Медиарынок-2024: пять главных тенденций
Медиакомпании стоят перед нелегким выбором: стриминговые сервисы все сильнее конкурируют с пакетными тарифами и с кинотеатрами. На какой из этих форматов сделают ставку медиагиганты?
Джон Харрисон, руководитель аудит-консалтинговой корпорацией EY в сфере медиа и развлечений в США выделяет пять главных трендов медиаотрасли, за которыми стоит следить в 2024 году.
1. Стриминги против пакетных тарифов
Давняя проблема потребителей, покупающих классический пакет платного телевидения — им приходится платить за десятки или даже сотни ненужных каналов. Появление стриминговых сервисов позволило потребителям платить только за то, что они действительно будут смотреть.
Сегодня медиакомпании разрываются между тем, чтобы продлить срок службы своих прибыльных пакетов платного вещания и преумножить популярность стриминга. Джон Харрисон уверен, что в 2024 году менеджеры сосредоточатся на новых формах распространения контента. Во-первых, владельцы сетей будут поддерживать распространение самых популярных каналов, чтобы сохранить инвестиции в этот контент. Во-вторых, кабельные и спутниковые каналы будут оптимизировать предложения — исключать из них непопулярные каналы и объединять варианты потокового и традиционного вещания.
2. Компании укрупняются
Харрисон подчеркивает, что в последние пять лет резко увеличилось число крупных сделок, поглощений и слияний между медиакомпаниями. Причины — накопление прав на самый продаваемый и актуальный контент в руках крупных игроков рынка, масштабирование сетей, сокращение затрат и улучшение конкурентных позиций по сравнению с цифровыми гигантами.
Чтобы подготовить компании к участию в крупных сделках, управленцы и владельцы медиакомпаний в 2024 году продолжат сокращать непрофильные активы. Продажа таких активов при умелом управлении подтолкнет компании к росту и развитию.
3. Медиа осторожно экспериментируют с ИИ
Медиакомпании всего мира продолжаю использовать ИИ для достижения двух основных целей:
- Повышение производительности — инструменты на базе ИИ позволяют быстрее и с меньшими затратами выполнять как минимум функции бэк-офиса и поддержки.
- Стимулирование роста — ИИ открывает новые возможность в создании, распространении и монетизации контента. Роботы уже пишут истории, создают видео и аудио, редактируют тексты и персонализируют контект.
Преимущества ИИ впечатляют, но в 2024 году выиграют «осторожные» компании. Бастующие сотрудники из разных отраслей в Голливуде в 2023 году обратили внимание всего общества на негативные стороны внедрения ИИ: потерю рабочих мест, нарушение прав на интеллектуальную собственность, конфиденциальность и точность информации.
4. Фильмы возвращаются в кинотеатры
По данным BoxOfficeMojo, кассовые сборы художественных фильмов во всем мире в 2023 году выросли более чем на 20% по сравнению с 2022 годом. Тем не менее, эти показатели все еще на 19% ниже сопоставимого периода до пандемии.
Во время пандемии релизы можно было увидеть только на стриминговых сервисах. После открытия кинотеатров сервисы старались сохранить актуальность и выпускали фильмы практически сразу после премьеры в кинотеатре. Сегодня ситуация полностью изменилась — зрители снова хотят ходить в кино, и самые популярные фильмы выходят исключительно на больших экранах.
5. Зрителя раздражают высокие цены
Из-за экономических и социальных потрясений потребитель становится все более экономным. При этом весь 2023 год, по словам Джона Харрисона, крупнейшие студии и сервисы увеличивали цену на услуги. В 2024 году аудитория просто не захочет тратить такие деньги на развлечения.
По мнению эксперта, медиакомпаниям придется создавать более гибкие пакеты предложений по низким ценам. Также им предстоит доказать потребителю ценность и уникальность своих продуктов.