Реклама Forbes Club

«В стабильные времена лидеры не нужны»

Лидерские качества востребованы тогда, когда «тучные» года заканчиваются и мир приходит в движение, считает профессор бизнес-практики, академический директор программ лидерского развития Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шапенко

Андрей Семеркин, программный директор Forbes Club

— Начиная с пандемии коронавируса в 2020 году, российский бизнес живет в условиях стресса. Как этот стресс влияет на мотивы, которые приводят предпринимателей в бизнес-школу? 

— То, что мы наблюдаем сегодня — не уникальная и не самая сложная ситуация, в истории России были и более сложные времена. Например, в начале ХХ века, когда в течение нескольких дней империя перестала существовать и страна погрузилась в хаос. Тем не менее, современный контекст диктует новые потребности слушателей наших программ. Последние несколько лет растет интерес к таким темам, как цифровая трансформация, «новая география» бизнеса, управление изменениями, а также управление собой и другими людьми. Но я вижу за этими запросами и другие мотивы, может быть, не вполне осознаваемые: поиски смысла, поиски себя в изменившемся мире, стремление построить личную стратегию; борьбу с разносторонним кризисом как в бизнесе, так и в жизни.

Насколько такой запрос профилен для бизнес-школы? Логично было бы предположить, что с такими проблемами обращаются к коучу, психотерапевту или священнику…

— Безусловно, существует множество путей работы с личным кризисом. Однако, бизнес-школа может дать то, что не дают коучи и психотерапевты — например, среду, равный круг общения, а также проживание определенного опыта взаимодействия с другими людьми. В результате этого происходит не только приобретение знаний, которые уже повсеместно доступны, а личностная трансформация. Я абсолютно уверен, что главный результат обучения в бизнес-школе — имею в виду в данном случае длинные, а не краткосрочные образовательные программы — это развитие представлений о самом себе: изменение масштаба, самооценки, повышение уровня амбиций и уверенности в себе. Человек начинает по-другому мыслить о себе, о других и о мире. 

— Какие курсы нацелены на этот результат?

— В большинстве ведущих мировых бизнес-школ эту задачу решают курсы развития лидерства, которые находятся на стыке бизнес-дисциплин, психологии и социологии. В рамках подобных программ мы стараемся создать такую среду, в которой слушатели могут приобретать новый трансформационный опыт и вырабатывать новые модели мышления и поведения. 

В зарубежной практике это называется Identity Lab, то есть лаборатория, где происходит конструирование личности. В этой среде происходит процесс развития, который имеет целостный характер, то есть он не сводится лишь к приобретению знаний, но затрагивает также некоторые установки, когнитивные привычки, способность брать ответственность, решать проблемы, строить стратегии, работать с представлениями, убеждениями, другими людьми… 

Самое важное, что должно произойти после окончания программы — изменение того, как человек смотрит на мир, на себя в этом мире, а также изменение поведения человека. В ином случае смысла в учебе нет. 

— Как вы определяете лидерство? Что именно вы вкладываете в этот термин?

— Существуют десятки определений этого феномена. Я предпочитаю думать, что лидерство — это позиция человека по отношению к этому миру. А позиция, в свою очередь, складывается из представлений и деятельности.

— На что нацелены лидерские программы? Какие навыки отрабатываются на этих занятиях?

— Весь спектр навыков, которые необходимы для управления собой, другими людьми и организацией. Например, это саморегуляция: мы разбираем, как  работает мозг человека, какова взаимосвязь внешних стимулов и наших реакций, э и как мы можем управлять «зазором» между ними. Мы даем различные инструменты рефлексии, которая помогает осмыслить свой опыт и более эффективно проходить процесс обучения и развития. Мы работаем с целями и помогаем слушателям выработать свою миссию. И, конечно же, мы изучаем и осваиваем различные инструменты взаимодействия с другими людьми — от эмоционального интеллекта до инструментов влияния и власти.

— Как меняется содержания лидерства в условиях турбулентного рынка, когда решение, принятое вчера, сегодня уже не актуально, когда неизвестно, что будет завтра?

— В стабильные времена лидеры вообще не нужны, потому что все понятно, предсказуемо… Конечно, и в такие периоды есть те, кто находятся впереди, например, победители рейтингов Forbes. Но первенство и лидерство — это не одно и то же. Когда мы говорим про лидерство, мы имеем в виду не позицию в рейтингах, а способность влиять на людей и вовлекать их в достижение общей цели. И в этом плане лидерство нужно там, где есть вызов.

В «тучные» годы мы находились в понятной предсказуемой среде. В этих условиях увеличивали обороты даже такие компании, которые просто плыли по течению. Были ли лидерами руководители таких компаний? На мой взгляд, нет. А в 2020-х, начиная с пандемии, наступили новые времена: правила игры поменялись. Наступил момент истины, когда руководителям приходится принимать сложные решения. Эти решения могут быть неправильными, но лидер тем и отличается от обычного человека, что он берет на себя ответственность за что-то большее, чем он сам. 

— А разве ошибка не подрубает позицию лидера в глазах его коллег и подчиненных?

— Да, в нашей культуре отношение людям, совершившим ошибку, неоднозначное… Но здесь надо помнить, что человека или систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку. Если человек принял неправильное решение, но правильно его отрефлексировал, предложил варианты для исправления, пересобрался и стал двигаться к новой цели, то ценность такого человека для компании только увеличилась.

Лидер рождается тогда — вспомним книгу «Путь героя» Джозефа Кэмпбелла, — когда он выходит из дома в мир, полный опасностей и тревог, когда он принимает на себя ношу сложной задачи, которую надо решить для достижения большой цели.

Люди, у которых есть сильная внутренняя потребность совершать такие поступки, могут и в стабильном обществе сами себе ставить новые сложные задачи. Но наша страна интересна тем, что периодически происходят переломные события, которые меняют правила игры и создают шансы абсолютно для всех. В эти периоды и появляются лидеры, которые готовы реализовать что-то великое. Поэтому сегодня мы говорим нашим слушателям: «Ваше время пришло!»

— Как проходят занятия в курсах по лидерству? В каком формате: в виде разбора кейсов, деловой игры, индивидуальной рефлексии, коллективных обсуждений?  

— Во всех перечисленных форматах. И не только. Теория обучения взрослых — андрогогика — утверждает, что человек проходит четыре этапа обучения: приобретение опыта, рефлексия этого опыта, концептуализация и практическая реализация. Это — так называемый «цикл Колба», предложенный известным теоретиком обучения, председателем совета директоров Experience Based Learning Systems профессором Дэвидом Колбом. 

Люди приходят в бизнес-школу с уже имеющимся опытом. Может быть, он представляет собой набор событий, который сложно назвать опытом, но тем не менее, у всех есть своя история. Это — тот материал, с которым мы начинаем работать. Кроме того, мы погружаем в новый опыт через деловые игры, симуляции, обсуждения кейсов, а также работу над конкретными бизнес-проектами.

Затем наступает этап рефлексии, когда слушатели осмысливают то, что произошло с ними. Например, мы каждый день начинаем с того, что участники пытаются вспомнить, что важного происходило вчера, обсудить это в группах и вынести из этого уроки для себя и своего бизнеса. Или перед программой мы просим слушателей написать так называемые личностные нарративы, то есть некую историю, которая отражает взгляд человека на ключевые события в его жизни. 

Третий этап цикла Колба — обсуждение теорий, которые объясняют полученные выводы и помещают их в определенную концептуальную рамку. Он реализуется привычным нам способом — лекциями, чтением учебного материала, а также обсуждением в классе. 

Наконец, четвертый этап — практическая реализация, которые проходит очень по-разному. Например, в корпоративных программах участники совместно работают над проектом, в котором применяют полученные навыки. В программах по лидерству, где объектом работы является не проект, а сам слушатель, участники уходят с модуля с планом шагов, которые они должны реализовать для того, чтобы достичь поставленных целей. Например, слушателю дается задание провести встречу с подчиненными в коучинговом стиле чтобы попробовать новую модель поведения.

— Обучение в бизнес-школе длится от нескольких месяцев до двух лет. А что происходит потом? Могут ли выпускники сохранить этот арсенал в рабочем состоянии после окончания учебы?

— Можно сказать, что бизнес-школа — это «заповедник», в котором слушатели находятся в особой среде, в окружении пассионарных, ярких, активных людей. Они встречаются на учебных модулях раз в месяц, вдохновляются заряжаются энергией, а потом разъезжаются и…. для некоторых все заканчивается. Чтобы этого не произошло, мы пытаемся научить наших слушателей жить дальше без школы.

Конечно же, у нас существует очень активное сообщество выпускников, а также многочисленные возможности вернуться в школу — на встречи выпускников и другие программы. Но самое важное, что должен научиться делать слушатель — самостоятельно двигаться к своим целям, изыскивая необходимые ресурсы. Например, найти коуча или ментора, которые помогут в достижении желаемого результата. 

— Насколько лидерам важно сообщество?

— Лидер часто бывает очень одинок, потому что ему не с кем обсудить темы, которые ему интересны; он не может найти подходящих собеседников в компании, в которой работает. И чем выше он поднимается по корпоративной лестнице, тем меньше правды ему говорят, и тем меньше людей могут его понять. В этой связи растет популярность бизнес-клубов, где предприниматели и управленцы могут найти близких по духу людей. Не зря один из ключевые результатов обучения бизнес-школы — это нетворкинг, или развитие сети профессиональных связей.  

— Как в связи с этим изменилась роль сообщества выпускников «Сколково» в последние четыре года: стали ли люди ближе друг к другу? Стали ли они более откровенны или более закрыты?

— По моим наблюдениям активность сообщества сильно выросла. В первую очередь это связано с тем, что огромному количеству людей потребовались поддержка, помощь, совет, консультация. Важным фактором было то, что многие выпускники стали гораздо активно расширять географию бизнеса, появились «филиалы» сообщества выпускников школы в Арабских Эмиратах, Сербии, Средней Азии, в странах Кавказа. Возникла зарубежная сколковская диаспора. Когда тяжело, люди тянутся друг к другу за советом, помощью. При этом особенно важно, чтобы эти советы исходили от людей, который разделяют твои ценности и интересы.


Пять фильмов, иллюстрирующих лидерские качества, поиски смысла, стремление к успеху:

1. «Игра престолов» — американский фэнтезийный драматический телесериал, созданный Дэвидом Бениоффом и Дэниелом Бреттом Уайссом для кабельного телеканала HBO в 2011-2019 годах. Основан на цикле романов «Песнь льда и огня» Джорджа Реймонда Ричарда Мартина.

Существует множество путей и стратегий приобретения власти, равно как и множество способов ее потерять. Многочисленные герои, каждый со своим индивидуальным характером и стилем, дают массу поводов для рефлексии о том, что лидерство — это каждый раз уникальный микс персональных качеств, проявляющихся в определенном контексте.

2. «Еще по одной» — комедийно-драматический фильм 2020 года режиссера Томаса Винтерберга, снятый по сценарию Винтерберга и Тобиаса Линдхольма.

Великолепный фильм о кризисе среднего возраста, кризисе смысла, в котором, так или иначе, оказывается большинство из нас. Фильм о том, что мы несем ответственность за свою жизнь, за свои поступки и счастье, а также о том, что на сложные вопросы не всегда можно найти легкий ответ.

3. «Одержимость» — музыкальная психологическая драма американского режиссера Дэмьена Шазелла, созданная в 2014 году.

Страсть, мотивация, работа до изнеможения и выход за пределы возможного. На что готов пойти человек для того, чтобы добиться успеха и стать великим? Каким должен быть наставник и где находится граница между развитием и жестокостью? Гениальный фильм о том, чего стоят выдающиеся результаты и погоня за мечтой.

4. «12 разгневанных мужчин» — телефильм 1997 года Уильяма Фридкина, основанный на телеспектакле Реджинальда Роуза.

Классический фильм, который показывают во всех бизнес-школах. О том, как оказывать влияние на людей и убеждать их в своей точке зрения.

5. «Тед Лассо» — спортивный комедийно- драматический телесериал 2020 года, созданный Джейсоном Судейкисом, Биллом Лоуренсом, Бренданом Хантом и Джо Келли.

Сериал, который с юмором раскрывает особенности построения команды, в которой каждый, работая вместе с другими, может достичь гораздо большего, чем он думал.