Как продвигать бренд с минимальным бюджетом
Стартапы являются драйверами инновационной экономики, но ограниченные финансовые ресурсы заставляют основателей новых компаний искать самые экономные решения для продвижения брендов
В 2022 году рынок российских стартапов пережил падение. Согласно данным исследования аналитической компании Dsight год назад российские стартапы совершили рекордно низкое количество сделок — 139 против 306 в 2021-м. Сократился и общий объем венчурного финансирования с $2,93 млрд до с $819 млн. При этом половину суммы ($400 млн) привлекла платформа для совместной работы распределительных команд Miro. Без учета этой сделки объем инвестиций составил всего $319 млн.
«Проектам стало очень тяжело расти — многие из тех, кто в прошлом году имел двух- или трехкратный годовой рост, резко замедлился до 40–50% роста. Привлекать новые раунды инвестиций стало гораздо труднее: инвесторы вернулись к традиционным ценностям — хотят видеть не только рост, но и безубыточность или очень контролируемую убыточность», — цитирует Forbes сооснователеля фонда TMT Investments Артема Инютина
Тем не менее российские стартапы постепенно адаптировались и уже в 2023 году стали расширять кадровый состав в компаниях. Согласно результатам опроса инвестиционной компании Stamina, которые приводит Comnews, в первом полугодии 2023 года российские стартапы нанимали персонал почти на четверть чаще, чем годом ранее (+23%), средние зарплаты в стартапах за полгода выросли на 17% год к году.
Аналитики портала HubSpot подготовили советы, которые при малых затратах помогут повысить узнаваемость стартапа, его продуктов и помочь привлечь инвестиции. Авторы публикации предлагают основателям стартапов при разработке PR-стратегии задуматься над ключевыми вопросами:
- Деловые мероприятия. Офлайн-мероприятия могут стать хорошим способом для стартапов продемонстрировать инновационные решения широкой бизнес-аудитории, найти новых инвесторов, партнеров и потенциальных клиентов.
- Связи с сообществами. По данным агентства коммуникаций Zeno, потребители в 6 раз чаще поддерживают целеустремленные компании. Один из способов сформировать значимые социальные цели для компании — это установить отношения с местным населением. Стартапы могут жертвовать часть выручки на местные нужды, участвовать в благотворительных мероприятиях.
- Корпоративная ответственность. Корпоративная ответственность способствует укреплению бренда и создают позитивную репутацию в глазах общества. Компании могут позаботиться о справедливой оплате труда и комфортных условиях работы, а также экологии, внедряя ESG-практики. Согласно опросу Aflac CSR 77% потребителей хотят покупать у компаний, стремящихся сделать мир лучше.
- Связи со СМИ. Одним из основ успешной PR-стратегии является налаживание контактов с журналистами. Хорошие взаимоотношения со СМИ помогут стартапу чаще присутствовать в медиа и повысить узнаваемость.
- Активность в социальных медиа. Эффективные PR-компании в социальных сетях — хороший способ охватить широкую аудиторию. Компании могут вести свои аккаунты и взаимодействовать с подписчиками, покупать продвижение постов или сотрудничать с медийными лицами для продвижения своих продуктов.
Как создать эффективную PR-стратегию?
Напишите историю бренда. Используйте историю своей компании для связи с аудиторией. Согласно опросам, более половины респондентов готовы купить товары или услуги компании, если им понравится история бренда.
Сформулируйте цели PR-стратегии. Для многих стартапов получение хороших отзывов может быть главным приоритетом, но кому-то важнее рассказать о конкретном продукте или услуге.
Придумайте информационные поводы. Ключевым для стартапов является поиск и определения тем, которые выделяют компанию среди других и лягут в основу пресс-релизов для СМИ. Эта информация будет связана с ценностным предложением вашего бренда или инновационными функциями, которые отличают компанию от конкурентов.
После того как вы определили темы, составьте для каждой из них краткое описание, которое вы сможете использовать при общении со СМИ, чтобы охарактеризовать ваш бренд.
Создайте временную шкалу. Каждой стратегии нужен план, в соответствии с которым вы будете тестировать разные приемы в рамках кампании и отслеживать результаты.
Планирование компании может включать разработку графиков для публикаций в социальных сетях, написание пресс-релизов для СМИ или проведение интервью с журналистами.
Сформируйте персонализированные предложение для каждого журналиста. Редакторы получают от 24 до 53 PR-сообщений в день, что усложняет борьбу за их внимание. При работе над PR-стратегией важно установить личные контакты перед рассылкой материалов, в этом случае больше шансов получить обратную связь.
Разместите историю о бренде в социальных сетях. Попробуйте организовать прямой эфир с журналистом, чтобы рассказать о стартапе и привлечь новых подписчиков. Обязательно работайте с негативными отзывами, используя тактику кризисного управления — так вы повысите открытость для аудитории.
Как оценить результаты PR-стратегии?
- Чтобы оценить силу бренда, возьмите показатель упоминания вашего бренда в определенной социальной сети. Добавьте это к упоминаниям брендов ваших конкурентов, чтобы получить общую сумму. Разделите первую метрику (число упоминаний вашего бренда) на общие рыночные показатели. Так вы можете проверить, какова доля голоса вашего стартапа в ходе PR-кампании.
- Для того, чтобы оценить успешность взаимодействия со СМИ, посчитайте, сколько предложений вы отправили в редакции, сколько получили ответов и сколько материалов в итоге опубликовали медиа.
- Вы также можете оценить эффективность вашей активности в социальных сетях. Посмотрите на число лайков, репостов, комментариев и реакций, чтобы получить представление о взаимодействии аудитории с вашим брендом.