Реклама Forbes Club

Школы, больницы и магазины: какие сферы освоит ИИ в ближайшие два года

Искусственный интеллект уже проник в здравоохранение, образование, ритейл и многие другие сферы. В ближайшие годы он будет менять эти отрасли, предлагая совершенно новые подходы к привычным задачам

Сложно представить технологию, которая влияет на современный мир больше, чем искусственный интеллект. По оценкам аналитической компании PwC, к 2030 году общий экономический эффект ИИ на мировую экономику может превысить $15 трлн. 

Эксперты консалтингового портала Exploding Topics уверены, что ИИ в скором будущем будет стимулировать разработку методов и процессов, которых мы никогда раньше не видели. Они выделяют семь главных тенденций развития технологии в 2024-2025 годах:

1. ИИ учится говорить с нами на одном языке

Мало вещей в индустрии ИИ имеют более перспективные варианты использования в бизнесе, чем обработка естественного языка, ведь, по сути, это способ компьютера говорить на человеческом языке. 

Методы обработки естественного языка используются для анализа данных совершенно по-новому. Если раньше алгоритмы могли понимать человеческий язык только в том случае, если он был переведен в код, то теперь машины могут получать информацию из текста в его естественном состоянии.

Компании могут использовать этот метод для определения тональности текста, его классификации, извлечения из него ключевых слов и многого другого. Например, MonkeyLearn — это инструмент анализа текста на базе ИИ, который может анализировать обзоры, опросы, заявки в службу поддержки и другие источники человеческого текста.

В юридической и коммерческой сферах десятки компаний начали использовать модели обработки естественного языка для анализа объемных юридических документов, а также для создания новых. Так, BlackBoiler предлагает решение, которое анализирует контракты и предлагает изменения там, где вторая сторона гипотетически может оспорить пункт.

2. Зачем Google, если есть ChatGPT?

Одним из самых популярных и мощных вариантов обработки естественного языка является поиск с помощью ИИ. Такие инструменты используют большие языковые модели — анализируют большие объемы информации и «изучают» ее. Благодаря этому модель распознает шаблоны и может предсказывать слова и фразы, которые должны сочетаться друг с другом.

Таким образом, когда человек вводит поисковый запрос на естественном языке, поисковая платформа ИИ может воссоздать человеческий язык и ответить на вопрос. Вместо списка веб-сайтов инструмент дает письменные ответы, полученные из различных ресурсов.

Но не только компания Open AI, которая разработала ChatGPT, предлагает такие решения. Есть инструмент под названием Einstein GPT, который, помимо ответов на вопросы, автоматически генерирует маркетинговые электронные письма для отправки потенциальным клиентам. Microsoft представила свою версию чата под названием Bing, а еще есть Bard от Google.

3. Роботы захватывают больницы

В последнее время ИИ совершил преобразования в области здравоохранения и стал неотъемлемой частью ежедневной жизни многих больниц. Например, такие инструменты помогают сканировать и обрабатывать рукописные данные, записывают разговоры врача и пациента, чтобы выделить из них текстовые заметки, а также отбирают подходящих пациентов для научных исследований.

Особенно незаменимым ИИ становится в условиях кадрового кризиса в больницах. Многие организации используют кадровые платформы на базе ИИ, например, DirectShifts. Этот сервис сопоставляет вакансии и данные кандидатов и имеет базу врачей, занятых посуточно, чтобы привлекать их в случае большого наплыва пациентов. 

Другие больницы облегчают нагрузку на медсестер, инвестируя в системы ИИ, которые помогают следить за пациентами. Так, платформа Ouva постоянно анализирует поведение пациентов через оптические датчики и оповещает, когда они покидают койки. Также она может отслеживать посещения пациентов, доставку еду и даже прибытие и выписку больных. 

4. Чат вместо профессора

Когда ChatGPT набрал популярность, преподаватели начали беспокоиться, что ученики смогут нечестно использовать этот инструмент, например, будут просить его написать за них эссе. Но некоторые учителя увидели в этом возможность и внедрили инструмент в свою работу. Многие из них используют ИИ в таких программах как Character.ai и Prof Jim.

Character.ai — это чат-бот, который дает людям возможность общаться с персонажами, созданными искусственным интеллектом. Например, студенты могут поговорить с Уинстоном Черчиллем, Сократом или Наполеоном.

Prof Jim — это программа, которая сканирует учебник и автоматически помещает полученную информацию в захватывающий онлайн-урок с анимацией, звуками и картинками.

5. ИИ тушит пожары и ставит диагнозы

Компьютерное зрение — это сегмент ИИ, который позволяет интерпретировать информацию из изображений или видео и действовать на основе этой информации. Например, решение с такой технологией может анализировать видео из цеха и искать дефекты на производстве в режиме реального времени.

Его можно использовать для всего: от мониторинга трубопроводов и урожая до выявления фальшивых денег и диагностики рака у пациентов. Так, компания Instrumental предлагает систему компьютерного зрения, которая анализирует качество производства электроники. По словам представителей компании, установившие систему, получают окупаемость инвестиций менее чем за 60 дней.

Компьютерное зрение также используется в ответ на стихийные бедствия и проблемы изменения климата. Калифорнийский стартап Rain использует такое решение для борьбы с лесными пожарами. Их продукт — беспилотный автономный вертолет, который доставляет воду к месту лесного пожара, прежде чем огонь выйдет из-под контроля, а инструменты с компьютерным зрением предугадывают распространение пожара.

6. Робот в роли продавца 

Сектор розничной торговли потенциально может получить огромную выгоду от использования ИИ. Одно из наиболее очевидных применений технологий в розничной торговле — это касса.

Такие магазины как Amazon Go уже отслеживают клиентов в магазине с помощью компьютерного зрения. Когда человек кладет товар в физическую корзину, компьютерное зрение определяет, какой это продукт, и добавляет его в виртуальную корзину. Когда человек покидает магазин, с его цифрового кошелька списывается соответствующая плата.

Системы ИИ могут отслеживать уровень запасов на складе и на полках. Когда запасы заканчиваются, инструмент уведомляет сотрудников об этом. Но и это не все. Например, Shopify Magic может записывать звуковые описаний продуктов. А вставив несколько подсказок в такую ​​программу как DALL-E, ритейлеры могут разработать визуальную концепцию витрин и изображения для мерчандайзинга.

7. Игра без правил

Эксперты Exploding Topics озабочены тем, что многие компании внедряют все больше инструментов на базе ИИ, но регулирование сферы остается открытым вопросом. Также эксперты уверены, что бизнес и другие организации не до конца осознают риски, связанные с технологией. 

Школа Wharton подготовила отчет, в котором описываются риски использования ИИ в бизнесе. Низкое качество данных, атаки на базы, отсутствие прозрачности и предвзятость — вот лишь некоторые из них. 

При этом в мире еще не пришли к единому пониманию об ограничениях в индустрии ИИ. По словам экспертов портала, никто не понимает правила игры, а момент, когда внезапно эти правила будут объявлены, может поставить под угрозу ежедневную деятельность многих компаний, которые привыкли к выгодам от внедрения новой технологии.