Народный образ крипты
Каллиграфутурист Покрас Лампас – о создании первой NFT-работы, проданной на аукционе за $28,7 тыс., и о роли сообществ в криптоэкономике
— Как родилась идея токенизировать свои произведения?
— Моя карьера началась больше десяти лет назад в то самое время, когда развивались социальные сети. Творчество было неразрывно связано с цифровизацией. Поэтому, когда появилась возможность создавать NFT и с его помощью продавать цифровые работы, мне показалось это интересным. Кроме того, стиль, в котором я работаю, естественным образом вписывается в цифровую среду. В традиционной каллиграфии невозможно наносить штрих более детально, чем позволяет физическое пространство. А в цифре можно творить без ограничений. Математического алгоритмы позволяют создавать такие мелкие каллиграфические элементы, каких не существует в реальности. Вот так все сошлось.
А дальше я сделал, на мой взгляд, очень точный проект с Чиркейской ГЭС, которая находится в Дагестане. Сначала я написал работу на холсте, затем оцифровал ее и спроецировал на плотину электростанции. Потом проекцию сфотографировал. Именно эта фотография попала на криптоаукцион Foundation, где произведения искусства торгуются за эфир. Получился образ, который наглядно передает цикл продажи цифрового искусства. Электроэнергия позволяет добывать криптовалюту, которой можно заплатить за произведение, а само произведение выставляется на продажу путем загрузки на площадку аукциона цифрового токена.
В аукционе, состоявшемся в марте 2021 года, участвовали многие представители российского и международного криптосообщества. Коллекционеры особенно ценят первые знаменательные работы, с которыми художники появляются в цифровой среде. После оживленной борьбы на повышение ставок, лот был продан за 16,9 Ethereum, что в тот момент равнялось $28,7 тыс. Это была одна из самых крупных сделок на российском рынке криптоискусства. А дальше мне поступили предложения от других аукционных площадок и очень интересных представителей цифровой культуры, с которыми я продолжаю работать.
— Трудно было освоить генерацию NFT и другие процедуры, необходимые для выхода на аукцион? Кто вам в этом помог?
— Первый месяц я чувствовал, что ничего не понимаю. Но когда я изучил фундаментальные вопросы — что такое блокчейн, как происходит процент создания токена — я понял, что все довольно прозрачно.
При этом было важно не только разобраться в технологии, но и убедиться, что все шаги будут безопасными. Поэтому, прежде чем совершить что-либо, я советовался с людьми, которым доверяю. Я благодарен криптосообществу за отзывчивость, я получил ответы на свои вопросы. Это помогло мне во всем разобраться и выбрать для регистрации NFT максимально надежные площадки, где не рискуешь подписать смарт-контракт, скрывающий мошеннические ловушки.
— Что дало вам создание работ на блокчейне?
— Я нашел новую аудиторию ценителей и коллекционеров. Теперь я нахожусь не только в поле современного искусства, но и в пространстве Web 3.0 — среде, которая связана с криптовалютами и блокчейном. Это рост, так как криптосообщество, на мой взгляд, является сейчас одним из самых прогрессивных. Оно очень широкое и не ограничивается одной страной.
— Какова миссия искусства в криптосообществе?
— Децентрализация, на которой построены криптотехнологии, — одно из направлений, по которым пойдет мировая экономика. А художники — те, кто демократизирует сложные для неподготовленных людей технологии.
— В жизнь каких сегментов криптосообщества вы сегодня включены?
— Я довольно глубоко погружен во все, что связано с криптой в широком смысле. Когда приобретаешь некоторые экспертные знания и начинаешь выступать на форумах, посвященных этой теме, очень важно находиться в правильной информационной среде. Я решаю эту задачу в закрытых чатах, посвященных трейдингу, развитию криптовалют и блокчейна. Я также присутствую в российском и международном комьюнити цифрового искусства. Покупаю российские и зарубежные работы, стараясь поддерживать художников, которые мне нравятся. И одновременно изучаю на практике, как работает рынок NFT. Общаюсь с разными его игроками.
— Что важнее для успеха — участие в российских или международных комьюнити?
— Я считаю, что локальные сообщества очень важны. Помню, в 2008-2009 годах, когда появились первые социальные сети, мало кто делал на них высокие ставки в расширении аудитории. А сейчас у группы в VK могут быть миллионы подписчиков. И вокруг этой группы может быть сильное сообщество. Для меня очень важно, чтобы криптокомьюнити в России росло и правильно развивалось — не на основе мошенничества и хайповых новостей, а через распространение достоверных знаний, качественной аналитики, при поддержке основных игроков рынка.
Интервью было опубликовано в майском номере журнала F Club в 2022 году