Трудные уроки: чему учат бизнес-школы в эпоху перемен
Западные компании ушли с российского рынка, Россия отключена от международной финансовой системы, логистические цепочки разорваны… Чему в этих условиях должны учить российские бизнес-школы?
Каждый раз, когда российская экономика входила в период потрясений, спрос на бизнес-образование увеличивался. Ректор Института бизнеса и делового администрирования РАНХИГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования профессор Сергей Мясоедов не видит в этом ничего удивительного: «Кризис «отменяет» старые практики — компании не могут вести бизнес по-прежнему, в поисках новых эффективных инструментов собственники и топ-менеджеры обращаются к бизнес-школам. Так было в 1998, 2008, 2014 годах, так было и в 2022 году».
В изменившихся условиях бизнес предъявляет спрос на новые знания, и спрос этот состоит из нескольких сегментов. Основатель компании Coursalytics.com Алексей Долинский называет три основных сегмента:
- Компании стремятся сохранить конкурентоспособность на национальном и глобальном рынках. Бизнесу интересны такие компетенции как стратегия и маркетинг, управление продуктом, эффективное управление большими проектами и сложными процессами. В части soft skills компаниям интересны лидерство, управление изменениями, командное взаимодействие.
- Иной запрос у инвесторов: они ищут ответ на вопрос, в какие проекты направить средства, высвобождающиеся по мере сокращения проектов в России. Инвесторам интересны новые подходы к управлению традиционными активами, венчурными и альтернативными инвестициями.
- Наконец, на личном уровне собственники и топ-менеджеры интересуются программами, которые позволят придать новый импульс карьере и, возможно, совершить в ней поворот. Речь идет о комплексных программах, таких как Executive MBA или Advanced Management Program. Они позволяют обновить знания предпринимателей и топ-менеджмента, обрести новые ориентиры, идеи для личного развития, вдохновение для новых бизнес-проектов. Такой запрос приходит от профессионалов, строивших международные бизнесы и карьеры и теперь обдумывающих планы на будущее.
Кто я?
Основатель и генеральный директор IKRA Group, ректор IKRA Василий Лебедев считает, что тектонические сдвиги, произошедшие в 2022 году, ставят перед представителями бизнеса фундаментальные вопросы: «Российским предпринимателям и топ-менеджерам в новых условиях предстоит переосмыслить стратегические вопросы, такие как цели и смыслы в среднесрочной и краткосрочной перспективе, формулирование своего культурного кода. Профессиональные компетенции в связи с этим сопрягаются с личными целями по развитию. Это сопряжение может выглядеть так: «А хочу ли я быть вице-президентом по логистике в своей компании или на самом деле мне хочется стать руководителем инновационной лаборатории, например, в Дубае».
Фундаментальный вопрос: «Кто я и что я хочу делать в изменившихся условиях?» задают себе и те, кто уезжает, и те, кто остается. Некоторые формулируют его так: «Я уезжаю, чтобы приобрести за рубежом новые компетенции, которые мне пригодятся через несколько лет, когда я вернусь в Россию».
От ответа на вопрос «Кто я и что хочу делать?» зависит набор компетенций, которые абитуриент или студент бизнес-школы считает актуальными. В одном случае эти компетенции связаны с новыми технологиями, в том числе с умением работать с большими данными, искусственным интеллектом. В другом — с лидерством или с инструментами моделирования будущего.
Председатель попечительского совета фонда «Айб», экс-директор школы «Айб» и куратор School of Education Арам Пахчанян уверен, что для наемных менеджеров в период кризиса стало важно иметь навыки, которые позволяют сохранить актуальность на рынке труда: «Раньше мы много говорили о Soft skills, сейчас эти разговоры отступили на второй план. Люди хотят иметь крепкие профессиональные навыки, которые позволят им зарабатывать в нестабильной ситуации».
Со стороны собственников бизнеса есть запрос на антикризисный менеджмент, считает Арам Пахчанян: «Предприниматели хотят управлять критической ситуацией, их интересует не столько стратегический, сколько ситуативный менеджмент, способность принимать решениям в условиях стресса».
Во обеих группах Арам Пахчанян видит запрос на учебу как на способ выйти из определенного внутреннего кризиса: «Люди задумываются об учебе, хотя раньше о ней не думали. Просто для того, чтобы пережить стресс и быть готовыми к любому развитию событий».
Академический директор программ лидерского развития Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шапенко называет три мотива, которые приводят слушателей в класс:
- Слушатели проявляют интерес к вопросам, имеющим практическое значение для бизнеса, например, к выстраиванию новых логистических решений в изменившихся условиях. Заметно возрос интерес к вопросам операционной эффективности компаний. Поскольку среда существенно изменилась, предприниматели стали проявлять больший интерес к стратегическому менеджменту — к поиску новых ниш для бизнеса, к пересборке бизнес-моделей.
- Также растет запрос на развитие лидерства: главный актив бизнеса — это люди, которые умеют развивать проекты, находить новые решения, разворачивать тренды. По этой причине мы активно поддерживаем учебные программы по лидерству.
- В условиях неопределенности растет запрос студентов на навыки управления собой, своим состоянием, своей эффективностью. Поэтому мы стали проводить до и после занятий новые для бизнес-школы практики, вплоть до спорта и медитации. Это важно, потому что прежде чем управлять людьми, надо научиться управлять собой.
По мысли преподавателя российских бизнес-школ профессора Александра Сергеева, запросы слушателей формулируются сегодня очень конкретно: «Два ключевых выражения, которые определяют эти запросы — «быстро» и «практический результат».
Чему хотят учиться слушатели российских бизнес-школ
Предприниматели, владельцы компаний. Сохранение и развитие бизнеса в изменившихся условиях:
- Антикризисный менеджмент
- Операционная эффективность
- Стратегический менеджмент в условиях неопределенности
- Управление изменениями
- Лидерство
- Командное взаимодействие
- Пересборка бизнес-моделей
- Новые ниши для бизнеса
- Новые технологии
- Новые логистические цепочки
Менеджеры. Повышение собственной актуальности на рынке труда:
- Крепкие профессиональные навыки в востребованных рынком профессиях
- Лидерство
- Новые импульсы для успешной карьеры
- Операционная эффективность
- Повышение собственной эффективности
- Новые технологии
- Новые логистические цепочки
Данные предоставили эксперты С.Мясоедов, А.Долинский, В.Лебедев, А.Пахчанян, А.Сергеев, А.Шапенко
Теги «быстро» и «практический результат» актуальны и для сегмента онлайн-образования. Наталья Царевская-Дякина, директор направления EdTech ИТ-кластера Фонд СКОЛКОВО, генеральный директор Edtech-акселератора Ed2, говорит, что в 2022 году популярностью пользовались курсы, которые по мнению слушателей усиливают их позиции на рынке труда. Эти ожидания как правило связаны с ИТ-навыками и с интернет-профессиями. Весной был зафиксирован рост интереса к английскому языку и к программам по стрессоустойчивости, которые пользовались спросом в начале пандемии коронавируса, а затем начали терять популярность.
Короткие планы
При этом Наталья Царевская-Дякина подчеркивает, что на рынок онлайн-образования в 2022 году повлияли три фактора:
- Упала покупательская способность россиян, особенно в сегменте B2C. Образование в стране никогда не было предметом первой необходимости, уж сейчас — тем более. По статистике взрослый человек больше экономит на своем образовании, чем на корме для животных.
- Уменьшилась глубина планирования: сейчас мы строим планы на неделю, в лучшем на несколько недель, а образовательные программы длятся несколько месяцев и более. К тому же длительные образовательные курсы поддерживались такими банковскими инструментами как рассрочка и кредит. Весной банки перестали поддерживать эти продукты в связи с ростом ключевой ставки Центробанка. Сейчас они возвращаются к рассрочке и кредитам, это хороший сигнал для рынка образования.
- Онлайн-образование (особенно в сегменте B2B) сильно зависит от каналов продвижения. После того как в России были запрещены популярные социальные сети, образовательные проекты лишились инструментов маркетинга: аудитория ушла из этих сетей и… никуда не пришла: «ВКонтакте» и социальные сервисы «Яндекса» этой аудиторией не приросли. Часть аудитории ушла в «Телеграм», но в этом мессенджере нет удобных рекламных инструментов, пригодных для продвижения образовательных сервисов.
Наблюдения Натальи Царевской-Дякиной подтверждают ее коллеги. Арам Пахчанян считает, что запрет на работу в России популярных социальных сетей негативно повлиял на рынок образования: «Школы набирали слушателей через социальные сети, в которых сегодня нельзя размещать рекламу. Это важная, но не единственная причина того, что продажа образовательных продуктов уменьшилась. Уехали многие преподаватели. Среди потенциальных студентов также много людей, которые планируют релокацию. Наконец, среди потенциальных абитуриентов много таких, которые в ситуации неопределенности не принимают никаких решений, откладывая учебу на будущее».
Горизонт планирования действительно изменился, – констатирует Александр Сергеев, — Раньше слушатели программ MBA строили планы на 5-10 лет, сегодня они планируют на несколько месяцев. Будущее российской системы бизнес-образования зависит от того, насколько успешно она сможет ответить на изменившиеся запросы бизнеса».
Берег турецкий
Впрочем, есть проблемы, которые пока не могут решить даже школы-лидеры. Продюсер одной из ведущих российских бизнес-школ на условиях анонимности сказал автору этих строк: «Зарубежных профессоров руководители западных университетов поставили перед выбором: если ты хочешь продолжать преподавать в России, уйди из нашего университета».
Алексей Долинский считает, что академическая мобильность в привычном понимании слова просто перестала существовать: «Насколько мне известно, российские университеты, особенно государственные, были исключены из многих программ международного сотрудничества, программ двойных дипломов. Преподаватели западных университетов теперь с утроенной осторожностью относятся к сотрудничеству с российскими учебными организациями даже в онлайн-формате, а организация их визитов в Россию становится задачей на грани невозможного. В 2021 году по просьбе группы благотворителей мы подготовили стратегию развития небольшого частного университета, который благодаря одобренному инвестиционному плану и предложенной поддержке международных партнеров мог стать школой менеджмента, не уступающей по качеству ведущим российским и средним европейским бизнес-школам. В начале 2022 года эти планы были приостановлены на неопределенный период».
При этом, как считает Алексей Долинский, на индивидуальном уровне студенты сохраняют возможность получать визы для длительных и коротких программ — это окно остается открытым, несмотря на ограничения передвижения. Также сохраняется возможность онлайн-обучения.
Преподаватели и слушатели российских бизнес-школ осмысливают разрыв отношений России со странами Запада. Весной 2022 года на форумах в социальных сетях шли дискуссии о том, должно ли российское бизнес-образование в изменившихся условиях стать «менее западным» или бизнес-инструменты следует оценивать в зависимости от их эффективности, а не от их географического происхождения?
Василий Лебедев считает, что ответ на этот вопрос зависит от карьерных планов человека: если менеджер планирует продолжать работать в зарубежной компании, классическое бизнес-образование, основанное на западных кейсах, продолжает представлять для него ценность. Некоторые из россиян, покинувших страну в 2022 году, по наблюдениям Василия Лебедева, планируют вернуться в Россию в будущем. Нынешний период своей карьеры они воспринимают как время для получения новых компетенций, которые будут востребованы завтра.
Сегодня, как говорит Александр Сергеев, зафиксирован интерес российских слушателей к бизнес-практикам новых регионов: «Российское бизнес-образование в 1990-х годах начиналось с освоения моделей, по которым работали западные бизнес-школы, в том числе наши студенты ездили на стажировки в США и Великобританию. Несколько лет назад МИРБИС стал развивать совместные проекты с бизнес-школами Китая, Индии, Турции, стран Латинской Америки. И обнаружился интересны тренд: возвращаясь с занятий в западных бизнес-школах наши слушатели отзывались: «Мы это уже знаем», а вот из Турции и Индии они прилетали с широко раскрытыми глазами и говорили, что нашли там очень интересные бизнес-решения. Это объясняется тем, что турецкий и индийский рынки имеют гораздо больше общего с российским, чем, например, американский».
Полезные форматы
Что касается форматов обучения, одни эксперты, отвечая на вопрос Forbes Club, сошлись на том, что события 2022 года не повлияли на продуктовые линейки: бизнес-школы продолжают предлагать длинные и короткие курсы, занятия в онлайновом, офлайновом и смешанном формате. «Актуальны те форматы, которые обеспечивают практическую полезность знаний», — уверен Андрей Шапенко.
Александр Сергеев также считает, что во главе угла находится эффективность: «Раньше бизнес-школы работали на развитие компетенций слушателя, теперь они переносят акцент на достижение бизнес-результатов в компаниях, в которых работают слушатели. В нынешних условиях каждый курс и даже каждое занятие в рамках программы MBA должно быть ориентировано на конкретный бизнес-результат в таких областях как продажи, маркетинг, финансы».
Алексей Долинский отмечает, что возросла роль интерактива в учебной практике. Арам Пахчанян подчеркивает, что для сохранения контакта с теми слушателями, которые переехали в другие страны, школы должны активнее использовать онлайн-инструменты.
Василий Лебедев полагает, что на рынок синхронного обучения оказывает влияние падение покупательной способности: «Человек сегодня все меньше и меньше способен заплатить 500 тыс. рублей или даже 150 тыс. рублей за полугодовое обучение в профессиональной сфере. С другой стороны, рынок асинхронного обучения — я имею в виду короткие и недорогие видеокурсы — перегорел: у покупателя нет потребности в таких продуктах, потому что у аудитории повысилась планка требований к качеству образовательного контента. Покупатель сегодня достаточно ясно понимает, какие навыки он хочет получить, его, что называется, «не разведешь». Поэтому перед образовательными компаниями стоит задача предложить такие продукты, которые обеспечивают высокое вовлечение как в синхронных форматах и невысокую стоимость как в асинхронных. Мы в «Икре» сейчас экспериментируем в этой области, суть экспериментов состоит в том, что слушатели выходят за пределы строго определенной роли ученика и в рамках креативного пространства курса начинают обучать друг друга. Перед каждым образовательным проектом сегодня стоит задача придумывать новые форматы, уходя от привычной расстановки ролей «лектор – слушатель».
Ближний круг
Самые интересные события произошли в таком аспекте как социальные связи — имеются в виду связи слушателей школ друг с другом, с преподавателями, с выпускниками. Для бизнес-школ поддержание этих связей – исключительно важная задача: учеба в школе — входной билет в закрытый клуб. Часто выпускники преподают в бизнес-школах – делятся кейсами, ведут короткие программы, выступают кураторами проектов.
«Исследования показывают, что в современном обществе важны две тенденции: атомизация и нишевание, то есть стремление замкнуться в кругу тех, кто тебе близок, и не выходить за пределы этого круга: мы предпочитаем работать с теми, кто придерживается близких нам взглядов. Это имеет значение и для образования: в EdTech имя основателя тесно связано с его компанией. Если позиция основателя не совпадает с позицией пользователей, возможен отток аудитории. Попытки вести рекламную кампанию «Для всех и обо всем» — не работают», — считает Наталья Царевская-Дякина.
Аналогичный вывод делает Александр Сергеев: «Возросло желание объединяться с людьми, которые разделяют твои ценности, твои взгляды на мир».
Андрей Шапенко подчеркивает, что сообщество — это самое главное преимущество СКОЛКОВО. Комьюнити объединяет несколько тысяч человек, окончивших программы школы. В изменившихся условиях, в период неопределенности роль сообщества возрастает: я вижу, как внутри нашего комьюнити стали формироваться региональные кластеры. Также возникли новые кластеры в Дубае, Закавказье, Латинской Америки. Выпускники бизнес-школы поддерживают друг друга, где бы они ни находились. Очень интересный тренд последнего времени: растет интерес к школе со стороны спонсоров, доноров, филантропов. Я объясняю это тем, что предприниматели, которые связывают свое будущее с Россией, понимают, что ответить на вызовы времени российская экономика может при условии, что в стране есть качественное бизнес-образование.
Арам Пахчанян также считает, что роль сообществ в образовании возрастает: «Раньше слушатели воспринимали включение в сообщество как дополнительный бонус к знаниям, теперь это включение стало одной из целей поступления в школу. Люди не хотят быть одинокими в сложные периоды жизни, они хотят общаться с такими же как они, обсуждать профессиональные проблемы. Это актуально и для управленцев, и для представителей креативных профессий. Стремление вступать в сообщества – это естественная реакция людей на кризис».
Выигрывают лидеры
Итак, спрос на рынке российского бизнес-образования определяют несколько факторов:
- Интерес бизнеса к новым знаниям возрос;
- Потребительский спрос при этом просел;
- Горизонты планирования изменились: абитуриенты и слушатели строят планы лишь на ближайшее будущее.
Как эти тенденции сказались на продажах бизнес-школ в 2022 году?
По наблюдениям Андрея Шапенко, предприниматели по-разному формулируют образовательные стратегии в условиях стресса: «Одни полагают, что сейчас не время инвестировать в образовательные программы продолжительностью полтора года, а именно столько длятся программы MBA и Executive MBA. Другие так не считают. Третьи решили перенести начало обучения с осени 2022 на весну 2023 года».
Оценивая данные бизнес-школ, входящих в Российскую ассоциацию бизнес-образования, Сергей Мясоедов приходит к выводу, что результаты осеннего набора на программы уровня MBA лучше, чем результаты весеннего. При этом профессор уверен, что в ситуации стресса выигрывают бизнес-школы, лидирующие на рынке: абитуриенты, которые решают продолжить обучение в период неопределенности, доверяют деньги школам, у которых есть имя. Сергей Мясоедов констатирует, что эта тенденция проявляет себя каждый раз, когда российская экономика вступает в период турбулентности.
Корпоративное обучение: главные тренды
- 36% крупных компаний (более 1000 чел.) находятся в ситуации адаптации и трансформации
- 64% опрошенных заявили, что управление изменениями — самая приоритетная компетенция для обучения руководителей
- 58% респондентов считают, что операционная эффективность — основной приоритет в деятельности всех компаний
Наиболее актуальные «мягкие» навыки для руководителей в текущих условиях:
- 58% — командная эффективность. Взаимодействие в команде, инклюзивность, мотивация, конфликты
- 46% — критическое мышление. Решение проблем, понимание предубеждений
Основные форматы обучения и развития руководителей:
- 57% — стратегические сессии
- 51% — корпоративные образовательные программы
- 46% — индивидуальный коучинг и менторство
Источник: Как изменится рынок корпоративного обучения руководителей крупных компаний в 2022–2023 годов. Экспертный опрос HR-, T&D-, L&D-руководителей Московской школы управления СКОЛКОВО, 2022 год.
Фото на открытии материала: пресс-служба РАНХИГС