Реклама Forbes Club

Страх нового и самоуверенность: какие ошибки погубили известные компании

Даже корпорации с миллиардными оборотами и внушительными ресурсами могут оказаться на грани выживания. Иногда это сила непреодолимых обстоятельств, а иногда — ошибки, которые сегодня выглядят смешно. Чтобы не повторять чужие ошибки, на них нужно учиться 

Банкротство Kodak: долгосрочное видение важнее краткосрочной прибыли

Компания Kodak, основанная Джорджем Истменом в 1888 году, была синонимом фотографии более века. Компания зарабатывала миллиарды долларов на продажах пленки, химикатов для проявки и печати фотографий. Весь ХХ век она доминировала на мировом рынке пленочных фотоаппаратов и фотопленки, удерживая до 90% доли в США.

В 1975 году инженер Kodak Стив Сассон разработал первый в мире цифровой фотоаппарат. С изобретением он пришел к руководству, но менеджмент отверг технологию, опасаясь, что она подорвет прибыльный бизнес на фотопленке.

К началу 2000-х конкуренты — Canon, Nikon и Sony — активно развивали цифровую фотографию. Kodak попыталась войти в рынок цифровых камер в 2001 году, но ее решения были запоздалыми и плохо продуманными. Например, они пытались одновременно продвигать пленочные и цифровые продукты, чем дезориентировало аудиторию.

В 2004 году рынок цифровых камер превзошел рынок пленочных. Тогда Kodak столкнулась с самыми масштабными в своей истории падением продаж и убытками. В 2007 году компания сократила производство пленки, а в 2012 году подала заявление о банкротстве.

Kodak несколько раз пыталась реорганизоваться и сосредоточиться на корпоративных услугах печати, а позже даже экспериментировала с технологиями блокчейна. Однако прежнего влияния компания так и не вернула.

Забвение Dendy: для успеха нужны другие стратегии 

В 1992 году компания «Стиплер», основанная Сергеем Бондаренко и Александром Мариным, представила в России бренд Dendy — клон популярной японской консоли Nintendo Entertainment System. В условиях слабого развития рынка игровых приставок в России и отсутствия официального представительства Nintendo, компания стала настоящим феноменом.  

Dendy предлагала доступ к играм, которые на Западе распространялись только через официальные Nintendo-консоли. Благодаря агрессивной рекламной кампании, которая включала знаменитую телепередачу «Денди — новая реальность», приставка быстро завоевала популярность. 

К середине 1990-х годов компания занимала до 70% рынка игровых приставок в России, продав более 1,5 млн устройств. В это же время на рынок начали активно выходить оригинальные консоли нового поколения — Sony PlayStation и Sega Mega Drive. Эти устройства предлагали лучшее качество графики и быстро сделали Dendy устаревшей.  

Хотя Dendy сама по сути была пиратской копией Nintendo Entertainment System, ее модель начали массово копировать — рынок переполнился еще более дешевыми пиратскими картриджами и приставками-«клонами». Финальной точкой для компании стал дефолт 1998 года, когда покупательная способность населения резко снизилась. Люди больше не могли позволить себе даже относительно доступные приставки Dendy.  

В конце 1990-х годов компания «Стиплер» прекратила выпуск Dendy. Бренд ушел с рынка, оставшись в памяти ностальгическим символом детства для миллионов россиян.  

Крах Blockbuster: компании не хватило гибкости 

В 1990-е годы Blockbuster была синонимом видеопроката. Девять тысяч магазинов компании по всему миру приносили миллиарды долларов ежегодно, а бренд считался незыблемым. Но в начале 2000-х на горизонте появилась небольшая компания Netflix, предложившая новый формат — аренду фильмов с доставкой по почте.  

В 2000 году Netflix предложила Blockbuster сотрудничество, но руководство сети отказалось, считая свою бизнес-модель непоколебимой. В какой-то момент переговоров у Blockbuster даже была возможность выкупить Netflix за $50 млн.

Blockbuster недооценила популярность и удобство цифровых технологий. После модели с доставкой фильмов по почте Netflix начал распространять комнет в формате стриминга. Blockbuster в это время продолжала открывать физические магазины, игнорируя изменения в поведении потребителей. 

В 2010 году компания объявила о банкротстве. На сегодняшний день остался лишь один работающий магазин Blockbuster в американском штате Орегон — скорее музей, символ ушедшей эпохи.  

Theranos: инвесторам нужна прозрачность 

В 2003 году 19-летняя Элизабет Холмс основала стартап Theranos, который обещал революцию в медицине. По ее словам, разработанное компанией устройство могло проводить сотни анализов крови всего по одной капле. Это должно было сделать диагностику проще, дешевле и быстрее. 

Холмс быстро стала звездой Кремниевой долины, ее называли «вторым Стивом Джобсом». К 2014 году Theranos оценивался в 9 млрд долларов, а сама Холмс стала самым молодым миллиардером в мире.

Но к 2015 году начали появляться первые сомнения. Конкуренты и некоторые эксперты сообщали, что заявленная инновационная технология оказалась недоработанной и неспособной выполнять обещанные функции. Расследование Wall Street Journal вскрыло, что технология Theranos не работает вообще, а анализы проводились на оборудовании других компаний. 

Холмс сознательно скрывала недостатки продукта и не позволяла сотрудникам обсуждать проблемы даже внутри компании. Она скрывала правду от инвесторов и пациентов. В 2018 году Theranos прекратил свое существование, а в 2022 году Холмс была осуждена за мошенничество. Этот случай остался символом обмана в стартап-культуре.