Реклама Forbes Club

Ташкент — город быстрый: как российская бизнес-школа запускает программы в Узбекистане

В 2018 году Школа управления СКОЛКОВО вышла на рынок Узбекистана. В интервью Forbes Club директор по развитию бизнеса кастомизированных программ Школы Олеся Титова рассказывает, что спрос на новые знания, на образовательные и консалтинговые продукты был продиктован быстрыми изменениями в экономике страны

К моменту выхода на рынок Узбекистана у Школы уже был опыт работы на рынке образования в Центральной Азии: в 2015 году стартовали первые программы для Казахстана. Между двумя странами есть существенные различия: в Казахстане многие рыночные институты уже сформированы, в Узбекистане они находятся в процессе формирования, при этом темп принятия решений в Узбекистане гораздо выше, чем в Казахстане, считает Олеся Титова.

— Когда вы решили выйти на рынок Узбекистана?

Первый визит в Узбекистан состоялся в 2018 году. С 2017 года в  Узбекистане начались перемены, рыночная экономика получили новый импульс для развития, изменилась конъюнктура. Мы понимали, что узбекистанскому бизнесу в этих условиях нужны новые компетенции. Поэтому мы отправились в Ташкент с президентом Школы Андреем Шароновым, чтобы показать возможности нашего бизнес-образования министерствам, регуляторам рынка и предпринимателям, заинтересованным в развитии человеческого капитала.

 — Как вы формулировали ваш интерес к Узбекистану: почему вы решили выйти на образовательный рынок этой страны?

 — Мы исходили из того, что Узбекистан — большая страна с населением 36 млн человек и динамично развивающейся экономикой. Узбекистан взял курс на развитие человеческого капитала и на масштабное привлечение зарубежных инвестиций. Это означало, что в стране будет увеличиваться спрос на знания, поэтому мы решили провести Road Show, поговорить с государством и бизнесом, представить возможности Школы. В рамках Road Show мы пробыли в Узбекистане четыре дня, каждый день встречались примерно с 10 собеседниками. В результате этой поездки мы стали понимать, в чем заключаются стратегические приоритеты страны и в чем состоит актуальность нашего опыта в этом контексте.  

— Какие действия вы предприняли после Road Show?

 — Около пяти месяцев мы изучали ситуацию, провели диагностику нескольких корпораций, беседовали с бизнесом и государством. В рамках этого Customer Development пришли к пониманию того, как устроен образовательный рынок страны. В Узбекистане уделяется большое внимание международному сотрудничеству, в стране работают зарубежные вузы, такие как Westminster university и Cambridge university, есть партнерские проекты с университетами из России, США, Японии, Южной Кореи, Сингапура… Однако эти проекты рассчитаны на студентов, в сегменте образования для взрослых в Узбекистане подобного предложения нет. Это было одним из аргументов в пользу нашего выхода на местный рынок. Как и в случае с Казахстаном мы решили развивать на узбекистанском рынке корпоративные программы.

 В чем главное отличие узбекистанского рынка образования от казахстанского?

 — В отличие от Казахстана, в Узбекистане пока не работают бизнес-школы — ни национальные, ни международные. В Казахстане уже оформилось понимание ценности образования для взрослых, в Узбекистане это понимание формируется сейчас. Казахстан мне представляется более устойчивым — многие рыночные институты там уже сформированы и процессы трансформации проходят более более плавно. Узбекистан — очень динамичный: если топ-менеджмент  понимает ценность идеи, он оперативно  принимает решение и приступает к реализации, фокусируясь на быстрых победах и изменениях. Я этим восхищаюсь.

 Как вы формулировали свои конкурентные преимущества на узбекистанском рынке?

 — Как и в случае с Казахстаном мы делали акцент на том, что хорошо разбираемся в вопросах бизнес-образования, представлены в международных рейтингах, имеем устойчивые связи с зарубежными экспертами и работаем на русском языке, понятном для потенциальных узбекистанских слушателей.

 — Вы рассказывали, что при выходе на рынок Казахстана, вы опирались на сообщество выпускников и студентов, которые работали в этой стране. Было ли у вас сообщество выпускников в Узбекистане?

 — Да, по состоянию на 2018 год в Узбекистане у нас было 18 выпускников программ «Практикум» и Executive MBA. Однако в ответ на реформы, которые в тот период начались в Узбекистане, поток обращений к нам начал расти, сейчас у нас больше 30 выпускников и слушателей на этих программах. Сообщество выпускников в Узбекистане стало точкой опоры для наших проектов в стране.

 — С какими компаниями вы начали сотрудничество в Узбекистане?

 — Первым корпоративным партнером был SQB-bank (Sanoat Qurilish Bank, бывший Узпромстройбанк. — Forbes Club). В мае 2023 года мы завершили первую шестимесячную корпоративную программу с этим банком. Затем мы начали работу с Турон-банком. Также ведем переговоры с несколькими корпорациями о запуске образовательных программ. Думаю, что в 2024 году мы проведем пять-шесть программ с узбекистанскими компаниями.

 Как вы сформулировали ключевые идеи продуктов, которые выводили на рынок Узбекистана?

 — Ключевая идея — трансформация бизнеса в условиях динамичного развития страны. Эта идея включает в себя такие вопросы как стратегическое развитие, приватизация, цифровая трансформация, развитие человеческого капитала. Как и в Казахстане мы сочетаем в Узбекистане образование и консалтинг, одновременно развиваем управленческий потенциал руководителей и сопровождаем стратегические направления развития бизнеса. 

 — Как вы формулируете ключевые показатели для ваших проектов в Узбекистане?

  Мы хотели бы, чтобы на проекты в Казахстане и Узбекистане приходилось до 30% в портфеле наших корпоративных продуктов к 2026 году. В 2024 году, как я уже сказала, мы планируем запустить пять-шесть программ с узбекистанскими компаниями. В первую очередь фокусируемся на крупных системообразующих игроках, которых сейчас проходят процесс трансформации в связи с привлечением зарубежных инвестиций и подготовкой к IPO: банкинг, телеком, промышленные компании. Также мы хотим выстроить максимально эффективные отношения с университетами, работающими в Узбекистане, для нас это очень важно. Думаю, это важно и для узбекистанских университетов, поскольку мы для них являемся одним из ориентиров. 


Практикум 

1️⃣ Школа управления СКОЛКОВО провела Road Show и представила свои возможности ключевым компаниям на рынке Узбекистана и потенциальным партнерам.

2️⃣ Школа провела Customer Development, чтобы уточнить представления о запросах потенциальных клиентов и проверить гипотезы.

3️⃣ Значимым индикатором спроса на образовательные продукты стал рост числа слушателей из Узбекистана в московском кампусе Школы.

4️⃣ Главная идея, которую Школа планирует продвигать в Узбекистане — ценность развития человеческого капитала в условиях стратегических изменений и трансформации. 

5️⃣ Выходя на новый рынок, Школа сформулировала свои конкурентные преимущества.

6️⃣ Проанализировав рынок, Школа решила сосредоточиться на корпоративном сегменте.

7️⃣ Программы, разработанные для узбекистанского рынка, сочетают в себе образовательные и консалтинговые задачи.