Реклама Forbes Club

Зачем предпринимателю нужен ментор?

Управленческие проблемы часто возникают из-за того, что владельцам бизнеса не хватает базовых навыков коммуникации, считает ментор, а также автор книг «Трансформация бизнеса. Как подобрать ключи к изменениям и довести их до конечного результата», «Что такое коучинг?» и «Стратегии успеха в эпоху перемен. Коучинг игроков в бизнесе» Александр Сорокоумов. Предприниматели не могут распознать «своих» и пытаются строить команды из людей, которым поставленные задачи не по плечу. Другая распространенная проблема — неумение выстроить и поддерживать «правила игры» — те рамки, в которых происходит взаимодействие между людьми во время работы

— Чем менторинг отличается от коучинга или консультирования?

— Если честно, отличаются они не сильно, ибо все относятся к помогающим профессиям. Суть помогающих профессий в том, что специалист не выполняет работу сам, а помогает другому человеку справиться с его работой. Разные типы помогающих профессий отличаются лишь акцентами:

  • У консультантов больший акцент на «быструю экспертизу» — они могут быстро дать экспертную оценку или рекомендацию, найти решение проблемы, а иногда даже сделать часть работы по ее решению вместо клиента. 
  • Коуч больше сосредоточен на работе с личностью — не столько на задачах, над которыми тот работает, сколько на вопросах «зачем?» и «почему именно так?» . Он помогает разобраться с целями, ценностями, приоритетами и всем прочим, что в конечном счете влияет на выбор, какие задачи решать, и на свой способ решения этих задач. Хотя и здесь коучу не помешает экспертиза в задачах клиента. 
  • Менторинг в первую очередь подразумевает передачу экспертизы в решении тех задач, которые стоят перед клиентом. То есть не только помочь ему решить задачи, но и стать способным решать их самому. Разница между менторами и преподавателями заключается в том, что это обучение идет не в классе, а непосредственно в процессе решения задач клиента.

Ментор может выходить «в поле» с человеком на переговоры, вместе общаться с командой стартапа, помогать ему при запуске бизнеса, разработке продукта и т.п.

— Может ли ментор помочь предпринимателю в условиях стресса? Например, такие события как пандемия коронавируса или экономические санкции против российской экономики могут разрушить стратегические планы компании и систему целей предпринимателя.

— Не всегда и не во всем. Если человек находится в полном замешательстве, если ему очень страшно, если он не понимает, кто он, где он и что ему вообще делать, с этим должен справляться психолог. Но если стресс влияет в основном на профессиональную самоидентификацию — например, человек задается вопросами: «Тем ли я занимаюсь?», «Правильно ли я это делаю?», «Достаточно ли владею этим предметом?», здесь ментор помочь может. Однако бывает, что проблемы в профессиональной области, с которыми приходит предприниматель, имеют более глубокие корни в психике человека, связаны с его детскими травмами и личностными особенностями. И когда ментор начинает работать над проблемой, быстро становится ясно, что дело не идет. 

— Как вы действуете в таких случаях?

— Я рекомендую клиенту обратиться к психологу и пройти курс терапии. Кстати, именно из-за таких ситуаций каждому специалисту в помогающих профессиях важно разбираться в психологии хотя бы для того, чтобы вовремя понять, что человеку нужен психолог.

— С какими запросами чаще всего обращаются предприниматели к менторам?

— С самыми разными. Запустить бизнес. Перестроить бизнес. Наладить работу в команде. В основном, конечно, сейчас принято считать, что к ментору идут тогда, когда хотят создать бизнес — тогда ищут эксперта в той отрасли, в которой этот бизнес будет создаваться. Но мне кажется, сфера применения менторинга намного шире — это практически любая прикладная дисциплина, в которой нам нужен наставник, чтобы ее освоить. Просто в таких случаях менторов часто называют наставниками, и их работу воспринимают как нечто другое. Хотя наставник —  это всего лишь перевод слова «ментор» на русский язык.

— Как изменились запросы предпринимателей в 2022 году? С какими проблемами предпринимателями стали обращаться к менторам?

— Если рассматривать российский рынок помогающих профессий, то стало больше вопросов, связанных с психологической поддержкой. И с ними обращаются практически к любому специалисту —  консультантам, коучам, менторам —  к тому, кто есть в доступе и кому доверяют. У меня есть своя сфера экспертизы, за пределами которой я учеников не беру (я помогаю предпринимателям с продуктом, партнерами и командой, а также обучаю менторингу как коллег, так и руководителей), поэтому у меня лично спрос не меняется. Формулировки запросов у меня практически не меняются, меняться может лишь число обращений. За последний год оно немного  выросло: любые встряски заставляют людей разобраться с тем, что наболело, поэтому во время кризисов предприниматели чаще обращаются за помощью. Так было и в 2009, и в 2014, и что-то похожее происходит сейчас. 

— Почему у предпринимателей возникают проблемы во взаимоотношениях с партнерами и с командой? 

— Потому что в нашей культуре в силу нашей истории есть большие проблемы с эмпатией:  способностью чувствовать друг друга, сопереживать, настраиваться и сближаться. Из-за этого нам тяжело договариваться и очень тяжело взаимодействовать. У предпринимателя может быть хорошее образование и прекрасная экспертиза в самом бизнесе (технологиях, товарах и услугах), но с людьми будет полный швах. 

Он может плохо понимать или вообще не понимать эмоциональные сигналы, неправильно реагировать на людей, причиняя им боль и дискомфорт там, где должен был поддержать, направить, научить. Он может ошибаться в людях и брать в партнеры и сотрудники тех, кто ему не подходит, собирать команду, которая будет как лебедь, рак и щука, может быть не способен установить правила и удерживать людей в их рамках. А ведь это тот фундамент бизнеса, на котором строится все остальное —  продукты, процессы, качественная работа компании. И мы получаем «здание» бизнеса, которое хорошо построено, но со второго этажа, а первый этаж и фундамент едва держатся. Многие предприниматели даже не догадываются об этом, пока не начнешь задавать им вопросы.

— Как вы помогаете разобраться в этом предпринимателю или управленцу? Человек приходит к вам и говорит, что у него проблемы с командой. Что вы делаете в таком случае?

— Сначала мы обсуждаем ситуацию с ним самим в формате такой индивидуальной сессии на час— полтора. И решаем, достаточно ли нам режима, в котором клиент будет сам пытаться справиться со своей командой, а я буду помогать ему в режиме таких вот «штабных» сессий, где мы разбираем и анализируем опыт и планируем новые действия и эксперименты. Но даже если этого кажется недостаточно, мы проводим нескольких таких сессий — для того, чтобы лучше настроиться друг на друга и дальше действовать в опоре на эту сонастройку. 

После чего проводим «полевую сессию» где мы вместе с клиентом общаемся с его командой.

— Как это выглядит?

— Например, шеф проводит совещание, я сижу в стороне и наблюдаю, а потом мы с ним вместе делаем разбор полетов. Или я могу проводить для команды диагностическую сессию или семинар и на некоторое время занимать позицию шефа, чтобы прочувствовать на себе, что здесь происходит, и каково это — быть шефом для этих людей. После чего мы снова общаемся с клиентом лично и разбираем то, что увидел и прочувствовал я, а также то, что увидел и почувствовал он, наблюдая за всем со стороны.  

На этапе работы с командой большая часть проблем проясняется. Далее мы снова решаем, нужно ли мое присутствие в команде или мы возвращаемся в режим «шеф старается сам, я помогаю в «штабном» режиме». Бывает, шеф сам не может сделать что-то, что очень важно сделать прямо сейчас. Например, отстроить границы и удержать людей в их рамках. Тогда я могу начать это делать в режиме «семинаров» или «стратегических сессий», где все эти границы выстраиваются как бы в рамках моей работы, но постепенно начинают перетекать и в повседневную работу людей, а шеф может учиться это делать прямо в процессе, после чего он подхватывает этот «пас» от меня и продолжает дальше сам с моей периодической поддержкой. 

Впрочем, бывают разные ситуации. Иногда мы обнаруживаем, что командная работа не клеится из-за какого-то одного человека, и когда этот человек уходит (а они во время моей работы  уходят очень часто, иногда прямо на сессии), все начинает идти как надо. А бывали случаи, когда после такой вот диагностической сессии шеф увольнял всю команду. А в одном случае просто закрыл целое направление. 

— Могут ли предприниматели помогать друг другу в рамках групповой работы? 

— Да. Эффективно работают «мастермайнд-группы», в рамках которых могут участвовать  предприниматели из одной отрасли, иногда из разных, а иногда — представители разных ролей, вроде наемных управленцев, консультантов, владельцев бизнеса… Подобные команды формируются, чтобы помогать участникам решать их задачи. Каждый привносит в такую команду свою экспертизу и свою точку зрения, сам по себе обмен которыми уже приносит пользу. Такие группы очень помогают в проблемах с командой —  нередко невозможно построить  собственную хорошую  команду, если у человека не было собственного опыта участия в чем-то подобном. 

Ментор здесь выступает в роли не только наставника, но и модератора и фасилитатора, который управляет групповыми процессами. Правильно организованный процесс запускает режим  коллективного обдумывания (от которого и произошло название «мастермайнд»), в котором проявляется синергетический эффект, когда результат совместной работы намного выше, чем сумма индивидуальных результатов участников. Этот эффект влияет не только на того, чью проблему обдумывают, но и на всех тех, кто принимает участие в обдумывании.

— Как происходит работа с ментором в режиме штабной сессии? 

— Штабную сессию можно разделить на четыре этапа. Я называю ее «штабной», потому, что она происходит как бы в «штабе» —  в отдельном месте, не связанном с работой клиента. Ее задачи — извлечь опыт из произошедших событий, запланировать новые и подготовиться к ним. 

Начинается она с рассказа о том, что произошло, что человека волнует и т.п. Рассказ может быть каким угодно, его главная задача —  выложить то, что перегружает «внутренний компьютер» человека, что он сам обработать не в состоянии. Здесь ментор и ученик как бы объединяют свои  «вычислительные мощности», и часть нагрузки забирает себе ментор. За счет этого ученик испытывает облегчение уже на этом этапе. 

Далее, как и в коучинге или терапии, идет этап вопросов на прояснение. Здесь задача ментора —  удовлетворить свое любопытство, понять и разобраться в том, что человек рассказывает, составить общую картину и прояснить ее детали. Хотя ментор задает вопросы, чтобы понять самому, нередко эти же вопросы проясняют ситуацию и для клиента, он начинает лучше видеть ее элементы и лучше понимать, что произошло. 

После того, как ментор сам разобрался, следует этап отражения — пояснений. Ментор может рассказать, что и как он увидел, может указать на некоторые элементы произошедших событий и пояснить, как они называются, как увязаны с другими элементами. Именно здесь он пользуется своей экспертизой, чтобы помочь клиенту понять, разобраться, найти правильные слова для произошедшего, увязать все в систему и увидеть в ней логику. 

Последний этап — поиск вариантов и принятие решений, что делать дальше. Здесь клиент может планировать сам, может пользоваться подсказками ментора, его критикой, они могут вместе придумывать варианты и т.п. После чего клиент идет «в поле» —  т.е. возвращается к своей деятельности —  и реализует все это там. 

Хотя мы рассмотрели четыре этапа, совершенно необязательно, что они поместятся в одну сессию. Иногда, особенно в начале работы, первый этап —  «выгрузки информации» —  может занимать несколько сессий подряд (у меня был случай, когда клиент приходил только ради выгрузки, а своим проектом занимался практически без моего участия). Может случиться так, что клиент все время тратит на выгрузку, а ментор, в силу своей компетентности, сразу же «наносит разметку» на то, что ему выкладывают, называя феномены, показывая связи между ними и логику происходящего. Бывает, много сессий проходит без четвертого этапа —  мы только обрабатываем произошедшее, а что и как делать, клиент решает сам уже после сессии. В общем, этот инструмент гибкий и чем больше у ментора опыта, тем свободнее он может его использовать.

— Как оценивается результат работы с ментором?

— Здесь нужно разделять две сущности: результат клиента и результат человека, который ему помогает. Если задача клиента — поднять продажи, то эта задача не может быть задачей его ментора. Ментор должен помочь человеку поднять продажи, а точнее, и помочь поднять, и помочь научиться поднимать продажи в разных ситуациях с разными исходными параметрами. 

И когда клиент поднимет продажи, это будет его —  клиента —  результат. А результат ментора ощущается (или не ощущается) клиентом в каждой встрече. Этот результат —  оказанная помощь. То есть какое-то действие, или слово, или вопрос, которые удачно приложились к собственным усилиям клиента решить свою задачу, и благодаря которым он смог эту задачу решить легче, быстрее, успешнее, с большим удовольствием и т.п. Кстати, те клиенты, которые сами стараются, никогда не спрашивают менторов (а также коучей, консультантов и т.д.), каких ждать результатов и как их оценивать. Потому что когда ты стараешься, ты сразу чувствуешь, помогают тебе или нет. 

— Как предпринимателю найти правильного ментора? 

— Сначала нужно быть готовым к тому, что с первого раза это не получится. Правильный ментор —  это тот, который находится на другом уровне по сравнению с вами. И это не обязательно другой уровень дохода, но обязательно —  другой уровень мышления, навыков, отношения, понимания. А наша психика устроена так, что нам нужно сначала немного вырасти,  чтобы стать способными этот уровень увидеть. И расти мы будем —  увы —  через ошибки. Покупаться на громкие обещания, верить решительным заявлениям, вестись на модные  штампы вроде «поставьте себе цель»,  «боритесь с прокрастинацией», «выйдите из зоны комфорта» —  и каждый раз горько разочаровываться. Потом извлекать опыт, делать новую попытку —  и так, пока не повезет. Мне повезло лишь с пятой попытки. 

— Как должен действовать предприниматель, который догадывается, что собственную картину мира придется менять и ищет эксперта, способного помочь в этом? Вы можете дать предпринимателю советы, кого он должен искать?

  1. Пообщаться с несколькими экспертами, дать себе время и прислушаться к ощущениям. Про каждого задайте себе вопрос, нравится ли вам человек, вызывает ли он уважение, доверие? Есть ли ощущение, что он из «вашего племени», что он будет на вашей стороне, что ему будет безопасно раскрывать ваши проблемы и слабости? Потом спросите себя, радовался ли этот человек общению с вами, проявлял ли уважение, не пытался ли «залезть под капот» —  т.е. вмешаться в ваши мысли, планы, картину мира без спроса. Относился ли к вам как к «члену его племени, которому нужна помощь и поддержка». И делайте выводы.
  2. Кроме приведенных выше эмоциональных критериев необходимо понять, насколько хорошо ментор разбирается в своей теме. Для этого неплохо сначала почитать литературу, связанную с вашей проблемой, выяснить, какими методиками он пользуется, к какой школе принадлежит. И задать ему вопросы про то, где границы его метода и компетентности. То есть, что он может, а что не может, в чем разбирается, а в чем —  нет, для каких задач его методика подходит, а в каких бесполезна или вредна. Если в ответ на этот вопрос человек начинает путаться, прятаться, говорить лозунгами —  лучше держаться от таких подальше.
  3. Ну и самое главное —  дайте себе право на ошибку. Примите тот факт, что вы, скорее всего, не найдете своего ментора с первой попытки. И дайте себе время на несколько попыток.