Реклама Forbes Club

Не по учебнику

Владимир Шаповалов

Декан факультета международного бизнеса МГИМО МИД России

Эксперт

Когда в экономике происходят системные перемены, вуз должен не ограничиваться привычными академическими форматами, а выстраивать живой диалог с экспертами и представителями бизнеса, вовлекая в этот процесс преподавателей и студентов

В условиях санкций российская экономика меняет деловых партнеров. Сотрудничество со странами Запада сворачивается, на смену европейским странам приходят азиатские и латиноамериканские. 31 октября 2023 года на пленарной сессии Международного таможенного форума в Москве временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной таможенной службы России Руслан Давыдов заявил, что доля Евросоюза в общем объеме российской внешней торговли, которая прежде составляла 50%, сегодня снизилась до 16%, тогда как доля азиатских стран выросла до 70%. Быстрее всего растут объемы торговли с Индией. Товарооборот с Китаем достиг рекордных значений.

Рост товарооборота между Россией и странами Латинской Америки за последние пять лет составил 25%, а экспорт в страны региона увеличился в 2,3 раза. Об этом сообщил президент РФ на международной парламентской конференции «Россия — Латинская Америка», которая состоялась 29 сентября 2023 года.

Эти перемены нашли отражение в академических контактах факультета международного бизнеса МГИМО. В 2023 году факультет успешно развивал сотрудничество с вузами Китая, Мексики, Индии и Бразилии. Так, факультет подписал меморандум о сотрудничестве с Восточно-китайским университетом науки и технологии и Университетом Ла Саль Мехико. С Университетом Амити в Индии идет активная работа над созданием совместной магистерской программы, а с Федеральным университетом Рио-де-Жанейро обсуждаются наиболее перспективные форматы сотрудничества.

Менеджеры за партой

Сегодня в российском бизнесе происходят и другие перемены, имеющие системное значение. Компании проводят политику импортозамещения, учатся работать в условиях турбулентного рынка. Факультет помогает компаниям решать стоящие перед ними задачи. Для этих целей мы проводим конференции и консультационные семинары с руководителями крупнейших компаний страны.

Например, в 2023 году для руководителей девелоперской компании «Самолет» мы провели семинары по построению эффективной медиастратегии и развитию командного менеджмента. Для сотрудников телекоммуникационного оператора «Мегафон» факультет организовал научно-практическую конференцию, в ходе которой топ-менеджеры компании совершенствовали навыки в разработке стратегии, технике переговоров, управлении корпоративными ресурсами, взаимодействии со СМИ и GR-менеджменте.

Такие форматы выгодны обеим сторонам: благодаря экспертам руководители компаний осваивают новые компетенции, систематизируют знания, а эксперты вуза получают доступ к актуальным бизнес-кейсам.

CEO в роли лектора

Выпускники факультета работают в ведущих компаниях России. Для того чтобы студенты еще в стенах университета могли погрузиться в корпоративную культуру, осознать контекст, в котором им предстоит работать, мы проводим гостевые лекции с топ-менеджерами ведущих российских компаний в качестве спикеров.

В 2023 году перед студентами факультета выступили генеральный директор «Силовых машин» Александр Конюхов, президент Forbes Club Дмитрий Озман, президент БРПИ Агнесса Осипова, директор по взаимодействию с государственными органами и корпоративным связям компании «Москвич» Татьяна Редько, директор по рекламным технологиям МТС Елена Мельникова, международный инвестор и предприниматель Оскар Хартманн, директор по стратегическому развитию De Beers Jewellery Людмила Белоусова и многие другие.

Благодаря лекциям и мастер-классам студенты напрямую общаются с будущими работодателями, а топ-менеджеры, выступая перед студентами в аудитории, уточняют свои представления об интересах молодого поколения — эти уточнения очень полезны с точки зрения маркетинга и HR-менеджмента.

Вызовы или возможности?

Самым главным событием для факультета в 2023 году стал форум «Международные бизнес-тренды: вызовы или новые возможности?». Участники форума обсудили текущие и стратегические направления развития международного бизнеса, в том числе в странах Азии и Латинской Америки.

На форуме выступили представители международного академического сообщества, в частности профессор Университета Ла Саль Мехико Бендрефф Десилиус, профессор Федерального университета Рио-де-Жанейро Папа Матар Ндиайе и академик Национальной академии наук Киргизии, чрезвычайный и полномочный посол Киргизской Республики Асылбек Айдаралиев.

В форуме также приняли участие представители профессионального сообщества, например генеральный директор компании «Газпромтранс» Максим Мироненко и исполнительный директор госкорпорации «Ростех» Олег Евтушенко. С мастер-классами выступили основатель платформы E-Rockets, номинант в категории «Предприниматели» рейтинга Forbes «30 до 30» 2023 года, выпускник факультета международного бизнеса Майкл Львов из  ОАЭ и глава международного отдела инвестиционного банка ARGO Capital Advisors Хорхе Садурни из Мексики.

Форум позволил участникам не только увидеть новые вызовы и риски для международного бизнеса и способы их хеджирования, но и проанализировать перспективные направления развития делового сотрудничества между странами.

Лидеры на страницах

Вопросы, которые обсуждались на форуме, конференциях и мастер-классах, нашли отражение на страницах журнала «Международный бизнес», который издает факультет. В 2023 году журнал публиковал материалы, посвященные анализу рисков в мировой экономике, освещал главные тенденции международного и российского бизнеса, рассказывал о развитии технологий, ответственном корпоративном управлении и многом другом.

На страницах журнала были опубликованы эксклюзивные интервью с заместителем мэра Москвы Максимом Ликсутовым, исполнительным директором госкорпорации «Ростех» Олегом Евтушенко, старшим вице-президентом ВТБ Дмитрием Брейтенбихером, генеральным директором компании «Мегафон» Хачатуром Помбухчаном и генеральным директором компании «Самолет» Антоном Елистратовым.

Таким образом, журнал становится дополнением к классическим учебникам: он содержит кейсы из практики современного российского и международного бизнеса, личный опыт топ-менеджеров и в этом качестве обогащает академический процесс.