Реклама Forbes Club

Три теории об эффективной коммуникации: Данбар, Грановеттер, Маккеон

Искандер Ахметов, основатель агентства YEP Community

Размышляя о сообществах и коммуникации между людьми в больших группах, всегда держите в голове основные принципы, на которых основано человеческое общение

Есть три теории, которые помогут вам стать осознаннее в своем поведении и сделать ежедневную коммуникацию с партнерами, друзьями и близкими осмысленнее, эффективнее и глубже. Авторы этих теорий — Робин Данбар, Марк Грановеттер и Грег Маккеон.

Робин Данбар и его число

В 1992 году британский антрополог и эволюционный психолог Робин Данбар впервые описал взаимосвязь предельного количества приматов в отдельно взятой группе и размера их неокортекса — области мозга, отвечающей за высшие нервные функции — осознанность, сенсорное восприятие и пр.

«Общение» у приматов заключается в груминге — вычесывании друг у друга вшей, касаниях и поглаживании. Данбар заметил, что одна обезьяна в состоянии поддерживать близкий контакт только с 80 другими приматами и связал это ограничение с особенностями коры головного мозга животных.

Затем Данбар экстраполировал эту взаимосвязь на человека. Он выяснил, что максимальное количество контактов, которые Homo sapiens способен эффективно поддерживать и развивать, составляет от 100 до 230. Если взять верхнюю границу этой вилки и вычесть ваших самых близких друзей, а также стоматологов, массажистов и других людей, чьими услугами вы пользуетесь время от времени, то получится примерно 150 контактов. Именно это число и стало широко известно как число Данбара.

Развивая эту теорию, Данбар выявил четыре слоя, из которых состоит наш социальный круг: 

  1. Группа из 5 человек — родственники, хорошие друзья, с которыми мы на связи буквально ежедневно.
  2. Группа из 15 человек — друзья и знакомые, с которыми мы видимся несколько раз в месяц.
  3. Группа из 50 человек — знакомые, с которыми мы общаемся регулярно, но редко.
  4. Группа из 150 человек — люди, с которыми мы взаимодействуем по обстоятельствам и не очень глубоко их знаем.

Связи, выходящие за пределы 150 человек, Данбар назвал «парасоциальными односторонними связями».

Социологами было подсчитано, сколько времени в среднем нужно потратить для вхождения в ту или иную группу. 

  • Чтобы попасть в группу из 150 человек — ≈ 50 часов.
  • В группу из 50 человек — ≈ 100 часов.
  • В группу из 15 человек — ≈ 200 часов.
  • В группу из 5 человек — более 200 часов.

Полезно выполнить упражнение — разложить всю свою записную книжку по модели, предложенной Данбаром. Распределить друзей и знакомых по вышеописанным группам, не превышая установленные числа (5-15-50-150). Это поможет вам не только систематизировать окружение, но и лучше понять собственное отношение к некоторым знакомым и коллегам.

У группы из 150 человек, описанной выше, есть один важный признак — с ней мы контактируем в режиме «слабых связей». Теорию о них мы рассмотрим дальше.

Марк Грановеттер и теория слабых связей

В 1970-х годах американский социолог Марк Грановеттер предложил очень простую и изящную классификацию социальных связей — сильные и слабые.

  • Сильные — родственники и близкие друзья, то есть те, к кому у нас есть сильная эмоциональная привязанность.
  • Слабые — знакомые и приятели, коллеги и одногруппники. Те, с кем нас мало что связывает, кроме работы, учебы или обстоятельств.

Наложив эту классификацию на статистические данные, Грановеттер увидел парадоксальную вещь — именно слабые связи приносят нам максимум пользы и открывают новые возможности для развития.

Дело в том, что близкий круг сильных связей, как правило, очень устойчив и не меняется с годами. Это приводит к тому, что в нем не возникает новых импульсов и идей, не появляется новых ресурсов. Вы в своем близком круге знаете сильные и слабые стороны каждого человека и даже можете предположить, что вам ответят на тот или иной вопрос.

Слабые связи, наоборот, открывают перед вами большое количество новых возможностей — с помощью знаний и экспертизы, ресурсов или нужных контактов.

Грановеттер выяснил, что именно знакомые и приятели чаще помогают в поиске работы и продвижению по карьерной лестнице. 

И это логично — в кругу близких людей вы находитесь в одной информационной среде и живете с ними в привычном, достаточно однообразном режиме. Но если перед вами встает совершенно новая задача, с которой никто из вашего окружения никогда не сталкивался, то решить ее без привлечения новых контактов вам будет очень сложно. Именно поэтому так важно поддерживать широкий круг слабых связей — с ним ваши возможности возрастают многократно.

Теория Грановеттера подтверждается современными исследованиями. По данным специалистов по Big Data, именно от слабых связей и удаленных контактов в социальных сетях мы получаем большую часть новой информации. Исследование LinkedIn выяснило, что специалистов по 85% вакансий работодатели находят с помощью нетворкинга, а в 80%–90% случаев объявления о поиске сотрудников просто не публикуются.

Существуют алгоритмы по поддержанию слабых связей.

  1. Активно наблюдайте за человеком и будьте в курсе всех его дел.
  2. Реагируйте на все важные события в его жизни — поздравляйте с днем рождения, рождением ребенка, повышением.
  3. Не пропадайте — общайтесь регулярно, пусть даже раз в несколько месяцев, но не исчезайте на годы.
  4. Будьте искренними.

Следите за тем, чтобы ваши слабые связи были диверсифицированы. Иметь 150 знакомых предпринимателей очень полезно для бизнеса, но хорошо, когда у вас есть выходы в разные сферы жизни и социальные группы: медицину, журналистику, искусство, спорт. Разделите круг ваших слабых связей на секторы по направлениям и следите за балансом между ними.

При этом не стоит забывать, что не все контакты и не все мероприятия, на которых вы общаетесь с другими людьми, могут быть полезны для вас. Механически поддерживая сотни знакомств, вы не создадите качественный социальный капитал, а только потратите время впустую.

Об этом нас предупреждает журналист и писатель Грег Маккеон, и о его опыте будет полезно узнать каждому.

Грег Маккеон и разоблачение нетворкинга

В 2015 году Грег Маккеон, автор бестселлера «Эссенциализм. Путь к простоте», написал статью в Harvard Business Review под названием «99% нетворкинга — это пустая трата времени».

В ней он изложил пять советов о том, как следует относиться к нетворкингу и эффективно практиковать его.

  1. Не думайте о первом впечатлении. Все, кто пытается выглядеть хорошо при первом знакомстве, тут же сливаются с сотнями таких же нетворкеров и мгновенно забываются. Будьте собой — и вас запомнят.
  2. 99% нетворкинга — это пустая трата времени. Как правило, любую информацию, полученную на больших встречах и конференциях, можно будет спокойно прочесть в дайджесте на следующий день. Не тратьте время на такие события.
  3. Ключ к нетворкингу — остановить нетворкинг. На самом деле никто не хочет бесконечно общаться в нетворкинг-режиме. Людям нужен живой разговор, реальная дружба и человеческое отношение. Будьте искренними и открытыми.
  4. Не нужно ходить на громкие события. Намного важнее знать, где находятся нужные вам люди — и ехать туда. Масштаб мероприятия не равен его информативности или осмысленности.
  5. Не увлекайтесь тусовками. Грег Маккеон советует держаться подальше от суеты, чтобы не отвлекаться на бессмысленные события и точечно встречаться с теми, кто тебе действительно нужен. 

Объединив эти три теории, мы получаем рабочий алгоритм создания и развития вашего социального капитала. 

1️⃣Систематизируйте свое окружение, работайте с записной книжкой и применяйте теорию Данбара на практике, осознанно подходя к поиску новых контактов и поддержанию старых.

2️⃣Расширяйте круг «слабых» связей и следите, чтобы он был максимально разнообразным. 

3️⃣Выполняя первые два пункта, не тратьте время на бессмысленный нетворкинг, а точечно знакомьтесь с теми, кто вам действительно интересен.

Социальный капитал — важнейший ресурс, который требует внимания и системного подхода. Тот, кто изучает свое окружение, грамотно выстраивает общение и работает над усилением своей социальной среды, закладывает крепкий фундамент для своего развития в будущем — как делового, так и личного.