Реклама Forbes Club

«Самые интересные события происходят на развивающихся рынках»

Forbes Club беседует с деканом факультета международного бизнеса Университета МГИМО Владимиром Шаповаловым

— Факультет МБДА был создан 30 лет назад. Как менялись приоритеты его деятельности в течение этого времени?

— Наш факультет был организован в период, когда страна переходила от плановой экономики к рыночной. 30 лет назад не было ни учебников, ни специалистов. В этих условиях необходимо было оперативно адаптировать систему образования для подготовки соответствующих кадров. Кстати, мы первыми в России получили государственную лицензию на образовательную деятельность по менеджменту. Можно сказать, что мы дольше всех готовим специалистов в данной области на российском рынке образовательных услуг.

Говоря о приоритетах — факультет постоянно меняется и адаптирует свои программы в соответствии с запросами работодателей.  В середине 1990-х годов по мере приватизации активов и формирования фондового рынка в России возник спрос на специалистов по ценным бумагам и корпоративным финансам.

Появление в России иностранных инвесторов, а также экспансия российских корпораций за рубеж потребовали подготовки управленцев в сфере международной торговли, логистики и прямых инвестиций.

В начале 2000-х годов в сфере бизнеса начала усиливаться роль информационных технологий. Они стали применяться во всех областях: от организации производственных процессов, финансов, маркетинга до HR-менеджмента. В этой связи на нашем факультете появились такие дисциплины, как работа с большими данными, нейромаркетинг, управление цифровой трансформацией компании.

Традиционно большой популярностью пользовалось направление антикризисного менеджмента ввиду ряда экономических потрясений, с которыми сталкивались мировая и российская экономики на протяжении этих 30 лет.

Реагируя на переориентацию международного бизнеса на Восток, в этом учебном году мы открываем группы с китайским и арабским языками, которые прежде не входили в учебный план нашего факультета.

Помимо непрерывного диалога с работодателями мы регулярно получаем заказы на экономические исследования от госорганов и крупных компаний. Таким образом, подтверждается спрос на экспертизу нашего профессорско-преподавательского состава.

— Каков портрет сегодняшнего студента?

— Молодежь очень требовательна: современный мир полон информации, студенты хорошо в ней ориентируются — зачастую они обрабатывают ее быстрее, чем профессионалы из академической среды. Сегодня студенты знают, чего хотят, и современный вуз должен соответствовать этим запросам. Мы приветствуем такую требовательность.

Статистика поступлений прошлого года свидетельствует о том, что каждый третий абитуриент факультета международного бизнеса — золотой медалист. Подчеркну, что обучение на нашем факультете осуществляется исключительно на договорной основе. К тому же для поступления в МГИМО необходимо владеть иностранным языком на довольно серьезном уровне. Здесь мы уверенно конкурируем с лучшими зарубежными вузами и бизнес-школами.

— Как складываются карьерные траектории ваших выпускников?

— Среди наших выпускников есть министры федерального и регионального правительства, руководители и члены правления крупнейших банков и публичных компаний, топ-менеджеры государственных и частных корпораций, руководители из ведомств финансово-экономического блока, таких как ЦБ РФ, Минфин, Минэкономразвития. Успешные люди, в том числе из списка Forbes, отправляют своих детей учиться именно к нам. По завершении обучения они делают карьеру в крупных компаниях, а затем возвращаются управлять семейным бизнесом.

Успех карьерных траекторий напрямую зависит от системы подготовки. На первом-втором курсах мы обучаем студентов классическому менеджменту, на третьем-четвертом курсе начинается специализация. В магистратуре происходит более глубокое погружение в выбранное направление. Студентам магистратуры предоставляется возможность проходить обучение в вечернее время, что позволяет им успешно совмещать образование и работу. Студентов с лучшими показателями мы рекомендуем на практику в крупнейшие компании и ведомства благодаря существующим каналам взаимодействия. Я лично этим занимаюсь и уделяю этому достаточно большое время.

— Знакомы ли друг с другом выпускники разных лет? Удалось ли вам построить сообщество выпускников и студентов?

— Да, безусловно. МГИМО — это нетворкинг. А на факультете международного бизнеса сосредоточено огромное количество деловых связей и контактов из различных отраслей. На нашем факультете существует система менторства. Мы приглашаем выпускников и друзей факультета выступать в качестве наставников для студентов. Наиболее успешные проекты получают награды. В этом году лауреатами премии «Ментор года» стали старший вице-президент, руководитель ВТБ Private Banking и «Привилегии» Дмитрий Брейтенбихер; заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов; член правления финансовой группы БКС Станислав Новиков; музыкальный продюсер и предприниматель Яна Рудковская; старший вице-президент компании «Норникель» Сергей Степанов и президент компании «Русатом — Международная Сеть» Вадим Титов.

При факультете также действует Фонд образовательных инициатив, в который могут обратиться студенты со своими проектами.  Наблюдательный совет, в состав которого входят руководители вуза, а также представители ведущих инвестиционных компаний и банков, принимает решение о финансировании предложенного проекта. Здесь наша цель, прежде всего, образовательная — мы стремимся к тому, чтобы студенты поняли как работать с профессиональным инвестиционным сообществом. Инициативы поступают разнообразные — от создания альтернативы международным информационным платформам до открытия сети ресторанов национальной кухни.

Мы внимательно смотрим на то, как мыслят студенты — авторы инициатив: если в 17-19 лет они могут рассуждать, как предприниматели, то это уникальное качество. Мы считаем, что таким инициативным студентам непременно нужно помочь. Кстати, возможность общения с профессионалами, имеющими многолетний опыт в бизнесе, зачастую играет большую роль, чем материальная составляющая. Ведь совет от гуру какой-либо отрасли может быть полезнее, чем просто денежная инвестиция.

— Сегодня главным акцентом в бизнес-образовании является ориентированность на практику. Как вы обеспечиваете связь университета и бизнеса?

— Мы регулярно приглашаем выступать управленцев высокого уровня. Темы выступлений напрямую зависят от профессиональной области спикера: финансовый менеджмент, HR, маркетинг, инвестиции, информационные технологии… МГИМО в этом плане в привилегированном положении — наш университет ни разу не получал отказ. Наоборот, к нам стремятся прийти и поделиться своим опытом очень интересные люди. Кстати, некоторые из них потом начинают вести у нас свои авторские практические курсы.

Про систему менторства и работу Фонда я уже рассказал.

Наконец, наши студенты имеют возможность пройти практику в ведущих организациях, во многих из которых уже работают наши выпускники.

— Весной 2022 года многие западные университеты заявили о приостановке сотрудничества с российскими вузами. Вы учите международному бизнесу. Как быть в этой ситуации?

— Мы на факультете официально не приостановили программы международного сотрудничества. У нас их много и преимущественно с европейскими вузами. Наши ребята продолжают учиться за рубежом, а мы учим иностранных ребят у себя.

Но полагаю, что образовательное сотрудничество в любом случае будет трансформировано. В мировом бизнесе происходят серьезные изменения — он более не принадлежит какой-либо конкретной стране, в нем нет единого центра принятия решений. А самые интересные события происходят на развивающихся рынках, например, в таких городах как Шанхай, Дубай, Мумбаи.

Одним из новых центров экономической активности российского бизнеса становится Мексика, которой до недавнего времени уделялось явно недостаточное внимание. Мы только что подписали соглашение с крупным международным университетом в Мехико. Будем обмениваться студентами, выдавать совместные дипломы. Также мы развиваем отношения с партнерами из Китая, Бразилии, ОАЭ, Израиля, Индии, Египта. Для того, чтобы успешно вести бизнес с этими странами, надо знать их особенности.

Мы всегда были и будем международным вузом. Крупные российские компании глубоко интегрированы в международные процессы, а Россия остается важным сегментом мировой экономки. Конечно же изменения будут. Но мы со своей стороны к ним готовы.

— Как строить образовательную стратегию в меняющемся мире: какие компетенции стоит приобретать, на что нужно тратить время и деньги в процессе учебы?

— Инвестиции в образование — это самые верные вложения. Финансовые активы можно потерять. Знания — единственное, что останется с вами в любой ситуации. Я уверен, что менеджмент как профессия будет востребован в любое время — и во времена кризисов, и в период экономического роста. Безусловно, возрастающую ценность имеют знания, связанные с высокими технологиями. Говоря про материальные инвестиции, перспективными считаю области здравоохранения, энерго- и продовольственной безопасности.


Владимир Шаповалов с отличием окончил факультет международного бизнеса и делового администрирования МГИМО в 1996 году — первый выпуск факультета. Более 25 лет работал в сфере корпоративных и государственных инвестиций и финансов. Возглавлял департамент риск-менеджмента Deutsche Bank, работал вице-президентом «Уралсиба», членом исполнительного комитета «Ренессанс-Капитал». Руководил государственным агентством по привлечению инвестиций при региональном правительстве. До избрания на должность декана, с 2015 по 2021 год работал в Центральном банке РФ, где отвечал за направление по взаимодействию с зарубежными финансовыми регуляторами, занимался вопросами развития финансового рынка, продвижения международных расчетов в рублях, работой с зарубежными эмитентами и инвесторами. В июне 2022 года также вошел в состав наблюдательного совета Московской биржи.