Зачем в бизнес-школах гуманитарные науки
Эксперты призывают вернуть в бизнес-школы естественные и социальные дисциплины, чтобы преодолеть технократические подходы к бизнесу
Профессор-исследователь University of Notre Dame Дональд Дрейкман и директор по стратегии решений и маркетингу в Guild Education Кендалл Хэк в колонке Times Higher Education призывают увеличить число гуманитарных дисципилин в программах бизнес-школ.
Дональд Дрейкман и Кендалл Хэк подчеркивают что гуманитарное образование важно для формирования гражданской ответственности и корпоративной морали. Они напоминают, что учебная программа в Wharton, первой бизнес-школе, в 1890-х годах состояла из логики, политологии, истории, политической экономии, международного права, бухгалтерского учета и банковского дела. Позже в расписание добавили менеджмент, этику, риторику, литературу, историю и языки. В результате в конце XIX — начале ХХ века собственно бизнесу в программе школы были посвящены только девять предметов.
Другие школы брали пример с Wharton. Так, для поступления в дартмутскую Tuck School of Business требовалось три года изучения гуманитарных наук в университете, а Harvard Business School настаивала на наличии у абитуриента степени бакалавра естественных или социальных наук, чтобы «работа школы могла опираться на фундамент гуманитарных исследований».
В течение ХХ века в программах MBA все большее значение приобретали бизнес-курсы. В 1970-х годах главной задачей бизнеса считалась генерация прибыли, поэтому программы MBA были сосредоточены исключительно на бизнес-дисциплинах. Из гуманитарных предметов в бизнес-школах преподавали только деловую этику.
Сегодня маятник качнулся в обратную сторону: общество считает, что компании несут гражданскую и моральную ответственность за свою деятельность. Роль гуманитарных дисциплин в связи с этим снова возрастает.
Развитие технологий обостряет этическую проблематику. Например, производителям беспилотных транспортных средств в будущем может потребоваться решать классические задачи этики, например, дилемму вагонетки, ожидают авторы статьи. Это моральная дилемма, суть которой заключается в том, что вагонетка несется на пятерых людей, привязанным к рельсам. Они могут избежать смерти, если диспетчер переключит стрелку. Тогда вагонетка перейдет на другой путь и убьет только одного человека. Пожертвуют ли они одним, чтобы спасти пятерых?
Некоторые бизнес-школы под воздействием общественного мнения уже меняют свои программы — Cambridge Judge Business School предлагает философию бизнеса, эксперименты в этой области начались и в индийских бизнес-школах. «Пришло время большему количеству бизнес-школ присоединиться к тем, которые уже начали вновь заниматься гуманитарными науками», — резюмируют Дональд Дрейкман и Кендалл Хэк.
Они не единственные, кто обеспокоен проблемой. Гэри Гувер, серийный предприниматель, преподаватель, писатель и историк бизнеса в статье «Возвращение человечества к бизнес-образованию» отмечает: «При таком большом упоре на техническую и тактическую подготовку слишком мало времени уделяется всестороннему пониманию бизнеса и тому, почему он существует. Большие идеи больших мыслителей, которые должны занимать центральное место в бизнес-образовании, часто не получают внимание, которого они заслуживают».
«Более полувека назад в Ford Foundation отмечал в своем отчете, что «бизнес сам по себе тянется в двух направлениях», ожидая менеджеров с «широтой, перспективой и гибкостью мышления», а также «более подготовленных специалистов». Тогда бизнес-школы поддались технократической волне. Пришло время вернуться к другому подходу и осознать, что измерение и моделирование — это не то же самое, что понимание природы вещей. Надо рассматривать экологические, социальные и управленческие вопросы не как модное поветрие, а как насущную необходимость. Необходимо сосредоточить программы MBA на изучении больших и трудных вопросов», — подчеркивает в издании The Beautiful Truth Молли Уортен, автор аудиокурса «Харизматические лидеры, которые переделали Америку», доцент кафедры истории в Университете Северной Каролины.