Встречные мотивы
Как построить жизнеспособное сообщество – рассказывает декан факультета международного бизнеса Университета МГИМО Владимир Шаповалов
— В каких формах проявляется сотрудничество выпускников МГИМО разных лет?
— МГИМО — это сообщество. C самого основания вуза здесь формировались устойчивые связи между поколениями. Этой традиции почти восемь десятилетий. На факультете международного бизнеса мы поддерживаем ее, постоянно организуем мероприятия и встречи различных форматов.
Недавно мы провели деловую конференцию, посвященную HR-тематике. Пригласили руководителей кадровых служб РЖД, «Сбера», НЛМК, АФК «Система», «СИБУРа», а также агентств по подбору персонала. Они рассказали о положении дел на рынке труда, текущих требованиях к менеджерам в различных отраслях и даже устроили так называемый «баттл» между рекрутерами и кадровиками. Был широкий резонанс и позитивные отзывы от участников. В ближайших планах проведение конференций по проблемам менеджмента в ИТ-сфере, банковской и добывающих отраслях.
Факультет приглашает выпускников, окончивших вуз много лет назад, которые теперь занимают руководящие посты в компаниях и органах государственной власти. Студенты имеют возможность присутствовать на этих выступлениях, напрямую задавать вопросы, договариваться о стажировках или трудоустройстве.
Мы проводим также ежегодные научные конференции при участии профессоров и преподавателей факультета. В отличие от встреч с практиками эти конференции имеют более глубокий академический характер. Например, кафедра менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности проводит конференции по проблемам управления, а кафедра экономической политики — по вопросам устойчивого развития и взаимодействия бизнеса и государства.
Есть и менее формальные мероприятия. В этом году мы отметили 30-летие факультета, о деловой программе юбилея сообщали бизнес-медиа. МГИМО также проводит светские и спортивные мероприятия — в сентябре выпускники достойно показали себя на VI кубке ректора по гольфу.
Благодаря всем этим форматам поддерживается постоянный контакт студентов, преподавателей и выпускников.
— Какой мотив у выпускников прежних лет участвовать в жизни факультета?
— Спикеры ценят возможность выступить перед молодым поколением, поделиться опытом, взглядами, ответить на интересные вопросы, узнать, что волнует студентов сегодня. Так было всегда — я поступил на факультет в 1992 году. В то время факультет международного бизнеса только создавался. СССР прекратил существование, страна переходила от плановой экономики к рынку, поэтому особую актуальность имели знания о том, как устроена рыночная экономика. Среди выпускников МГИМО было немало руководителей с опытом работы за рубежом. Их выступления в стенах вуза были интересны прежде всего своей эксклюзивностью: тогда еще не было учебников по рыночной экономике, мы получали редкие и ценные знания из первых рук.
У профессионалов, которые приходят выступать в alma mater, есть и другой мотив. В университете они находят будущих сотрудников. Прежде чем стать деканом, я работал в Центробанке и ежегодно приглашал на работу самых ярких студентов МГИМО, потому что был уверен в качестве их знаний.
Помимо конференций и стажировок, ребят трудоустраивают благодаря институту менторинга, а также работе инвестиционного фонда.
— Как работают эти форматы?
— Менторинг — система наставничества: состоявшиеся лидеры менеджмента курируют профессиональное развитие студентов, помогая им быстрее освоить навыки, необходимые для успешной карьеры. Для эксперта менторинг — инструмент эффективного рекрутинга, а для студентов — карьерный лифт.
Что касается фонда, он представляет собой площадку для венчурных инвестиций. Студенты предлагают бизнес-идеи, а профессионалы рынка их оценивают. Таким образом ребята получают ценный опыт — понимают, как устроен инвестиционный рынок, как вести диалог с инвесторами, развивать стартапы. Сферы очень разные — от финансовых и информационных сервисов до логистики и ресторанного бизнеса.
— Преподают ли выпускники нынешним студентам?
— Да. Первый формат — это открытые лекции в формате мастер-класса. В вузе выступают топ-менеджеры, члены правлений публичных компаний, руководители бизнеса и государственных организаций.
Второй формат — короткие курсы. У практиков есть основная работа, которая не позволяет вести предмет в течение всего учебного года, но курсы, состоящие из нескольких занятий, обладают огромной ценностью. Они позволяют применить академические знания, полученные от профессоров, в практической ситуации, идет ли речь о финансовом менеджменте, маркетинге, риск-менеджменте или ином предмете.
— Как передается информация между выпускниками, по каким каналам?
— Прежде всего, через интернет — с помощью Telegram-канала факультета, сайта МГИМО, чатов выпускников. Кроме того, на факультете издается журнал «Международный бизнес». Это научно-практический журнал, посвященный самым актуальным вопросам менеджмента и бизнеса: на его страницах публикуются научные статьи российских и зарубежных авторов, интервью с лидерами менеджмента. Мы развиваем и электронную версию журнала.
— Чей опыт в развитии вузовского сообщества для вас актуален?
— Есть множество примеров того, как вузы последовательно строят сообщества выпускников: «Лига плюща» за рубежом, ассоциации выпускников ведущих российских вузов, таких как Московский государственный университет. Мы внимательно следим за опытом коллег и готовы адаптировать лучшие практики. Абитуриенты поступают на программы бизнес-образования не только для того, чтобы приобрести знания, но и для того, чтобы войти в закрытый клуб выпускников определенного университета.
— Какие советы вы можете дать тем, кто только приступает к строительству своего сообщества?
— Во-первых, сообщество должно строиться на базе ценностей, которые несомненно разделяют его участники. В нашем случае это причастность к семье МГИМО, бренду университета, его истории и репутации.
Во-вторых, сообщество должно помогать участникам реализовывать действительно важные для них цели. Сообщество МГИМО выполняет функцию карьерного лифта для студентов, является источником новых талантов для менторов, работодателей. Эти мотивы являются встречными, взаимовыгодными и содержат элементы деловых отношений.
В-третьих, сообщество не должно быть полностью замкнутым. Необходимо иметь возможность в том или ином формате привлекать людей, которые не учились в вузе, но проявляют к нему интерес. Мы приветствуем, когда студенты МГИМО приглашают друзей для участия в проектах, которые они реализуют в рамках инвестиционного фонда. Научно-практические конференции, о которых я рассказал, также открыты для преподавателей и студентов из других вузов: мы делаем трансляции, все желающие могут принимать участие в онлайн-формате.
Материал был опубликован в ноябрьском номере журнала F Club в 2022 году