Ставка на фриланс: почему растет гиганомика
Плюсы гиганомики, то есть экономики свободного заработка — гибкость как для сотрудников, так и для работодателей. Ее основной минус — отсутствие льгот и стабильности для сотрудников. Все больше людей в мире предпочитает фриланс офисному рабству
Доктора наук Алессио Бертолини и Мэтью Коулом из Оксфордского университета относят к гиганомике так называемых вольнонаемных работников — самозанятых, фрилансеров, людей, работающих через агрегаторы заказов, например, курьеров и таксистов, или тех, кто просто ищет разовые подработки. Такие работники трудятся чаще всего по контрактам, в которых закреплен временный характер трудовых отношений.
Проще говоря, к гиганомике относятся трудовые отношения, в которых нет графика «пять на два», постоянного места работы или социального страхования, а оплата труда происходит по факту выполненной работы. Налоговыми отчислениями и пенсионными накоплениями при этом работник занимается сам.
Термин в 2009 году ввела редактор издания The New Yorker Тина Браун. Она обратила внимание, что бизнес все чаще привлекает к работе над проектами людей «извне». Так он сокращает расходы и фокусируется на поиске наиболее подходящих талантов под разные запросы. Тина Браун предложила ввести для тенденции общее обозначение — gig economy.
Еще в 2009 году Тина Браун говорила о растущей популярности гиганомики среди «белых воротничков» и творческой интеллигенции. Но в том же году вышло приложение Uber, которое привлекло к этой сфере еще и людей, которые делают что-то «руками» — водителей такси. Позже к ним присоединились курьеры, мастера из сферы красоты, строительные работники и тд.
Согласно отчету Всемирного банка во всем мире в 2023 году в гиганомике было задействовано от 154 до 435 млн человек — около 12% всей мировой рабочей силы. В России отследить эти цифры труднее, можно ориентироваться на количество самозанятых, но нужно помнить, что многие открывают ИП или вообще работают без договора. По информации Федеральной налоговой службы, в 2023 количество самозанятых в России достигло 9 млн человек. Основные направления их деятельности — услуги такси, ремонт, маркетинг, продажа продукции собственного производства, сфера красоты, доставка товаров и аренда квартир.
«Платформенная экономика во многих сферах привела к обелению экономической деятельности и создала возможности для легального заработка, извлечения доходов многих групп, которые традиционно являются уязвимыми, для которых важна иногда эпизодическая случайная занятость и низкие барьеры на вход в этот сегмент. Это — молодежь, женщины с детьми, часто в случае с дистанционной занятостью люди с инвалидностью, люди предпенсионного и пенсионного возраста, в отношении которых часто существуют возрастные стереотипы», — отметила Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на сессии «Предпринимательство и занятость в эпоху гиганомики» в рамках ПМЭФ. Ее слова приводит Forbes.
Сегодня эксперты McKinsey выделяют три причины роста самостоятельной работы:
- Развитие технологий. Платформы совместного использования поездок и цифровой доставки еды в последние годы выросли в геометрической прогрессии и объединяют все большие группы работников с потенциальными клиентами. А инструменты удаленного сотрудничества, например, услуги видеосвязи, делают работу с фрилансером такой же простой, как и с работающим в офисе коллегой.
- Экономическая нестабильность. Многие люди обращаются к фрилансу, потому им нужны новые источники дохода. А в последнее время инфляция подтолкнула еще больше работников к подработке.
- Преимущества для бизнеса. Иногда компаниям требуется узкоспециализированная помощь, например, специалист по маркетингу под запуск определенного продукта. Бизнесу нет смысла нанимать постоянного сотрудника на эту должность, а внештатник может привлекаться только по мере необходимости. Доступность внештатной рабочей силы снижает затраты и уменьшает барьеры для открытия и ведения бизнеса.
Еще один движущий фактор гиганомики — предпочтения в работе миллениалов. Писательница-фрилансер из США Сара Симонсон в колонке для Los Angeles Times рассказывает: «Мне 32 года, и я не работала на «настоящей» работе с тех пор, как мне исполнилось 23 года и закончился мой двухлетний контракт с Teach for America. С 2013 года я подрабатывала частным репетитором, заместителем учителя, инструктором по фитнесу, руководителем программы писательства и писателем-фрилансером. Для моего поколения такая траектория карьеры не является чем-то необычным: 45% всех фрилансеров — миллениалы, и почти половина всех работающих миллениалов — фрилансеры. Теперь, имея резюме, которое читается как поучительная история экономиста 2010-х годов, я сталкиваюсь с проблемами неполной занятости как нормы».
Цифры, которые приводит Сара, касаются только США, их подтверждает исследование Freelance Forward. В стране 38% всей рабочей силы — фрилансеры. Их привлекает свобода рабочих процессов — возможность работать где и когда хочется. Однако Сара называет и недостатки, главный из которых — нестабильность. «В финансовом отношении мне нужна более высокая, регулярная заработная плата и льготы, которые предоставляются при оплачиваемой работе с полной занятостью. Но хорошую работу найти сложно, и даже если я ее получу, то не знаю, как ее совместить с обязанностями мамы. Несмотря на то, что я люблю свою жизнь, мне не хотелось бы работать на нескольких работах с частичной занятостью. Мне бы хотелось, чтобы наша семейная жизнь не зависела от моего графика, который вынуждает постоянно возвращаться к работе и решать неотложные задачи», — пишет она.
В 2022 году объем мирового рынка экономики свободного заработка оценивался консалтинговой платформой Research Report в $413,9 млрд (результаты 2023 года еще не подведены, — Forbes CLub). Аналитики ожидают, что до 2028 года она будет расти со среднегодовой скоростью 14,22% и достигнет $918,9 млрд.
«Будущее экономики свободного заработка — в установлении баланса между ее преимуществами и необходимостью защитных мер для работников. Использование технологий и цифровых платформ может способствовать эффективному установлению контактов между работниками и работодателями и даже доступу к льготам. Инновационные решения, например, переносные пособия, которые работники могут использовать на разных работах, потенциально способны устранить разрыв в льготах», — прогнозирует серийный предприниматель Картик Джобанптура в материале для Entrepreneur.