«Разговор с Новиковым длился 20 минут»: как запускали одно из первых индор-ТВ в России

Сегодня на рынке индор-телевидения представлено множество игроков. Бренды поняли преимущества этого маркетингового инструмента: адресное воздействие на потребителя, постоянный контакт с целевой аудиторией, возможность управлять трансляцией… Однако в 2014 году для России это было что-то необычное, компании предпочитали привычный глянец или наружную рекламу. Азия Цыденова, совладелец и генеральный продюсер Novikov TV, рассказывает, как запускала непривычный для рынка проект, чем полезно партнерство с Аркадием Новиковым и какие компетенции пришлось освоить на новом рынке
— Проекту Novikov TV исполнилось десять лет. Как родилась идея создать премиальное индор-ТВ?
— В 2013 году я с друзьями продюсировала рекламный YouTube-сериал для одного автомобильного бренда. В Турции на осмотре съемочной локации один из сопродюсеров проекта поделился планами развития Novikov Group, он тогда помогал ей привлекать коммерческих партнеров. Так мы узнали, что в компании есть внутренний запрос на создание печатного или digital бренд-медиа. И у меня на эту идею что-то щелкнуло внутри, я четко увидела, как можно было бы ее реализовать. За плечами уже был многолетний опыт работы продюсером и журналистом на Первом канале — я понимала, как делать телевидение.
Вместе с другими продюсерами сериала мы оперативно собрали презентацию для Аркадия Новикова с идеей собственного индор-ТВ. Встречу-питчинг организовали очень быстро, а сам разговор с Аркадием длился не больше 20 минут. Он внимательно выслушал идею, посмотрел статистику и сказал: «Давайте попробуем». Мы были поражены скоростью принятия решений.
— Стартовал бизнес так же легко, как прошла первая встреча?
— За первый год ведения бизнеса я потеряла троих друзей — сопродюсеров, с которыми начинала проект. Так что легким этот старт я бы не назвала… Хотя было и много хорошего. На тот момент за рубежом уже активно развивался формат индор-ТВ, а в России был только один похожий продукт. Для развития бизнеса даже небольшая конкуренции — это хорошо — значит, есть спрос и рынок предварительно прогрет. Мы бодро стартовали: за полгода реализовали пилотный запуск Novikov TV, подключили первые 30 мониторов в ресторанах Аркадия.
— С какими трудностями вы столкнулись при продвижении нового для индустрии формата?
— Самым трудным было объяснить рынку, рекламодателям и агентствам, что такое индор-ТВ. Определение уже существовало, но было совсем новым. Тогда был большой спрос на наружку и глянец и только-только стал набирать обороты digital. На протяжении трех лет бизнес рос очень медленно и практически не приносил прибыли. Поменять ситуацию помогла системная работа: все эти годы мы продолжали рассказывать рынку, агентствам, клиентам про наш продукт. В какой-то момент продажи просто пошли — и все заработало.
— Novikov TV стал вашим партнерским проектом с Аркадием Новиковым. Как такое сотрудничество влияет на бизнес?
— Я вижу в таком партнерстве много плюсов, несмотря на то что мы люди разных поколений и с абсолютно разной экспертизой. Казалось бы, между нами нет ничего общего, однако именно такая полярность и делает наш бизнес-союз устойчивым. В каких-то базовых настройках мы, наоборот, очень похожи: оба фанаты своего дела, очень вдумчиво относимся к деталям, совпадаем по скорости принятия решений. Наверное, поэтому, помимо общего проекта, мы еще сотрудничали по основному бизнесу: я пару лет была креативным директором Novikov Group и директором по развитию Novikov International. Так что у меня была возможность изучить стиль ведения дел в качестве партнера. Аркадий — блестящий бизнесмен, обладает тонким вкусом и интуицией, в спорных или кризисных ситуациях его видение и советы просто бесценны. В начале нашего пути я еще с ним спорила, но эти турбулентные годы показали, что опора на опыт старшего партнера — лучшая стратегия.
— Какие навыки вам пришлось освоить после запуска бизнеса?
— Может, в мире и есть самородки — бизнесмены от природы, но это точно не мой случай. Мне пришлось приложить большие усилия и получить допобразование по бизнес-администрированию. Изначально к проекту Novikov TV я подключилась в роли креативного директора, отвечала за продакшен и маркетинг. После изменений в составе партнеров я остро ощутила нехватку опыта в финансовых и юридических вопросах. Помогло обучение в бизнес-школе «Сколково». Все процессы встали на места, и оказалось, что мне безумно нравится заниматься бизнесом. Для меня это как собирать самый увлекательный многомерный конструктор в мире. Круто, что время и обстоятельства постоянно меняются. Для меня это всегда точка роста. Например, опыт с ковидом подтолкнул к профессиональному изучению психологии. Это помогло мне лично справиться с кризисом и позволило грамотно помочь сотрудникам.
— По каким принципам вы формировали команду?
— У меня ушло десять лет, чтобы собрать и укрепить команду. У нас мультипоколенческий состав — все очень разные, но объединены схожими ценностями и отношением к работе. Как говорит Аркадий, «если кажется, значит не кажется». Эта мысль как камертон — позволяет доверять своей интуиции и быть честным с собой.
— В чем особенность контента Novikov TV?
— Я стопроцентный визуал и большой киноман. Пересмотрела львиную долю классического мирового кинематографа. Насмотренности не занимать! С Аркадием у нас схожие вкусы. Интерьеры его ресторанов всегда продуманы до мелочей. Эфир Novikov TV через развлекательный контент транслирует ресурсные состояния — красоты, умиротворения и вдохновения. Мы стараемся сонастроить зрителей с собой. Как адепту философии буддизма, мне важны темы внутреннего мира, созерцания и единения с природой. Эти смыслы мы стараемся передать через эфирный контент, чтобы хотя бы на некоторое время перенаправить внимание гостей с внешнего шума на внутренний покой. И даже рекламный контент мы тщательно отбираем на соответствие нашей концепции и динамике.