Реклама Forbes Club

«Нет никаких преград»: почему никогда не поздно начать все сначала

Сменить профессию и стать актером можно в любом возрасте, уверена актриса театра и кино Елена Корж, но для этого нужен фундамент в виде образования

В некоторых индустриях есть негласные «пороги вхождения»: если ты старше определенного возраста, тебе закрыта дорога в профессию. Например, в актерской среде этот порог составляет около 24 лет. У Школы Нового Театра есть примеры обратного — люди самого разного возраста получают образование с педагогами из «золотой пятерки» театральных вузов (Школа-студия МХАТ, Театральный институт им. Щукина, Высшее театральное училище им. Щепкина, ВГИК и ГИТИС, — Forbes Club) и участвуют в спектаклях и фильмах. Один из таких примеров — актерская судьба Елены Корж, которая в 33 года поступила в Школу и за два года получила несколько ролей в театре и кино. 

— Как долго вы занимаетесь актерским искусством?

— Я начала я свой путь освоения актерской профессии два года назад, когда решила попробовать пойти на курсы Школы Нового театра. Тогда мне было 33 года. С детства, когда я начала заниматься в танцевальной школе, я ощутила непреодолимую тягу к сцене, к театру. Но, к сожалению, моя попытка поступить в театральный вуз закончилась фиаско — на творческом испытании мастер попросил меня что-нибудь станцевать, а я растерялась и вместо того, чтобы импровизировать, сказала: «Я не взяла с собой фонограмму».

Сейчас мне кажется, что тогда, в 16 лет, я совершенно не понимала, где я и зачем мне это нужно. Потом в моей жизни произошло трагическое событие — умер папа и мне пришлось зарабатывать деньги на учебу и помогать семье. Тогда я жила в Екатеринбурге и отодвинула на второй план свои мечты о театре. Когда я решилась после института переехать в Москву, у меня возникали мысли попробовать поступить снова, но в тот момент мне было 26 лет и я решила, что уже поздно. Во всех театральных вузах почему-то принято считать, что после 24 лет поздно учиться на актера, и я считаю, что это совершенно необоснованно.

Помню, как нашла свой дневник, который я вела с восьми лет, и прочитала запись о своем сне, сделанную в 18 лет. Мне приснилось, что я снова стою перед комиссией и читаю стихи. Меня тогда так переполняли чувства тоски по сцене, что я написала: «Неужели все? Неужели я никогда не смогу воплотить свою мечту? Ведь я чувствую, что могу». И буквально через несколько дней произошло какое-то чудо — я увидела рекламу Новой школы МХАТ (Сейчас — Школа Нового театра, — Forbes Club), в которой было написано, что актерскую профессию можно получить в любом возрасте. Я подумала, что это знак и позвонила. Записалась на курсы и в процессе обучения поняла, что моя жизнь уже не будет прежней. Я решила поступать в магистратуру — снова прослушивание, снова волнение, но совершенно уже другая я. Когда я поступила, я поняла, что мне дается второй шанс, который нельзя упустить. 

— Чем вы занимались до этого и почему решили сменить сферу?

— Я очень долго работала в ресторанном бизнесе, начала с официанта в студенческие годы и доросла до заместителя директора ресторана. Это научило меня коммуникабельности, целеустремленности и стрессоустойчивости, что в дальнейшем мне очень пригодилось. Затем я полностью сменила сферу — с нуля начала работать в финансах, где благодаря упорному труду очень быстро получила компетенции и построила карьеру. Но всегда наступали моменты, когда я понимала, что все это не мое — скребли кошки на душе, мне не хватало творческой составляющей. Я старалась компенсировать это, танцуя в шоу-балете, занимаясь в модельном бизнесе, снимаясь в кино, даже открыла свой бизнес и училась на дизайнера свадебной и вечерней моды. 

— Трудно ли осваивать новую профессию с нуля? Что вам в этом помогало?

— Всегда сложно выходить из зоны комфорта, а актерская профессия — это не просто новая сфера, это совершенно другой мир. Я помню, как педагоги давали нам упражнения на воображение — мы должны были поверить в то, что мы — пыль. Помню, нас попросили стать водорослями, и кто-то из ребят записал это на видео. Кто-то подумал бы, что это психиатрическая больница, а не класс, где люди осваивают актерскую профессию. Но когда ты ломаешь в себе все шаблоны и стереотипы, ты обретаешь совершенно другую жизнь.

Сложности бывают всегда, особенно трудно, когда ничего не получается в начале. Ты злишься, плачешь, начинаешь сомневаться в себе, но важно продолжать работать и не останавливаться. И в какой-то момент у тебя получается! И это такое счастье, такой рост!


На фото: спектакль «Код»

— Как Школа Нового театра повлияла на вашу карьеру?

— Школа дала мне самое главное — уверенность в своем таланте и профессионализме. Она дала инструменты, которыми я пользуюсь в работе сегодня. Благодаря Школе Нового театра я открыла в себе новые навыки и попробовала себя в роли ведущей мероприятий. Во время обучения я представляла нашу школу в качестве ведущей премии журнала Marie Claire — Prix d’Excellence de la Beauté Marie Claire 2023, которая считается российским «Оскаром» в бьюти-индустрии, мне стали поступать предложения от организаторов различных премий, и я даже успела поработать в нескольких из них. Это очень интересный опыт.

— Какое место в театральном образовании играет образ педагога?

— Очень важно попасть в «правильные руки». Ведь можно попасть и к таким педагогам, после которых очень сложно переучиваться. В этом плане нам очень повезло. На подготовительных курсах педагоги школы Евгений Кананыхин и Дарина Цирюль давали очень хорошие тренинги и упражнения, которые дали нам первичное понимание, что такое актерская профессия. В магистратуре мы работали не только с нашими мастерами по актерскому мастерству, но и, например, с педагогом по сценической речи Мариной Тезовой. Я настолько проработала свою речь, что из неуверенной девочки с тоненьким голоском и зажимом в горле, доросла до героини с низким, уверенным голосом в своем дипломном спектакле.  

Еще у нас были потрясающие педагоги по сценическому движению, драматургии, истории театра и вокалу. Уникальной возможностью стала работа с ведущими режиссерами МХАТ им. Горького. Это было на дополнительных курсах, которые запускает Школа. На них обучаются те, кто хочет повысить навыки и принять участие в постановке спектакля  на сцене Нового театра. Наш спектакль «Код» дал мне мощный импульс для развития, возможность работать с такими сильными режиссерами — это шанс на миллион. Я вышла после спектакля в полной уверенности, что театр — это то, чем я хочу жить.

— Программа Школы затрагивает разные сферы — не только актерское мастерство и теорию искусства, но и управление и монетизацию творческих проектов. Вы сейчас обходитесь без менеджера?

— Я считаю, что в выборе менеджера, агента или продюсера очень важно не ошибиться. Это не должны быть те люди, которые просто хотят на тебе заработать, если только у тебя самого как у актера нет такой цели. У вас должно быть общее понимание: в каких проектах и с какими режиссерами нужно работать. Очень важно подходить к этому вопросу ответственно и работать с теми режиссерами, с которыми у вас есть общее видение. Не стоит соглашаться на все, что вам предлагают, это вопрос репутации в конце концов. Сниматься в проектах ради славы или денег очень опрометчиво, на мой взгляд — это все быстро проходящее. 

Я сама занимаюсь продвижением в соцсетях, и уже получила приглашение в два кинопроекта благодаря социальным медиа. Можно самостоятельно создать профессиональный актерский аккаунт и продвигать его, для этого не нужны большие финансовые затраты.

— В каких проектах вам удалось участвовать во время учебы?

— Я работала в учебных спектаклях режиссеров Михаила Кабанова, народного артиста России, «Теркин на том свете» по поэме Александра Твардовского, Владимира Беляйкина «Песочный человек» и «Грех да беда на кого не живет» по пьесам Александра Островского. Также во время учебы у студентов Школы Нового театра есть отличная возможность пройти практику в Новом театре. Мне выпала уникальная возможность проходить ее в самом начале становления Нового театра, во время создания первого спектакля «Лубянский гример», режиссерами которого были художественный руководитель театра Эдуард Бояков и народный артист России Валентин Клементьев. Так же я работала в лаборатории «Театра Грановского» режиссера и актера с Театра на Таганке Игоря Пеховича.

На фото: спектакль «Грех да беда на кого не живет»

— В каких проектах вы задействованы сейчас?

— Я репетирую в спектакле Игоря Пеховича по рассказам Василия Шукшина. Это другая система, отличающаяся от классической театральной школы, но очень схожая. Она дает дополнительные инструменты для меня как актрисы. Также сейчас я снова начала заниматься танцами — классическим балетом — и планирую в следующем году работать в балетной постановке в театре «Луна». Большую часть моего времени занимает работа в кино, на сегодняшний день это четыре короткометражных фестивальных кино, тизер для продакшена Team Films, где я играю главную роль, еще продолжаются съемки в полнометражном кино для киноплатформы, но пока не могу раскрыть полную информацию до завершения проекта. 

— Есть ли перспективы у новичков в этой сфере в России? 

— Сейчас начинающих актеров очень много. Количество проектов в отечественном кино выросло в три раза по сравнению с прошлым годом, поэтому возможность есть у всех. Главное быть проактивным — постоянно учиться, искать проекты, знакомиться с людьми из сферы, проходить пробы, не отчаиваться, если не подошел и снова проходить пробы. Формула успеха простая: больше проб — выше вероятность получить роль. У вас может даже не быть высшего образования для того, чтобы сниматься в кино, но я настоятельно рекомендую получить основу — это могут быть подготовительные курсы, как те, что я получила перед поступлением в магистратуру. 

— Какой совет вы можете дать начинающим актерам или тем, кто только мечтает связать свою жизнь с этой профессией?

— Нужно пробовать, чтобы потом не пожалеть. Нет никаких преград, они только в нашей голове. Вы можете пойти на курсы, например, к нам в Школу, и, если театр — это ваше, то вы это сразу поймете и уже не сможете без него жить.

На открывающем фото: Елена Корж в спектакле «Песочный человек»

Реклама
Университет «СИНЕРГИЯ» 
4CQwVszH9pUnK414Q8E