Российский дрифт: как нелегальные гонки стали открытым клубом миллионеров

Российская Дрифт Серия (Russian Drift Series) с уходом «Формулы-1» превратилась в самое популярное автоспортивное мероприятие в стране: посмотреть, как машины входят в занос на бешеной скорости и движутся почти перпендикулярно трассе, приходят тысячи зрителей. В 2023 году семь этапов RDS GP посетили в общей сложности 52 500 зрителей, что является рекордным показателем для российского автоспорта
Дарья Сулейманова, редактор проекта Forbes.Sport
Технологию управляемого заноса машины открыл Кунимицу Такахаси — успешный мотогонщик и пилот «Формулы-1» 1960–1970-х годов. Уличных гонщиков привлек стиль японца: приближаясь к повороту почти на полной скорости, он создавал очень большой угол скольжения. В нелегальных гонках на дорогах общего пользования в Японии появилась новая техника, которая со скоростью лучшего болида «Формулы-1» распространилась по всему миру.
Владивосток: старт на улице
Как и в Японии, дрифт в России начался с улицы: жгли резину нелегально на парковках у супермаркетов. Кстати, вопреки распространенному мнению, «валить боком» впервые стали не на Воробьевых горах в Москве, а во Владивостоке, куда глубоко проникла японская культура и где, в отличие от столицы, автомобильный парк на 90 % состоял из японских машин.
Там в 2005 году прошли первые соревнования по дрифтингу, поддерживаемые правительством Владивостока. С тех пор культура дрифта начала продвигаться на запад и добралась до Москвы, где в 2007 году состоялся первый открытый чемпионат в европейской части России — «Формула Дрифт». В течение двух лет турнир обанкротился, и после этой неудачи Тимофей Кошарный, Дмитрий Семенюк и Александр Смоляр, опытные автогонщики, создали Российскую Дрифт Серию (RDS).
Проект, в который включились солидные спонсоры вроде «Мегафона» и Red Bull, оказался успешен и начал набирать обороты, когда в 2015 году владельцем RDS стал Дмитрий Добровольский — владелец компании смазочных материалов AIMOL и вице-чемпион России по кольцевым гонкам. Он вошел в дело, как только увидел бешеную популярность дрифта у болельщиков.
«В 2015 году я впервые съездил на соревнования RDS и прямо там принял решение приобрести чемпионат. Я занимаюсь гонками больше 20 лет. На тот момент, где бы я ни был, включая европейские гонки, зрителей нигде не было — только те, кто приехал с командой: родственники, друзья, сочувствующие люди. Притом что вход на гонки был бесплатным. И когда я пришел на соревнования по дрифту, трибуны, вход на которые был по 500 рублей, были полными. В тот самый момент я включился в процесс», — рассказывает Forbes Добровольский.
Он объединил чемпионат — до этого серия была разделена на регионы: Запад, Восток, Сибирь, Урал — и создал то, что сейчас известно как Гран-при Российской Дрифт Серии (RDS GP). Чемпионат стал проводиться на трассах мирового класса и с привлечением международных судей, спонсоров и пилотов из США, Европы и Японии. Приезжали с удовольствием, потому что уровень конкуренции в России был соответствующий: с тех пор как в 2017 году начали проводить чемпионат мира по дрифту, его два раза выигрывал Георгий Гоча Чивчян, имя которого знает каждый любитель автоспорта в стране. Не менее легендарный Аркадий Цареградцев становился вице-чемпионом на этих соревнованиях. С 2022 года RDS стал исключительно отечественным, но вряд ли от этого проиграл.

Без спонсоров далеко не уедешь
Внутренняя конкуренция все еще на уровне, а на смену иностранным спонсорам пришли другие.
За один этап чемпионата (всего их семь) один пилот RDS GP сжигает на трассе около 150 литров топлива и расходует порядка 40 шин. Удовольствие не из дешевых.
«Японцы раньше очень мало денег давали, и основные суммы тратили на пилота, которого обеспечивали шинами. Как только они свернули свои спонсорские программы (хотя в целом японцев все устраивало), на их место сразу же пришли китайцы. И сейчас у нас шинный спонсор — китайский бренд», — отметил Добровольский.
Без спонсорства в автоспорте, в дрифте в том числе, далеко не уедешь.
«Автоспорт может сделать из миллиардера миллионера. Если хочешь достичь успеха, нужно вкладывать. Чем больше команда, тем больше расходы. Дрифт — это стиль жизни или хобби для тех людей, которые могут себе это позволить», — рассказывает менеджер команды TimeUp Святослав Непомнящий.
Его команда была создана молодым пилотом Леонидом Шнайдером — сыном основателя сети магазинов «Светофор» из Красноярска. Всего в RDS GP участвуют 29 пилотов, из них 24 представляют команды, а пять пилотов выступают только в личном зачете.
Три команды базируются в Москве: это Fresh Racing, основанная главой компании по продаже автомобилей с пробегом Денисом Мигалем, LUKOIL Racing Drift Team, спонсируемая ПАО «ЛУКОЙЛ», и «Автобан AIMOL», принадлежащая Юлии Штрек и Добровольскому. По одному представительству в чемпионате — у Сочи, Санкт-Петербурга и Ленинск-Кузнецка. Самый внушительный спонсорский портфель — у одной из двух команд Красноярска, основанной Георгием Чивчяном. Его Takayama Forward Auto сотрудничает с одноименной компанией моторных масел, техмаркетом «Вираж», международным разработчиком и поставщиком продуктов для автомобильной промышленности MAHLE, производителем автозапчастей CTR и др.
Вторая команда из Красноярска, TimeUp, выделяется на фоне других участников RDS GP тем, что участвует в чемпионате за счет собственных средств. В дебютном для TimeUp сезоне в 2022 году, со слов Непомнящего, они потратили 150 млн рублей.
«И, учитывая современные реалии, эта цифра с каждым годом только растет. Для того чтобы иметь спонсоров, нужно побеждать и зарекомендовать себя. Если, конечно, команда изначально не создавалась в целях пиар-кампании. Мы едем на собственные средства Леонида. Предложения существуют, но пока они несерьезны либо в цифрах, либо в желаниях. К сожалению, в связи с международными событиями многие спонсоры ушли с российского рынка, и на этом фоне есть определенная просадка. Но все налаживается. Однако, какой бы ни был модный спонсор или партнер, он никогда не закроет больше 50 % потребностей команды», — рассказывает Непомнящий.
Грани фантастики
Закрывать финансовые потребности нужно не только перед командой — механиками, менеджерами, пиар-службой и так далее, — но и перед автомобилями, которые в автопарке RDS внушительные: от Flanker F пилота Сергея Кузнецова и Toyota Supra A80 Евгения Лосева до Nissan FireLady Z Цареградцева и Forward Racing 400z Георгия Чивчяна. Как нам признался пилот команды «Автобан AIMOL», призер и победитель квалификаций RDS Europe Сергей Кузнецов, построить конкурентоспособный автомобиль без серьезных денег в профессиональном большом автоспорте не получится.
«Санкции, спецоперация, коронавирус — все это глобально сказалось на нас. Понятно, что цены на все выросли, но это касается всех сфер жизни, в том числе продуктов для гражданских автомобилей. На дрифте это отразилось ровно так же, как на всем остальном, но есть огромный нюанс в виде привоза запчастей, — делится Кузнецов. — Нарушилась логистика, которая была успешно настроена: из-за границы можно было спокойно и быстро — в течение двух недель из той же Америки — привозить запчасти. Сейчас это на грани фантастики».
В 2023 году дрифт-авто в боевой подготовке стоило 10–20 млн рублей, комплект запчастей — еще порядка 10 млн. Цифры 2024 года чуть отличаются. Как нам рассказал Добровольский, чтобы собрать чемпионскую машину, потребуется не менее 23 млн рублей, во столько же обойдется и ее обслуживание: «Все думают, что самые большие затраты в автоспорте — это машины. Но наши главные затраты — это люди и логистика. Мы же как цирк бродячий: чтобы из Москвы съездить в Красноярск, понадобятся миллионы».
Отличительной фишкой RDS является то, что все те тысячи зрителей, пришедших на трибуны в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Красноярске, могут потрогать машины во время парада пилотов. Открытость чемпионата и развлекательная часть — во время уик-энда можно прокатиться на дрифт-такси или пройтись с экскурсоводом по боксам команд — стали генератором большой популярности серии у болельщиков. После того как «Формула-1» отказалась от этапа в Сочи, а автодром под Санкт-Петербургом так и не успел дебютировать в королевских гонках, RDS GP стал главным автоспортивным событием страны, в том числе с гонками на «Игора Драйв».

Зрители в паддоке
«Мы хотим быть открытыми, стараемся это делать. У нас, наверное, у единственных зритель может ходить по паддоку, смотреть, что за машины, какие двигатели, как ребята работают. Почему? Потому что мое глубокое убеждение, что сверхпопулярность дрифта складывается в том числе из-за инженерной открытости. Каждый второй зритель — с какой-либо инженерной профессией или связанной с ней, или он просто автолюбитель, который сам что-то собирает, разбирается хорошо в моделях машин и т. д.», — отмечает Добровольский.
Значительным вкладом автогонок в развитие общества является их роль в продвижении технологических достижений. В условиях жесткой конкуренции на гоночных трассах команды постоянно внедряли инновации. Именно благодаря автогонкам происходили прорывы в таких областях, как аэродинамика, эффективность двигателя и разработка систем безопасности. Позже большинство изобретений нашли применение в серийных автомобилях.
Конкурентная среда требует особых кадров. Непомнящий отмечает: «Не только в нашу, но и в другие команды, как правило, попадают люди, за которых могут поручиться члены команд. Огромная ответственность диктует свои правила. Очень сложная и требующая невероятно высоких нагрузок работа механика далеко не каждому под силу. Люди с многолетним опытом в автосервисе даже близко не подходят для работы в дрифте. Дрифтом надо болеть».

Весь мир поехал боком
Способы заболеть дрифтом у всех разные, но для многих толчком стало увиденное на экране.
«Когда «Форсаж. Токийский дрифт» снимали, никто и не думал и не измерял ничего. Фильм вышел на экраны — и весь мир поехал боком. Дрифт — это самая бурно развивающаяся дисциплина автоспорта во всем мире», — считает Добровольский.
Свою версию «Форсажа» в России не планируют, но другой проект менеджеров нашей серии вдохновил. В 2019 году на Netflix появился документальный сериал «Формула-1. Драйв выживания», который стал сенсацией, резко повысил рейтинги королевских гонок в Северной Америке (особенно среди молодой аудитории) и помог привлечь новые категории спонсоров. Теперь Российская Дрифт Серия выпускает свой сериал под названием «Шинная борьба». Там вся внутренняя кухня чемпионата, закулисье заездов и эмоции гонщиков.
Дмитрий Добровольский признается, что, как и «Формула-1», дрифт — закрытый клуб. И если у тебя нет должной финансовой поддержки, то попасть в команду будет сложно. На стартовой решетке всего 29 мест, только лучшие из лучших имеют шанс когда-либо пробиться в RDS GP, и еще меньше смогут реально претендовать на победы. Большинство действующих пилотов начинали свою гоночную карьеру с низов автоспортивной лестницы. Как и в любую автоспортивную дисциплину, путь в дрифт начинается с картинга: у RDS есть детские программы, а некоторые пилоты старшей серии работают тренерами.
Попасть в дрифт можно и просто втянувшись в автомобильную тусовку, признается пилот Кузнецов. «Я с самого детства увлекался машинами, у меня вся семья любит автомобили и разного рода технику. Когда я вырос, друзья меня в эту историю втянули. В целом — давайте смотреть реально на вещи — без денег в профессиональном большом автоспорте делать особо нечего. Хотя у меня есть ребята, знакомые, которые не обладают огромным достатком, но в целом как-то в дрифте тусуются».
Согласно отчету Министерства спорта России, в 2023 году автомобильным спортом в стране занимались чуть более 51 тыс. человек — на 3 тыс. больше, чем годом ранее. Большим преимуществом автогонок перед многими другими видами спорта является и то, что никто не заглянет тебе в паспорт перед тем, как посадить в машину. Наличие водительских прав, безусловно, обязательно, а вот высшего порога нет, как и преимущества у молодых пилотов перед представителями старой школы.
Дрифт в России признали видом спорта в 2020 году, а это значит, что теперь все дрифтеры в стране могут получать звания и помощь от министерства. Однако, со слов Добровольского, рассчитывать в автоспорте лучше все-таки на себя: «Я против того, чтобы просить деньги у государства. Автоспорт изначально не предполагает массовости, у него модель другая. На деньги, которые мы тратим на один этап, можно целый год содержать футбольную команду. Автоспорт — это все-таки закрытый элитарный клуб. Когда ты столько денег тратишь на ежедневное развитие, на машину, на шины, ты должен отдавать себе отчет в том, что никто за тебя платить не будет».
Фото: пресс-служба RDS GP