Реклама Forbes Club

«Не все компании смогут вовремя осознать, что происходит с их индустриями»

Действительность меняется так быстро, что традиционные методы бизнес-планирования становятся бесполезными. Для того, чтобы увидеть будущее, нужны специальные инструменты, считает исследователь, руководитель проектов Андрей Кулинич

— Как компании могут строить долгосрочные планы в условиях, когда неизвестно, что будет завтра?

— Ответ на этот вопрос зависит от того, о планировании каких показателей идет речь.  Со времен индустриализации 1930-х годов предприятия планируют выручку, объем продаж. Однако это не единственные возможные показатели, есть и другие, не менее важные и полезные, такие как прогноз развития рынка, прогноз доли компании на этом рынке. В условия, когда рынки стремительно меняются, эффективными являются руководители-визионеры, которые способны понимать, в каком направлении развиваются тренды; что нужно сделать для того, чтобы компания успешно работала в будущем. 

— С кем лидер-визионер должен поделиться своим видением будущего?

— Это понимание лидер должен передать сотрудникам, потому что компания может добиться успеха только в том случае, если ее ключевые работники синхронизировали представления о будущем. Также он должен передать это видение инвесторам. Как правило, лидеры, которые умеют увлекать сотрудников, могут увлекать и инвесторов. Примеры Илона Маска, Стива Джобса и Сергея Брина показывают, что лидеры-визионеры умеют «продавать» свою картину будущего инвесторам, участникам финансового рынка.

— С помощью какой «оптики» лидер бизнеса может отслеживать тренды, ведущие в будущее?

— Общаться с другими визионерами. Я рекомендовал бы лидерам, заинтересованным в понимании трендов, окружить себя людьми, которые проявляют интерес к будущему, высказывают спорные идеи. Такие люди могут раздражать своей «странностью», но общение с ними более полезно чем с теми, с которыми вы находитесь на одной волне. Наблюдайте за визионерами в социальных сетях, смотрите их видеоблоги, размышляйте над идеями, которые они высказывают, сколь странными эти идеи ни казались бы вам поначалу.

— А профессиональные медиа и конференции показывают картину будущего? 

— Показывают, но по скорости доставки идей представителям целевой аудитории медиа отстают от блогов и социальных сетей. Например, у журналов есть производственный цикл, который составляет несколько месяцев – у социальных сетей такой задержки во времени нет. Тем не менее, имеет смысл подписаться на Harvard Business Review или на публикации Gartner, потому что в этих материалах много ценных идей, которые уже просеяны через «сито» редколлегии.

Что касается конференций, на мой взгляд, интересны не только известные форумы с большим количеством участников, но и камерные тусовки энтузиастов, где зачастую высказываются гораздо более смелые и куда менее политкорректные идеи, которые вы никогда не услышите с трибун крупных форумов. Эти собрания проходят в офлайне, но транслируются в интернет.

— Какие каналы коммуникации на ваш взгляд наиболее содержательны?

— Пусть вам не покажется странным, но посты в социальных сетях и в мессенджерах являются гораздо более ценными источниками информации о будущем, чем публикации в журналах и доклады на больших конференциях: в неформальных каналах коммуникации свободно обсуждаются смелые идеи, здесь есть резкие оценки, которые не практикуются на официальных форумах. Подобные идеи и оценки очень важны.

— Какие тренды окажут самое серьезное воздействие на бизнес будущего? Вы можете назвать тенденции, которые считаете наиболее важными?

  1. Цифровая трансформация будет охватывать все новые функции во всех отраслях. В связи с этим цифровые инструменты будут все больше доступны средним и малым компаниям. Это очень важный тренд, потому что у крупных компаний больше ресурсов, и в связи с этим новые технологии в большей степени были доступны крупным, а не средним и малым бизнесам. Теперь ситуация меняется.
  2. На протяжении долгого времени крупные компании стремились к захвату рынков и к выстраиванию вертикально интегрированных холдингов. Теперь они стремятся избавиться от материальных активов и сосредоточиться на управлении деньгами и информацией, передав при этом все производственные процессы на аутсорсинг. Эти разнонаправленные тренды создают очень интересную картину в менеджменте – я имею в виду сочетание вертикальных и горизонтальных тенденций.
  3. Промышленная революция ведет к увеличению продолжительности жизни. Нынешних миллиардеров очень волнует факт их старения, они хотят жить дольше. В связи с этим очень интересно наблюдать за научными исследованиями в области качества жизни. Здесь назревают интересные прорывы.
  4. Нашу цивилизацию ждет энергетический переход. Он уже на подходе, вопрос в том, когда нам удастся окончательно покорить новые источники энергии, такие как водород. Когда это произойдет в промышленных масштабах, это будет иметь системное значение для мировой экономики.
  5. По всей видимости, тенденции, о которых я говорю, кардинально повлияют на такую отрасль как производство продуктов питания. Продовольственные кризисы, которые периодически случаются, подталкивают нас к перестройке рациона питания огромных масс людей. 

Я назвал пять трендов, но картина будущего, естественно, гораздо более сложная, она не укладывается исключительно в эти пять тенденций.

— Какие отрасли экономики окажутся в эпицентре событий?

— Никто не останется в стороне. Но не все компании и не все люди смогут вовремя осознать, что происходит с их индустриями. В этой ситуации выигрывает тот, что предлагает наиболее эффективное решение.

— Вы можете проиллюстрировать это на примере конкретной индустрии?

— Uber. Автоматизация пассажирских перевозок. Пассажиры никуда не делись, водители тоже никуда не делись. Однако водители стали зарабатывать меньше, потому что появились решения, предоставляющие пассажиру оптимальные и прозрачные условия поездки. Над созданием этих решений работали люди, которые сами никогда извозом не занимались и на Площадь трех вокзалов в Москве в качестве таксистов не выходили. Подобные цифровые решения могут появиться в самых разных отраслях, вплоть до металлургии и тяжелой промышленности.

— Что цифровая трансформация означает для рынка труда? Например, как искусственный интеллект будет воздействовать на занятость?  

— Мы привыкли полагать, что развитие технологий несет человечеству только благо, но на самом деле этот процесс содержит колоссальные риски. Искусственный интеллект сначала вытеснит из офисов начинающих сотрудников, выполняющих рутинные операции, а затем создаст угрозы массовому сегменту менеджеров среднего звена, квалифицированным работникам, у которых не будет шансов отсидеться, пока перемены пройдут стороной. Поэтому им стоит задуматься о смене карьерной траектории не тогда, когда станет поздно, а уже сейчас.

— Насколько равномерно эти риски будут распределены по карте планеты?

— Это зависит от специфики страны. В Арабских Эмиратах, где я сейчас нахожусь, уже сейчас высокая конкуренция за каждое рабочее место во всех секторах, включая сегмент недорогого труда. Возможно, Россия будет вынуждена возглавить процесс автоматизации среднего менеджмента, потому что в 2022 году она столкнулась с оттоком специалистов именно этого сегмента. Для того, чтобы эта автоматизация началась, нужны несколько факторов, включая доступ к технологиям, финансовым ресурсам. 

— Как цифровая трансформация изменит рынки FMCG в ближайшие пять лет?

— Давайте вспомним ситуацию, которая сложилась на рынке электроники 15 лет назад, когда появились первые смартфоны. Появление смартфонов стало плохой новостью для компаний, которые выпускали диктофоны, калькуляторы, плееры, фотоаппараты, потому что смартфон совмещал все эти функции в одном устройстве. Мои наблюдения показывают, что в обозримом будущем на рынке появятся решения, которые по своему революционному значению будут сравнимы со смартфонами. Эти новые решения будут воздействовать на несколько рынков, включая медиа, развлечения, коммуникации. 

Для того, чтобы такие технологии появились, нужно сочетание технологического и финансового потенциала, такое сочетание есть у Alibaba или Amazon. Но в то же время есть некоторые сомнения именно в отношении этих компаний: после того как Джека Ма слегка «прижали» китайские власти (Группа Alibaba в 2021 году была оштрафована в Китае за монопольное положение на рынке. — Forbes Club), он стал более осторожен в своих стратегических планах. А у лидера Amazon Джеффа Безоса после полета в космос в 2021 году, как мне кажется, наступила некоторая успокоенность. Но подобные интегрированные решения все равно появятся, независимо от того, какие именно компании их предложат.

— Какое воздействие на российское общество они окажут? Инновации подхватит «новаторы» и «ранние последователи», а остальные группы населения оценят их позже? 

— Трудно прогнозировать восприимчивость общества. Как мне представляется, большинство в обществе на самом деле не осознает, какие именно технологические возможности перед нами открываются: люди предпочитают жить как, как привыкли, не отдавая себе отчет в том, что сегодня на протяжении жизни одного поколения происходит несколько смен технологических укладов. Прежде ничего подобного в истории не наблюдалось, и аргументы из серии «будем жить так, как жили наши родители», больше не работают. Думаю, что российское общество в итоге освоит новые технологические решения, не берусь сказать, насколько быстро это будет происходить.

— Как цифровая трансформация будет воздействовать на рынок образования?

— Минувшей зимой я завершил карьеру в качестве преподавателя, это можно считать ответом на вопрос. Думаю, что образование как отрасль, конечно, сохранится, но оно будет стагнировать. Многие подходы в образовании ведут свое начало с XIV века, далеко не все образовательные практики смогут сохранить актуальность в условиях динамичных перемен. Здесь назревают очень серьезные перемены, в ходе которых наши представления о том, что такое учеба, серьезно изменятся. Недавно я прочитал новость о том, что алгоритмы искусственного интеллекта оказались способны написать дипломную работу в вузе. Это – серьезный вызов тем процедурам, которые сейчас приняты в образовательной отрасли, и простыми запретами использовать ИИ для написания дипломов эту проблему не решить. 

В моем понимании в образовании возрастет роль персональных отношений, построенных принципу мастер – подмастерье, когда ученик получает навыки и компетенции у того учителя, которому он доверяет.

— А какие предметные области в образовании сохранят свою актуальность в этих условиях? Чему нужно учиться людям в условиях, когда на их рабочие места покушается искусственный интеллект?

— Советы осваивать профессии, которые востребованы сейчас, – не актуальны. Пока вы подниметесь на уровень, интересный рынку, пройдут годы, и ситуация изменится. Поэтому бросаться сейчас изучать программирование или Data Science уже поздно. Пару лет назад я советовал учить блокчейн и программирование смарт-контрактов. Похоже угадал… Но начинать сейчас обучаться в этой области уже поздно. Скорее всего через два-три года будут востребованы синтетические знания на стыке нескольких профессий. Это будет похоже на авторский коктейль. Не берусь сказать, какие именно компоненты будут входить в этот коктейль, но совершенно уверен в том, что учиться думать и развивать критическое мышление – всегда полезно.


Практикум

Для понимания картины будущего важны не только академические инструменты, например, представительные конференции и профессиональные издания, такие как Harvard Business Review или Gartner. Самые смелые идеи высказываются в социальных сетях, видеотрансляциях. Поэтому:

1️⃣Следите за визионерами. Наблюдайте за ними, даже если они раздражают вас своими странными идеями и некорректными высказываниями.

2️⃣Подпишитесь на них в социальных сетях, мессенджерах и в видеоблогах.

3️⃣Посещайте конференции с их участием.

4️⃣Постарайтесь познакомиться с ними лично.

5️⃣Обращайте внимание на самые странные их идеи и самые неожиданные оценки. Подобные идеи и оценки очень важны.