Интеллектуальный суверенитет: роль ИИ в борьбе за независимость от импорта
О независимости от импорта российские ИТ-компании стали задумываться 10−15 лет назад: технологии быстро развивались и российские производители софта не хотели отставать от зарубежных конкурентов.
Уход в 2022 году иностранных компаний из России сформировал окно возможностей для стремительного развития локального ИТ-сектора. Тогда пришло четкое понимание, что независимость от импорта играет ключевую роль в гонке за цифровое первенство.
Курс на опережение
В последние годы резко выросла роль искусственного интеллекта в экономике и обществе. На заре развития нейросетей ими интересовались только фанаты технологических инноваций. Сейчас эта технология стала базовым понятием в ИТ: мы наблюдаем скачок в развитии систем на основе ИИ, которые используются повсеместно. Мы видим, как генеративный ИИ начинают использовать ИТ-компании и телеком, крупный промышленный сектор, госструктуры, ретейл и другие. Много пилотов в финансовой отрасли.
Первоначальная задача по замене иностранного ПО эволюционировала: сегодня российские разработчики взяли курс на опережение, решив заменить западные системы на более продвинутые отечественные аналоги. Россия наравне с признанными технологическими лидерами — США и Китаем — вступила в гонку инноваций в сфере ИИ. В частности, «Сбер» в 2023 году представил собственную нейросетевую модель GigaChat, которая дает своим пользователям практически безграничные возможности по работе с текстом и изображениями.
Несомненно, ключевые достижения в сфере ИИ остаются за техногигантами, но на развитие отрасли в целом влияют все участники рынка. За последние годы число ИТ-игроков выросло в разы. Сейчас разработкой ИИ-решений занимаются более тысячи организаций и почти сотня исследовательских центров. Такому скачку развития способствует и активная поддержка со стороны государства в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». По прогнозам правительства РФ, к 2030 году рынок ИИ-решений вырастет в пять раз — до 69 млрд руб.
Стоп-факторы
Несмотря на активное развитие российского рынка ИИ-технологий, некоторые обстоятельства не дают в полной мере раскрыть их потенциал.
1. Прежде всего — это отсутствие данных и их систематизации внутри компании. Без структурированного и зрелого подхода к сбору и обработке информации крайне сложно внедрять искусственный интеллект в бизнес-процессы.
2. Еще одна проблема — незнание и непонимание: не все компании осознают, насколько широк спектр применения генеративного искусственного интеллекта. В число тех, кто уже осознал возможности ИИ, входят несколько тысяч компаний. Например, GigaChat API (программный интерфейс доступа к нейросетевой модели GigaChat, — Forbes Club) использует уже более 4000 бизнес-клиентов.
3. Еще одна проблема заключается в том, что многие компании до сих пор предпочитают использовать западные разработки. Однако тут не стоит забывать о рисках и неудобствах, которые несет их использование. То, что лежит на поверхности, — «разница менталитетов». Например, в «мозгах» российского GigaChat и западного ChatGPT фактически разные картины мира. При допуске ИИ-решений в критически значимые отрасли — науку, медицину, промышленность — могут возникать смысловые барьеры.
4. Ну и, конечно, проблема обеспечения безопасности. Компании, которые пользуются зарубежными версиями ИИ-решений, принимают на себя большие риски, связанные с сохранностью конфиденциальных данных и приостановкой работы сервиса на территории России.
Взгляд в будущее
Сервисы на основе искусственного интеллекта для бизнеса с каждым годом становится все доступнее. Компании-разработчики проводят гибкую тарифную политику, которая позволяет бизнесу выбирать именно ту модель, которая необходима для решения конкретной задачи. ИИ помогает компаниям развиваться и идти вперед, забирает на себя рутину и тем самым освобождает время сотрудников на проработку более важных стратегических задач.
Технологии стремительно развиваются. Так, прошло чуть больше года с момента создания GigaChat, а в тестировании, которое велось на русском языке, мы обогнали ChatGPT-3.5 Turbo, в специализированных доменах по финансам обошли ChatGPT 4 и даже вошли в пятерку лучших нейросетей мира по версии арабского делового издания Arabian Business.
Мы прогнозируем полную трансформацию современного принципа взаимодействия с компьютером и появление ИИ-агентов — многофункциональных помощников на основе искусственного интеллекта. Пользователь человеческим языком будет ставить задачу своему помощнику. А сервис, владея большим объемом данных, поможет практически с любым вопросом — от базового заказа еды до разработки бизнес-стратегии. Агенты не только изменят принцип взаимодействия с компьютерами, но и произведут революцию в вычислительной технике в целом.
В бытовых вопросах агенты помогут организовать свободное время, делать покупки и даже смогут давать рекомендации в диагностике заболеваний и сигнализировать, когда нужно обратиться к врачу. В финансовом секторе агенты автоматизируют клиентский сервис и начнут формировать индивидуальные предложения, в промышленности — помогут анализировать рынок для максимально эффективных закупок и, возможно, станут диагностировать поломки оборудования по собранным массивам данных о его работе. В агропромышленном комплексе появятся цифровые консультанты по подбору удобрений, методикам обработки почвы и повышению урожайности.
Мы идем в сторону мультимодальности, когда пользователь сможет в удобном ему формате отправить запрос и получить на него ответ. Например, работник завода сможет не описывать текстом в заявке на починку агрегата саму поломку, а просто сфотографировать неработающее устройство и отправить фото в сервис на базе нейросетевой модели, который в автоматическом режиме установит проблему и предложит решение.
Работа с искусственным интеллектом — это соавторство, где можно использовать разные инструменты под конкретные задачи. Такой подход, позволит нам вместе создавать уникальные персональные решения.