новым навыкам (45%), а также проведение исследований (32%).
Оставьте рутину алгоритмам
Эксперты HubSpot подсчитали, что в 2023 году среднестатистический маркетолог одновременно реализует пять кампаний, а каждый квартал он проводит в общей сложности семь кампаний. Такая насыщенная рабочая нагрузка требует постоянной включенности, многозадачности, перераспределения приоритетов и делегирования. Одна из причин, почему ИИ так быстро вошел в сферу маркетинга, заключается в том, что он показал разницу между высокоэффективной работой, например, творческим мозговым штурмом, разработкой стратегии, реализацией проекта и управлением персоналом, и работой с низким уровнем воздействия, которая включает в себя рутинные, повторяющиеся задачи. ИИ помогает маркетологам именно со второй группой работы, разгружая время специалистов.
На ручное управление маркетологи тратят около пяти часов в день. Внедряя инструмент искусственного интеллекта, средний сотрудник экономит почти 2,5 часа в день на этих рутинных задачах. При этом в неделю можно сэкономить 12,5 часа времени и даже 25-26 дней в году.
Инструменты: текст и звук
Самыми популярными инструментами искусственного интеллекта стали чат-боты, такие как ChatGPT или ChatSpot, которыми пользуются около 53% опрошенных маркетологов. На втором месте идут инструменты генерации текста, например, Jasper, и визуальные инструменты, такие как генератор изображений AI Canv, к которым обращаются 44% маркетологов.
31% специалистов рассказали, что используют аудиоинструменты, например, Speechify. При этом самым популярным приложением искусственного интеллекта для маркетинга является Compose AI (18%), за ним следуют Jasper (17%) и Copy.ai (16%).
Сферы использования
Возможности использования ИИ в маркетинге постоянно расширяются. Сейчас существует несколько задач, для выполнения которых маркетологи используют нейросети практически на постоянной основе:
- Для поиска информации и вдохновения. Нейросети хорошо помогают сдвинуть дело с мертвой точки, когда речь идет о поиске чего-то нового. 48% маркетологов используют ИИ для поиска информации, 32% — для освоения новых навыков, и еще 22% — для поиска новых идей и вдохновения.
- Для SEO и подбора ключевых слов. SEO-планирование и подбор ключевых слов — наиболее трудоемкая повторяющаяся работа, которую многие компании уже автоматизировали. 84% респондентов рассказали, что ИИ и автоматизация очень эффективны при согласовании контента с целями поиска, 80% — при улучшении пользовательского опыта на сайте, а 74% — при повышении рейтинга в поисковой выдаче.
- Для создания и масштабирования контента. Создание контента, который привлекает, конвертирует, обучает и выделяется в Интернете — это трудоемкий процесс, который во многом может облегчить ИИ. 45% маркетологов обращаются к нейросетям для создания контента, 20% — для создания копий и изображений, и еще 18% — для написания плана публикации. При этом 53% тех, кто использует ИИ для написания текста признались, что вносили небольшие изменения в готовый текст, 39% вносили серьезные правки, 5% полностью изменяли текст, а 4% никаких правок не вносили.
- Для адаптации контента под разные каналы. Около 21% маркетологов используют ИИ для выделения в материалах ключевых моментов. Это важно для перепрофилирования контента по разным каналам, когда новый контент нужно переупаковать и распространить в нескольких источниках. Сегодня около 31% опрошенных маркетологов используют ИИ для написания постов в социальных сетях. В то время как одни посты компаний в соцсетях уникальны, креативны и требуют человеческого создания, другие выполняют более простую функцию — распространяют информацию, с чем, чаще всего, и помогает ИИ.
- Для email-рассылок. Более 28% маркетологов во всем мире уже используют нейросети для создания рассылок и написания ответов по электронной почте. Эксперты HubSpot ожидают, что именно этот сегмент будет быстрее всего расти, и в ближайшие годы большинство маркетинговых отделов внедрит в эти процессы ИИ независимо от размера компании.
- Для описания продуктов. Чтобы создать наиболее персонализированное описание продуктов компании, нужно максимально избегать повторяющихся фраз, а добиться этого не всегда просто. 25% маркетологов используют для этих задач нейросети, которые могут создать уникальные описания по заданным критериям неограниченное количество раз.
- Для оптимизации контента. Маркетологи не только генерируют новые материалы, но и оптимизируют старые, находя для них инфоповоды или новые площадки для распространения. Иногда для этого необходимо существенно обновить текст, с чем помогают нейросети, а иногда к ИИ обращаются, чтобы провести полную оптимизацию библиотеки контента, например, просят составить список самых неэффективных материалов и проанализировать их.
- Для анализа данных. Для создания отчета может понадобиться целая команда — программист, который поможет в сборе данных, аналитик, который выделит из них главные тренды, дизайнер, который создает красивые графики и презентации и другие специалисты, а может понадобиться только маркетолог и ИИ. Нейросети могут самостоятельно собирать, очищать и анализировать данные, на их основе делать визуализации и строить презентации или отчеты. 45% маркетологов уже интегрировали ИИ в процесс создания своих квартальных отчетов.
Шаг за шагом: как внедрить инструменты ИИ в маркетинг
Внедрение любой новой технологии в производственный процесс может вызвать сопротивление или негативные краткосрочные последствия. Для того, чтобы сделать этот процесс наиболее эффективным и безболезненным, команда HubSpot дает четыре совета:
- Определите проблему. Начните с определения областей, которые будут улучшены при помощи ИИ. Это может быть любой процесс из списка выше. Хотя возможности нейросетей развиваются быстро, они все еще не идеальны. Продолжайте проверять информацию и отслеживайте эффективность процесса до и после внедрения ИИ.
- Выбирайте правильные инструменты ИИ. На рынке существует множество инструментов с использованием нейросетей, нужно только подобрать наиболее удачный под свои потребности и бюджет. Не забывайте обращаться к отзывам других специалистов и интересоваться новыми технологиями в этой сфере.
- Научитесь делать правильные запросы к ИИ. Работа с нейросетями похожа на изучение нового языка — здесь важно, чтобы вас правильно поняли. Объясняйте и описывайте максимально точно то, чего вы добиваетесь от ИИ. Чем больше вы предоставите ему информации, тем точнее будет результат.
- Используйте все возможности своих инструментов. Многие инструменты уже внедрили в свой функционал ИИ. Например, некоторые соцсети предлагают рекламный таргетинг и анализ аудитории на основе нейросетей. Постоянно тестируя новые функции старых инструментов, можно внедрить автоматизацию намного быстрее и безболезненнее.
Где находятся подводные камни?
Внедрение ИИ в маркетинг может принести существенные выгоды компании, но также создать определенные проблемы. Эксперты портала Invoca, специализирующегося на аналитике в маркетинге, выделяют пять главных вызовов для этой сферы от внедрения нейросетей:
- Качество и доступность данных. ИИ в значительной степени работают на основе данных, а некачественные данные могут в разы снизить его эффективность. При внедрении нейросетей в маркетинговые процессы специалисты должны гарантировать, что данные, используемые для анализа ИИ, являются точными, актуальными и доступными.
- Интеграция с существующими системами. Интеграция инструментов на базе нейросетей с существующими маркетинговыми технологиями может оказаться сложной и трудоемкой задачей. Проблемы совместимости, возникшие при этом, требуют тщательного планирования для безболезненной интеграции.
- Стоимость и ресурсы. Внедрение нейросетей может оказаться дорогостоящим процессом. Еще больших инвестиций может требовать переобучение сотрудников или найм нового персонала.
- Проблемы конфиденциальности и безопасности. ИИ часто работает с конфиденциальными данными клиентов. Маркетологи при этом должны ввести строгие правила защиты данных и следить за их соблюдением.
- Понимание и доверие. Некоторые маркетологи могут скептически относиться к новым технологиям и не до конца понимать, как алгоритмы ИИ приходят к определенным выводам. Укрепление доверия к ИИ — стратегическая задача для множества компаний.
Для того, чтобы справиться с этими вызовами, важно тщательно планировать свои шаги по внедрению ИИ, постоянно мониторить рынок технологий и обучать свою команду. При наличии грамотных стратегий маркетологи могут использовать возможности нейросетей для преодоления этих препятствий.