Вид с галереи: арт-рынок в период стресса
Ксения Натарова, журналист
Весь прошедший год российские художники, кураторы, галеристы и ценители искусства искали ответы на ключевые вопросы бытия
На ярмарку Cosmoscow в сентябре 2022 года пришло рекордное количество гостей — 24 тыс. человек. Посещаемость Музея русского импрессионизма, по словам его директора Юлии Петровой, возросла на 40 % по сравнению с 2021 годом. «С одной стороны, это связано с тем, что в марте 2022 года были сняты ковидные ограничения, которые сдерживали поток желающих, — говорит Петрова. — Но также мы знаем, что люди приходят к нам, чтобы отвлечься и сменить картинку». Усталость от драматических новостей приводит зрителей в музеи и выставочные залы.
Уместно ли это?
События начала 2022 года вызывали смятение среди участников арт-рынка: имеет ли смысл продолжать заниматься искусством? «Весь март и апрель я посвятила тому, что анализировала, как буду работать в новых условиях, что буду показывать и уместно ли это вообще, — рассказывает основательница галереи a-s-t-r-a Алина Крюкова. — И я нашла для себя ответ, открыв новое пространство на «Винзаводе». Моя задача — показывать художественный процесс в том измененном виде, в котором он существует сейчас в России. А еще в том, чтобы подсветить художникам горизонт открытых для них возможностей, когда им кажется, что никаких возможностей больше нет».
В результате галерея запустила проекты нового формата: a-s-t-r-a open — постоянно действующую серию групповых выставок художников со всей России, для которых эти вернисажи становятся местом институционального дебюта; проект «центр, где я есть», в рамках которого уже реализована одна и запланированы на следующие три года выставки региональных арт-сцен; проект «Statement. Археология современности», документирующий в формате выставки одной работы и публикации манифеста интеллектуальные и художественные процессы и ходы после 24 февраля; проект поддержки художников 55+, которые были популярны в России в 1990-х годах, но затем по разным причинам на время ушли с арт-сцены. В рамках последней инициативы состоялись персональные выставки Игоря Литвинова, Анны-Кати Тагути, Ирины Дубровской, выставка «Утопия и Ухрония» Сергея Сонина и Елены Самородовой под кураторством Ивана Чечота. «Работы художников 55+ стали интересной альтернативой тому, что мы привыкли видеть, приходя на выставку современного искусства. Мы получили невероятное количество положительных отзывов от арт-сообщества и наших посетителей», — добавляет спикер.
Устоять на ногах
Несмотря на сложности, арт-институции старались максимально придерживаться намеченного ранее плана развития. «Мы продолжаем реализовывать ту стратегию, которую определили в 2020 году, когда открывали Московскую школу современного искусства, — рассказывает ее директор Михаил Левин. — В прошлом году мы, как и планировали, запустили годовую программу по современной живописи, программу обучения новым медиа, кураторству и NFT». Кроме того, в 2022 году Московская школа современного искусства впервые представила свою галерею U Contemporary на ярмарке Cosmoscow. Дебют оказался очень успешным: 70 % выставленных работ были проданы.
Не изменился годовой план экспозиций в Музее русского импрессионизма. «Нам повезло. Мы в меньшей степени, чем многие наши коллеги из других музеев, были завязаны на международные проекты. На конец февраля 2022 года у нас было подписано несколько договоров о выдаче экспонатов из зарубежных музеев. Они, конечно, немедленно потеряли актуальность, но это не помешало нам сохранить выставочную программу», — говорит директор музея Юлия Петрова.
Деньги внутри страны
Оценить объем продаж на арт-рынке в 2022 году сложно. В одних галереях продажи сильно упали. «Искусство покупается в условиях стабильности и комфорта, — считает основательница галереи a-s-t-r-a Алина Крюкова. — Мы закрыли большую сделку 24 февраля, и потом до 15 мая у нас не было ни одной продажи. Много работ мы продали на Cosmoscow, но, конечно, одна пиковая точка не может заменить целый год хороших систематических продаж».
В то же время Серафима Кострова, директор галереи pop/off/art, оценила 2022 год как финансово удачный, сравнимый по прибыли с докризисным 2007 годом. «Мы объясняем это тем, — утверждает Кострова, — что люди, оставшиеся с деньгами внутри страны, рассматривали искусство как источник альтернативных инвестиций и способ поддержки художников».
«Цены на художественные произведения зависят от карьерной траектории художника, а не от состояния экономики, — объясняет Кострова. — Другое дело, что нам приходилось их пересматривать из-за изменения курса рубля. Со многими художниками мы зафиксировали цены в рублях. Но есть те, которые сотрудничают с нами и с другими галереями в Венгрии, Японии и Англии, по этому их работы на зарубежном рынке могут быть оценены в евро и другой валюте. При продаже таких работ в России мы устанавливаем цены, принимая во внимание курсы валют».
«Если говорить о состоянии рынка на данном этапе и инвестициях в искусство, было бы правильнее всего ориентироваться на мнение галеристов. По их словам, в 2022-2023 годах продажи искусства не сокращаются, а скорее, наоборот, возрастают, — делится Маргарита Пушкина, основатель и директор международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. — Кроме того, наблюдается рост интереса со стороны представителей бизнеса к коллаборациям в сфере искусства. Большой бизнес видит потенциал в сотрудничестве с художниками — для них это поиск оригинальных творческих идей, новых способов коммуникации с аудиторией. Свежий пример — проект Тани Прыставки Truth Museum, который удалось воплотить при поддержке компании MR Group. Truth Museum — это мокьюментари-исследование, в котором поднимается проблема конспирологических теорий и псевдонаучных выводов, которые зачастую преподносятся в современном мире как абсолютная истина».
В цифровом мире стоимость работ художника во многом подвержена влиянию рынка криптовалют. Но здесь у каждого своя история. «Если мы говорим про классические NFT-коллекции, которые в 2022 году были у всех на слуху и продавались за невероятные суммы, — Bored Ape Yacht Club, CryptoPunks, например, — рассказывает Денис Давыдов, основатель арт-группы Instigators, — то их стоимость снизилась на 20–60 %. Потому что первый ажиотаж утих, рынок просел и люди стали избавляться от цифровых активов. Что касается отдельных цифровых художников, то цена их работы складывается из тех же показателей, что и у коллег, которые работают в традиционных техниках. Это карьерно-галерейный вопрос, не привязанный к состоянию рынка».
Галеристы отметили интересную тенденцию: на арт-рынке появился новый тип покупателя. «Я его называю «новый покупатель», — говорит Алина Крюкова. — Потому что коллекционеры, давно вовлеченные в рынок, тщательно анализируют его, присматриваются, запрашивают информацию, прицениваются и всегда торгуются. Но в этом году появились люди, которые приходили и сразу, не глядя на стоимость, покупали работы с ценником от 500–600 тыс. до 1,5-2 млн рублей. Это, конечно, удивительно».
Художественная цифра
С новым типом покупателя познакомился и мир цифрового искусства. «Надо понимать, что цифровое искусство и NFT — это разные вещи, — говорит основатель арт-группы Instigators Денис Давыдов. — NFT-коллекции популярны в криптомире и редко выходят за его пределы. Цифровые же художники исследуют разные технологии и представляют свое искусство посредством разных медиумов: мы демонстрируем свои работы в привычных галерейных пространствах, равно как и на цифровых платформах. И благодаря феномену NFT цифровым искусством в России в прошлом году заинтересовались классические российские коллекционеры, которые раньше собирали, скажем так, материальные предметы искусства».
По словам Давыдова, люди наконец смогли увидеть, как цифровое искусство может быть интегрировано в реальный мир. Отчасти это уже произошло — благодаря ярмарке Cosmoscow. Там была представлена новая постоянная секция Digital, куратором которой стала группа Instigators.
«В прошлом году, — рассказывает Денис Давыдов, — вместе со многими коллекционерами мы выбирали цифровые панели, на которых наши проекты были представлены в жилых интерьерах. Можно сказать, для нас открылись двери квартир обычных людей, не связанных с информационными технологиями».
По мнению Маргариты Пушкиной, диджитализация арт-рынка — серьезный тренд. В последние годы индустрия цифрового искусства достигла значительных темпов развития. «Многих художников привлекают новые форматы и инструменты творчества, опыт в виртуальной среде и большой финансовый ресурс, а также доступ к новой аудитории по всему миру, — отмечает спикер. — Благодаря мотивации художников использовать новые технологии в своих работах доля цифрового искусства будет расти — это естественный процесс».
Взгляды на Гонконг и Рио-де-Жанейро
В цифровом мире нет границ: оригинальную работу цифрового художника можно увидеть из любой точки мира. Сложная внешнеполитическая обстановка не препятствовала представлению цифровых художников на международных ярмарках и выставках. Так, работы Дениса Давыдова выставлялись в Гонконге, а стенд его арт-группы Instigators в партнерстве с грузинским художником Утой Бекаей два года подряд производил фурор на международной ярмарке Art Dubai в ОАЭ.
Российские галереи в большей степени ощутили на себе влияние политического дискурса. «Мы поддерживаем присутствие наших художников на европейской культурной сцене, — рассказывает Серафима Кострова, директор галереи pop/off/art. — Летом 2022 года мы выступили соорганизаторами двух выставок Владимира Потапова в Германии, Владимир также принял участие в резиденции в Швейцарии. В мае 2023 года откроется выставка Андрея Красулина в немецкой галерее Diehl. Пока мы не планируем участие в западных ярмарках и только присматриваемся к восточным».
Российские музеи, находясь в поиске новых партнеров, обратили свои взоры на Восток и на Латинскую Америку. «В прошлом году музейное сообщество, конечно, было шокировано. У многих кураторов, работающих над совместными выставками с западными партнерами, практически земля ушла из-под ног, — говорит директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова. — Мы не говорим о том, что будет легко заменить собрания музеев d’Orsay или Prado, но в этом году наши музеи стали активнее искать диалог с коллегами в готовых к сотрудничеству странах, в том числе в Китае, Индии, странах Латинской Америки».
Люди тянутся к людям
В условиях стресса социальные связи между участниками арт-рынка стали сильнее. «a-s-t-r-a состоит в Ассоциации галеристов с момента ее основания в 2020 году. Я была участником большинства инициатив по проблематизации рынка. Первоначальной целью создания моей галереи было формирование комфортной и понятной точки входа на рынок для тех, кто уже готов к приобретениям или формированию коллекции и видит в культуре сферу, куда нужно вкладывать деньги и жизненные силы. АГА (Ассоциация галерей России) — это единственный сейчас инструмент, который помогает 25 ведущим галереям России быть в прямой коммуникации и действовать сообща. Благодаря этому из режима конкуренции мы переходим в режим кооперации и сотрудничества. Этот путь открывает перспективы для повышения емкости и качества рынка современного искусства России», — говорит Алина Крюкова.
«Cosmoscow представляет собой синергетический проект, платформу, которая стремится к объединению профессионалов арт-сообщества. Безусловно, мы уделяем много внимания и времени коммуникации с главными участниками — галеристами, — подчеркивает Маргарита Пушкина. — Примером такой поддержки служит 10-й благотворительный аукцион фонда Cosmoscow: мы получили благодарные отклики от многих галеристов и самих художников, которые предоставили произведения для торгов. Самым дорогим лотом стала предоставленная галереей pop/off/art работа художника Ивана Симонова «Призрачная перспектива», которая ушла с молотка за 650 тыс. рублей.
Мы всегда уделяли большое внимание культурным инициативам в разных уголках России. Поддерживали и развивали арт-индустрию за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. В этом году победителями ежегодных программ Cosmoscow стали заметные представители и проекты в культурной сфере регионов: «Художник года» — Артем Филатов, основатель студии «Тихая» в Нижнем Новгороде; «Институция года» — музей современного искусства ZAMAN в Уфе; «Музей года» — PERMM в Перми».
В России уже третий год действует Ассоциация галерей, в которую входят 25 галерей современного искусства не только из Москвы, но также из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Владивостока. Вместе они решают общие для арт-рынка проблемы, обмениваются опытом, организуют ярмарки и дискуссии.
Однако есть и другая тенденция. Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства, говорит, что события 2022 года разделили арт-сообщество на два лагеря. Одни остались в стране и продолжают развивать культуру России. Другие уехали за рубеж и высказывают резкие мнения в адрес оставшихся.
Фото: экспозиция выставки Екатерины Зорькой «И ответил ей: где сокровище ваше, там и сердце ваше будет», a-s-t-r-a gallery