Реклама Forbes Club

Виртуальные гонки и робот в роли учителя: как технологии меняют отрасль образования

Рынок EdTech быстро растет во всем мире: стартапы и крупные компании предлагают самые разные образовательные решения — от геймификации учебного процесса до предоставления займов на образование

Эксперты аналитической компании Explodingtopics выделяют восемь трендов, которые будут определять пейзаж в секторе EdTech в 2024 году. 

1. Виртуальный мир становится доступнее

Одна из крупнейших тенденций в образовательных технологиях — виртуальная реальность. Причина ее актуальности в 2024 году — снижение цены на доступ в виртуальный мир. Авторы статьи ожидают, что в 2024 году цена на автономную VR-гарнитуру будет ниже $200. Это значит, что больше школ и университетов смогут позволить себе использовать такие технологии в стандартной учебной программе. 

Многие технологические компании стремятся сделать виртуальный мир доступнее. Например, Adobe Aero постоянно улучшают свои функции интеграции с VR-системами — теперь с их помощью можно быстро создавать объекты виртуальной реальности, а Google Expeditions позволяет ученикам совершать виртуальные экскурсии в такие места, как гора Эверест и музей Лувр.

VR-системы, хоть и требуют отдельной строчки бюджета, помогают учебным организациям существенно сократить расходы. Например, датский стартап Labster создает интерактивные лаборатории виртуальной реальности. Теперь для проведения экспериментов не требуются специальные лаборатории стоимостью в миллионы.

2. Домашнее обучение все популярнее

Интерес к домашнему обучению в мире растет уже несколько лет. Например, в США таких школьников около 3,4%, говорят эксперты Explodingtopics. Пандемия увеличила популярность этого формата. 

Стартапы предлагают самые разные форматы, чтобы поддержать тенденцию. Outschool подбирает для учащихся учителей и формирует небольшие группы, занятия в которых проходит в онлайне. Компания Primer предлагает другой подход — она создает инфраструктуру, чтобы помочь родителям обучать своих детей самостоятельно. В системе собраны методические материалы, советы по выстраиванию учебного процесса, возможность провести онлайн-консультацию с педагогом и многое другое. 

3. Онлайн масштабируется

Многие уже забыли про коронавирус, но никто не забыл про удаленку. Как сотрудники не хотят возвращаться в офис, так и ученики не спешат переходить в классы и аудитории. Образовательные организации тоже поддерживают тренд на онлайн-обучение — в последние годы некоторые колледжи начали предлагать программы бакалавриата, полностью выстроенные в удаленном формате. 

Авторы статьи ожидают, что объем рынка электронного образования к 2028 году превысит $1 трлн. Этому способствую не только привычный Zoom или онлайн-платформа Coursera, которая сотрудничает со Стэнфордом и Йельским университетом, среди других крупных игроков в сфере электронного обучения:

  • MasterClass — сервис подписки на курсы знаменитостей,
  • Lessonly — программное обеспечение для обучения B2B,
  • Italki — индивидуальное обучение разным языкам,
  • DailyBurn — приложение для индивидуальных и групповых тренировок.

4. Лидеры снижают барьеры

Эксперты Explodingtopics обеспокоены тем, что далеко не каждый ребенок в мире может получать образование. В этом должно было помочь онлайн-образование, но и здесь есть барьеры — цена курсов и доступ в интернет. 

Первую проблему пытаются решить открытые образовательные ресурсы. Та же Coursera публикует некоторые курсы абсолютно бесплатно. 

Вторая проблема решается сложнее. Авторы статьи уверены, что ее частично можно разрешить при помощи мобильных устройств, которые, чаще всего, стоят дешевле, чем компьютеры и ноутбуки. В связи с этим эксперты платформы ожидают рост рынка мобильных образовательных приложений и телеобразования от лидеров рынка. 

5. ИИ подбирает «ключик» к каждому ученику

Адаптивное обучение — это высокотехнологичная форма персонализированного обучения. Благодаря ИИ интерфейсы цифрового обучения могут адаптироваться к потребностям учащихся в режиме реального времени, предоставляя уроки и упражнения, необходимые для заполнения пробелов в знаниях конкретного человека в конкретный период.

Одним из примеров является сервис репетиторства по математике на базе искусственного интеллекта Thinkster, который обещает улучшение успеваемости по математике до 90% для учащихся восьмых классов. Адаптивное обучение поддерживает робот ROYBI, названный журналом Time одним из лучших изобретений еще в 2019 году. Он может читать лекции и объяснять материал ученику. Робот также работает на базе ИИ. 

Отдельную нишу занимают чат-боты на базе ИИ. Например, чат-бот Duolingo использует адаптивное обучение для преподавания иностранных языков, а Ivy.aiи AdmitHub помогают студентам вузов в административных процессах — от поступления в колледж до поиска жилья и заполнение документации для финансовой помощи.

6. Скучные уроки отменяются

Геймификация в образовании не является чем-то новым. На протяжении веков учителя предлагали ученикам узнавать новое через увлекательный формат. Но в цифровую эпоху игровые механики можно использовать еще шире.

Многие образовательные инструменты представляют собой просто игры. Minecraft, пожалуй, самый распространенный пример. Эту популярную игру используют многие ученики в процессе обучения, а в пандемию многие воссоздавали в ней свои школы и благодаря видеосвязи, встроенный в функционал игры, проводили там реальные занятия. 

Существуют и специальные образовательные игровые приложения — Socrative предлагает функцию «космической гонки», которая превращает учебу в соревновательную игру, Knowre привносит игровую механику в уроки математики, а ClassDojo может добавить геймификацию на основе баллов практически к любому предмету.

7. Google захватывает школы и вузы

Сервисы Google укоренились в системе образования: в школах и вузах используется множество приложений этой компании — от стандартных сервисов Google Docs, Sheets, Gmail и Forms, до специальных Google Classroom и Google Assignments.

Google Classroom — это цифровое пространство, где учащиеся и преподаватели могут взаимодействовать, назначать и сдавать домашние задания и др. Google Assignments — инструмент, который помогает учителям быстрее оценивать курсовые работы. Наконец, Google предлагает свою облачную платформу школам и университетам для исследований и других целей.

8. EdTech притягивает инвестиции

Инвестиции в образовательные технологии в мире быстро увеличиваются — по информации исследовательской компании HolonIQ, в третьем квартале 2023 года рынок EdTech привлек $904 млн. Для сравнения: во втором квартале 2023 года этот показатель составил всего $707 млн.

Венчурных инвесторов, по мнению авторов статьи, больше всего  привлекают стартапы, предлагающие образовательные технологии со встроенными финансовыми возможностями. Примером такой компании является Lambda School — популярный образовательный стартап, который сочетает образовательные технологии с финансами. Вместо того, чтобы напрямую взимать плату со своих студентов, он предлагает займы, которые ученик может погасить после окончания обучения и выхода на работу.