Место под солнцем: зачем поступать на MBA в Стэнфорд
Ольга Чуманская окончила бакалавриат Высшей школы экономики и магистратуру Финансового университета при Правительстве РФ. После успешного старта карьеры в России, в 2018 году она переехала в Германию, где руководила проектами по запуску электромобилей глобального автомобильного бренда, но в 2021 году решила оставить должность и получить бизнес-образование в США — она поступила на программу MBA в Гарвард, где процент успешного зачисления около 11%, и Стэнфорд, где он 4%. В своей колонке Ольга рассказывает, почему выбрала Стэнфорд и чему учат в бизнес-школе этого университета
Процесс поступления в зарубежные вузы часто стандартизировано изображают в виде треугольника. На первом уровне языковые и математические тесты, на втором — рекомендации с работы, резюме с продемонстрированными бизнес-результатами, выручка, продажи, число клиентов, а также большая анкета с короткими вопросами по типу «Топ-3 самых больших достижений на работе» или «Был ли у вас когда-то конфликт с начальником и как вы его решили». Это показывает ваши софт-скилы, которые многие университеты ценят даже больше, чем знания. На третьем уровне треугольника — эссе и интервью. В целом, заявка на программу бизнес-образования принципиально отличается от других ступеней образования тем, что вы представляете на суд приемной комиссии свой профессиональный бренд и ваше видение будущего для себя, своей индустрии, своей страны или всего мира.
Эссе для бизнес-школ тоже уникальны. Если в Гарварде в эссе просят ответить на открытый вопрос по типу «Помимо вашего резюме и рекомендаций, что мы еще должны знать о вас?», то Стэнфорд пытается понять, что вами движет и задает вопрос иначе: «Что для вас является самым важным в жизни и почему?». В процессе поступления у меня сложилось ощущение, что Гарвард — более консервативное заведение, и понимание успеха там довольно классическое — финансовые достижения, лидерские победы и профессиональное развитие. Для Стэнфорда регалии тоже важны, но еще важнее понять, что движет вами и как сформировались ваши ценности, узнать о том «как закалялась сталь». Здесь университет видит вашу карьеру как способ самовыражения, как путь реализации вашего уникального видения будущего на основе личных принципов и культурного кода. Не зря интервью в Стэнфорде проводят выпускники, а не члены приемной комиссии: именно выпускники способны оценить, подходите ли вы по духу этому месту. А дух в Стэнфорде, как и в целом в Силиконовой Долине, предпринимательский, свободный, креативный. Мне понравилось, что Стэнфорд в процессе оценки заявки копает глубже: у меня сложилось впечатление, что их привлекли не просто цифры в моем резюме, а моя индивидуальность, моя история простой девчонки из Пермского края с большими амбициями, готовностью к рискам и интересом к работе и внедрению инноваций в тяжелых отраслях.
Не секрет, что зарубежное образование стоит больших вложений. Кто-то из-за этого даже не пытается поступить. В Стэнфорде стоимость обучения составляет $70 тыс. в год, длительность обучения — 2 года. Эту сумму можно смело умножать на два, потому что жизнь в Пало Альто достаточно дорогая — $30 за доставку еды напрягает, особенно если вы приехали из-за рубежа. А аренда даже комнаты в кампусе стоит практически также, как аренда студии где-нибудь в Сан-Франциско или Лос-Анджелесе.
Здесь нужны навыки хорошего финансового планирования. Например, я создала таблицу, где посчитала, сколько мне потребуется средств на время обучения, под какие условия я возьму кредит и как быстро смогу его выплатить с учетом средних зарплат, которые получают выпускники Стэнфорда: около $230 тысяч в год с учетом бонуса. Я приехала с пустыми карманами так как только что выплатила ипотеку — и на месте легко взяла кредит через университет. Многие пугаются такого большого кредита, но важно помнить, что это не трата, а вложение в образование и в статус которые у вас никто и никогда не отберет: это генерирующий серьезный доход актив . Мало кто знает, но Стэнфорд очень щедр на стипендии: они покроют вам от 40% до 100% обучения. Размер такой стипендии зависит только от вашего финансового состояния: Стэнфорд не раскрывает точные данные, но по опыту, если ваш доход в долларовом эквиваленте менее $100 тысяч в год, больше 15-20% за учебу вы платить не будете. Фонд стипендий финансируется успешными выпускниками и донорами университета. А некоторым учебу оплачивает работодатель под договор вернуться: такая практика распространена в консалтинге. А если вы уйдете в НКО, долг вам вообще спишут.
Я провела много времени исследуя и Гарвард, и Стэнфорд, и в итоге остановилась на программе Стэнфорда из-за трех аспектов Во-первых, доступ к инфраструктуре всего университета. В Стэнфорде вы можете изучать не только дисциплины бизнес-школы, но и брать дополнительные курсы на всех факультетах без дополнительной платы. Например, студенты, планирующие открыть свой стартап в сфере биотехнологий, на MBA изучают, как строить бизнес, и одновременно посещают специальные занятия по химии или биохимии. В Гарварде чисто технически это тоже возможно, но на практике труднореализуемо, потому что университет разбросан по всему Бостону и физически невозможно разорваться между кампусами.
Во-вторых, это подход к обучению. Гарвард использует, в основном, кейс-стади, когда студентам дают ситуацию или проблему, которую нужно разобрать вместе с группой, преподаватель в этом играет роль модератора. В Стэнфорде, помимо кейс-стади, существуют привычные для нас лекции и семинары, а также формат experiential learning, когда вы осваиваете и материал, и собственные способности через какую-то игру или симуляцию. Например, во время легендарного Стэнфордского класса «Динамика взаимоотношений» мы на протяжении восьми недель работали в группе студентов из десяти человек — как у психотерапевта рассказывали что-то про себя, узнавали про других, а в какие-то моменты фасилитатор провоцировал проблемные ситуации. Вы в этот момент учитесь реагировать, снижать напряжение в команде, а, возможно, и доминировать, направлять группу. В какой-то момент преподаватель просит встать и составить рейтинг влияния всех членов группы на тебя. Это сбивает с толку — трудно не только оценивать людей, глядя им в глаза, но и получать собственную оценку. Эта программа направлена на жесткий фидбэк. Влияю ли я на других людей? Если нет, то почему? Потому что я неправильно сижу? Из-за моего дурацкого акцента? Затаил ли на меня обиду кто-то и почему? Почему одни люди говорят, что я на них очень сильно влияю, а другие ставят меня в конец? Обо всём можно напрямую спросить партнеров по группе и получить честный ответ. В итоге, выходя из класса я точно знаю, какие элементы моей личности работают, а какие нужно улучшить.
И последнее различие — это локация. В Кремниевой долине широкий доступ к капиталу и креативному человеческому ресурсу. Не важно откуда вы и как вы выглядите, $200-500 тысяч могут дать просто так на идею, нарисованную на салфетке, за ваши мозги и энергию воплощать идею в жизнь — такой инвестиционной активности нет больше нигде в мире. Здесь огромное множество стартапов, у нас в группе, например около сотни из 400 человек запустили свои компании. Это больше, чем в любом другом университете мира. И вы постоянно «варитесь» в этой тусовке, коммуницируете с людьми, видите, как рождаются передовые технологии. Стэнфорд поможет вам развить идею, найти команду и финансирование для реализации своей мечты. Это можно сделать как после окончания университета, так и несколько лет спустя. Девиз Стэнфордской бизнес школы: меняй жизнь, меняй организации, меняй мир.
Возможность изучать дополнительные дисциплины — огромное преимущество. В Стэнфорде вас не тащат все два года по стандартной программе, которая включает бухучет, финансы и курсы по коммуникациям. Уже зимой, во время второго семестра, вы оказываетесь в свободном полете и самостоятельно выбираете, что будете изучать. И это очень помогает, если у вас есть четкий карьерный тезис. Можно уйти глубоко в финансы, причем в контексте американского финансового рынка, узнать про все типы фондов, про трейдинг, инвестиционные стратегии, методы управления деньгами, в том числе очень крупными. Можно узнать все о коммуникациях — научиться публично выступать, взаимодействовать с людьми, развивать эмпатию. Есть даже дисциплина под названием «Дорога к власти», где вас научат «ходить по головам», если вам кажется, что скромность и учтивость мешают вашему успеху.
Технологический трек открывает для студентов очень большие возможности. Технологические дисциплины есть и в рамках MBA, но всегда за такими знаниями можно пойти в школу компьютерных наук. Там есть преподаватели, которые создают инновации, двигающие индустрию. Возможно, профессор ночью написал последнюю модель своего продукта и уже утром поделится ею с классом.
Естественно, в Стэнфорде очень любят и уважают технологии. Как раз во время моей учебы вышел ChatGPT, и практически у всех преподавателей был консенсус по этому поводу: «Пожалуйста, используйте». Например, у нас была дисциплина Winning Writing, в рамках которой мы учились писать убедительные тексты, отправлять холодные email топам крупнейших компаний и получать предложения о встрече. Казалось бы, учат писать тексты, но преподаватель практически сразу сказал: «Используйте ChatGPT, если это облегчит ваше обучение и повысит продуктивность. Но научите его писать в своей стилистике, тренируйте нейросеть на своих данных».
Самым сложным в учебе было не ее содержание, а правильное распределение времени, ведь в одно и тоже время происходит множество событий. От такого ритма жизни отвыкаешь после нескольких лет работы в корпорации. Одновременно в расписании стоит встреча с СЕО крупной компании, с выпускником университета, который запустил успешный стартап и консультация по иммиграции. Нас приучают к ритму жизни генерального директора, когда времени на всех и на все просто нет.
Ключевое преимущества бизнес-образования — это не только знания, но и нетворкинг. Это знакомство с успешными людьми с уникальным потенциалом — кто-то из них наверняка возглавит мировую компанию, создаст свой инновационный стартап, пригласив вас на ключевую роль, или вложит свои деньги в ваш бизнес. Стэнфордскую бизнес-школу окончили Фил Найт, основатель Nike, Мэри Барра — генеральный директор General Motors. Немало и успешных россиян — среди них генеральный директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский, который лично вам позвонит, если вы поступите. Выпускники предыдущих поколений всегда с энтузиазмом отвечают на любые просьбы и предложения. Мы все — семья, ведь Стэнфорд на самом деле — это очень небольшой университет, все друг друга знают. Также огромную ценность представляет возможность неформально пообщаться с преподавателями. Утренний кофе с профессором или ужин у него дома небольшой группой — это привычное дело. Достаточно известен феномен, когда преподаватели Стэнфорда вкладываются в проекты своих студентов. Профессора с удовольствием идут на контакт и даже могут познакомить с нужным тебе инвестором, политиком или исследователем.
В процессе обучения руководство серьезно относится к обратной связи — студентов регулярно просят пройти опросы в середине и в конце курса. К их результатам прислушиваются — на моем опыте несколько раз происходило, что отмеченные мною недостатки, например, устаревшие кейсы, очень быстро исправляли. Руководство университета рассматривает обучение как услугу, и если вы этой услугой недовольны, вы имеете право пожаловаться или попросить, чтобы эту услугу оказывали иначе.
Помимо комфортного образовательного процесса много внимания уделяется и психологическому комфорту — когда я провалила свой первый промежуточный экзамен, преподаватель сказал: «Оценки не определяют ваши качества и умения». Более того, оценки вообще не разглашаются — каждый видит только собственную оценку и распределение, в которое он попал, например, в топ лучших или в топ худших. А в феврале 2022 года всем учениками постсоветского пространства руководство отправило письмо с поддержкой. Студентам из России направили отдельное письмо с просьбой сообщать руководству о случаях давления или осуждения — их, естественно, в итоге не было совсем. Также нам выдали гранты на психологическую помощь, а преподавателям — рекомендации о том, что студенты из всего региона переживают тяжелый период, поэтому стоит внимательнее относиться к их самочувствию.
Средний возраст на нашей программе — от 24 до 33 лет. У многих уже есть свои стартапы или постоянная работа, поэтому студенты сами определяют, сколько будут учиться и сколько курсов осилят. Существуют и летние предпринимательских школы, а также краткосрочные программы для более взрослых людей, которые сделали карьеру топ-менеджеров крупных компаний и решили попробовать что-то новое.
В Пало Альто практически каждый уже запустил или хочет запустить свой стартап, здесь сравнительно быстро можно найти инвестиции и партнеров. Пять месяцев назад я сама запустила компанию. Я и мой одноклассник строим фонд — мы привлекаем капитал в США, чтобы вкладываться в развитие природных ресурсов, релевантных для перехода на возобновляемые источники энергии. То есть мы на ранней стадии покупаем долю в компаниях, которые нашли природный ресурс для перехода на новые источники энергии, но не имеют необходимого капитала для запуска полноценного бизнеса , и помогаем им превратить этот ресурс в реальное предприятие. В этой сфере большое количество маленьких игроков и огромный недостаток капитала, а мы приходим как первые внешние инвесторы. Недавно мы привлекли свой первый транш финансирования и сейчас закрываем первую сделку. Задача схожа моему пути в автопроме — изменить отрасль, улучшить бизнес-практики, внедрить инновации и подготовить ее к энергетическому переходу.