Тренды пользовательского дизайна в 2023 году
Тренды в дизайне постоянно меняются и задача UX-специалиста — следить за ними. Ведь даже самое удобное приложение со временем должно меняться, чтобы соответствовать ожиданиям новых и старых клиентов
Ценность хорошего дизайна для бизнеса можно посчитать. McKinsey в 2018 году выпустила отчет The business value of design, в котором проанализировала практику проектирования пользовательского дизайна 300 компаний за пятилетний период в разных странах и отраслях и пришла к выводу, что бизнес, имеющий самый высокий дизайн-индекс, в два раза опережает средние темпы роста в отрасли.
McKinsey Design Index рассчитывается на основе многих параметров, таких как качество продукта, его функциональность, история улучшений, положительный пользовательский опыт. Это базовые составляющие удачного дизайна, и это понимают все больше руководителей бизнеса.
Платформа для дизайна продуктов UXPin проанализировала особенности UX последних лет и выделила 11 главных трендов 2023 года. Все они так или иначе касаются цифровых коммуникаций — взаимодействия с пользователем на сайтах и в приложениях:
- Персонализация. Опыт, построенный на основе поведения пользователя и его привычек — главный тренд в современном UX. Примером такого интерфейса является киносервис Netflix, алгоритмы которого предлагают клиенту контент на основе анализа просмотров и предпочтений. Аналогичные решения можно встретить на домашних страницах некоторых маркетплейсов или на сайтах, которые собирают и агрегируют персональные данные.
- Кроссплатформенное взаимодействие с пользователем. Хотя такие приложения не новы, многие компании задумались о работе своих приложений на нескольких устройствах только сейчас. И если раньше дизайнеры ориентировались в большинстве случаев на экраны мобильных устройств, сейчас некоторые начали расширять свои продукты, создавая специальные интерфейсы для компьютеров. Например, многие социальные сети активно занимаются адаптацией своего приложения под большие экраны.
- «Скролителлинг». Сайты и приложения соревнуются за удержание внимания пользователя и стараются рассказывать истории так, чтобы тексты обязательно дочитали до конца. Тренд этого года — цельная история, путешествие по которой происходит путем скроллинга. Пример такого эффекта — страница Apple AirPods Max. По мере движения вниз по странице пользователь путешествует по единому контенту с презентацией продукта.
- Сторителлинг на основе данных. Большие данные и аналитика, использованные в контенте, позволяют сделать историю более убедительной и оказать большее влияние на аудиторию. Эта тенденция была распространена в дизайне корпоративных продуктов, а теперь перемещается в пользовательский интерфейс, особенно среди приложений, отслеживающих активность человека — Apple Health, Whoop, Garmin, Strava и другие.
- Минимализм. Еще в середине 2022 года YouTube обновил дизайн пользовательского интерфейса, придав ему более современный и лаконичный вид в черно-серых тонах. С точки зрения дизайна преимущество этого тренда заключается в том, что самые важные призывы к действию и функции продукта можно дополнительно выделить ярким цветом, который на фоне однотонности будет невозможно не заметить.
- Интерфейсы без кнопок. Большинство мобильных приложений уже использует настройки с шаблонами без кнопок, например, можно изменять настройки iPhone с помощью жестов касания. Иногда кнопки и вовсе могут быть избыточными. Например, если на какой-то карточке есть только одно действие, то кнопка не нужна, достаточно просто прикоснуться к изображению.
- Дизайн пользовательского интерфейса с функциями VR и AR. Элементы виртуальной реальности вышли за рамки игр, теперь они помогают пользователям лучше ориентироваться в реальном мире. Некоторые бренды используют VR, чтобы пользователь смог опробовать продукт перед покупкой — IKEA разработала приложение, в котором можно визуализировать, как комната будет выглядеть с мебелью бренда, а L’Oréal при помощи виртуальной реальности предлагает подобрать гамму макияжа с идеальными оттенками.
- Минимально привлекательный продукт (Minimum Lovable Product). Именно так Брайан де Хаафф, соучредитель и генеральный директор ведущего программного обеспечения для разработки продуктов Aha!, в 2013 году назвал свою идею, которая является развитием идеи минимально жизнеспособного продукта (Minimum Viable Product). Если MVP сосредоточен на максимально быстром выходе на рынок с базовым интерфейсом приложения, то MLP — на предоставлении цифрового опыта, который нравится клиентам. Качественный дизайн пользовательского интерфейса выступает здесь ключевым преимуществом всего бизнеса даже в моменте запуска нового продукта.
- Жирный шрифт и заглавные буквы. Это самый горячий тренд типографики 2023 года, даже сайт глобальных веб-тенденций Awwwards использует жирный шрифт заглавными буквами для заголовка на своей домашней странице. Такую стратегию особенно любят те дизайнеры, которые стремятся привлечь дополнительное внимание пользователей.
- Дневной режим экрана. В моде сейчас более яркие экраны. Многие компании внедряют светлый режим в свои приложения, выгоднее него только встроенная возможность для пользователя самостоятельно выбрать темную или светлую версию дизайна. Раньше считалось, что темный режим экономит энергию на устройствах и меньше напрягает глаз, но сейчас в силу удобства и инклюзивности наиболее удачным считается именно светлый режим. Он позволяет людям с плохим зрением лучше видеть знаки и изображения.
- Анимация. Микровзаимодействия и анимация отдельных компонентов придают пользовательскому интерфейсу больше индивидуальности. Такие возможности обеспечивают важную обратную связь с пользователем. Особенно важны эти элементы в интерфейсах без кнопок, где компоненты должны реагировать на действия пользователей.
Авторы исследования напоминают, что при улучшении продукта нельзя обрушивать все обновления на пользователя разом. Нужно тестировать новые версии дизайна постепенно и собирать обратную связь.