Максим Карпов: «Правильный клуб делает чужаков друзьями за несколько месяцев»
Формула успешного клуба проста: коллективный результат превышает сумму индивидуальных вкладов участников, считает заведующий лабораторией межличностной коммуникации МГУ имени Ломоносова, сооснователь «Клуба Первых», сооснователь Ассоциации выпускников и Предпринимательского сообщества бизнес-школы «Сколково», управляющий партнер Community Management Solutions Максим Карпов
— С какой целью люди объединяются в клубы, например, в бизнес-клубы, профессиональные или спортивные ассоциации?
— Эволюционной целью любого объединения является создание условий, при которых коллективный результат превышает сумму индивидуальных вкладов. Клубы и сообщества — не исключение. В современном мире их основная цель — создание возможностей для эффективной кооперации, пространства Win-Win. Такая кооперация возможна благодаря системному подходу к управлению сообществами, так называемому комьюнити-менеджменту.
— Что включает в себя система комьюнити-менеджмента?
— Огромное число факторов: умение поддерживать высокие критерии отбора для входа в клуб, создавать понятные и эффективные правила взаимодействия между участниками, способность урегулировать возможные конфликты внутри клуба и устранять социальные барьеры, мешающие установлению конструктивных и позитивных отношений между его участниками. Такие барьеры преодолеваются с помощью внутриклубных механизмов и форматов.
Как утверждают последователи Нобелевского лауреата Рональда Коуза, основоположника институциональной экономики, сделки с незнакомцами стоят дорого, поскольку участники таких сделок несут избыточные трансакционные издержки, такие как дополнительные затраты на сбор информации, контроль сделки и т.д. Важнейший способ снижения издержек — сделать из незнакомцев людей, доверяющих друг другу, партнеров.
Поэтому правильный бизнес-клуб решает именно эту задачу: помогает успешным и самодостаточным деловым людям стать партнерами. И через создание среды, культивирующей и защищающей взаимное доверие, помогает своим участникам совместно достигать сверх результатов, что было бы невозможно вне рамок клубного пространства.
— Предприниматель — это лидер, способный создать бизнес и развивать его. Как ведут себя лидеры в клубе: как сочетаются лидерские качества и готовность войти в группу?
— Лидеры привыкли находиться на вершине социальной пирамиды, где у них нет каких-либо ограничений. В обычных условиях лидеры сами устанавливают правила игры для других. Это создает ключевой вызов для любого бизнес-клуба — ведь невозможно сделать так, чтобы в клубе существовали сотни вариантов правил взаимодействия. Это — нонсенс.
Поэтому задача организаторов бизнес-клуба — сделать так, чтобы успешные люди захотели принять те правила, которые есть в клубе и закреплены в его кодексе. Единственный способ достичь этого — включить заложенные в наши гены и культуру механизмы внутригруппового общения. Общения с равными, которых мы считаем «своими», поддержанного правилами, базирующимися на здравом смысле и справедливости.
Эти понятия, несмотря на свою кажущуюся абстрактность, основаны на базовых законах нейропсихологии. Разумность и справедливость любых правил ощущается на бессознательном уровне, ведь за ними стоят сотни тысяч лет человеческой эволюции и эффективного группового взаимодействия. И поэтому даже самые статусные люди легко принимают внутриклубные правила, если они, налагая определенные объективные ограничения на всех участников, связанные с необходимостью проявлять уважение, сотрудничать с другими участниками, с одной стороны, в качестве компенсации дают возможность развивать свой бизнес, развиваться самому, чувствовать себя в кругу единомышленников и испытывать положительные эмоции.
Именно так эффективные клубы внутри своего пространства доверия превращают успешных людей в друзей. В людей, которым мы доверяем и считаем своими. И мы без секунды раздумий готовы обратиться к ним за советом, за помощью или с идеей совместного проекта.
— В России период советской власти не было предпринимательской традиции. Как это сказывается на специфике российских предпринимательских сообществ: в чем их отличие от зарубежных бизнес-клубов?
— Предпринимательство существует в любом обществе, просто оно приобретает форму, которая соответствует его экономическому устройству. В Советском Союзе была плеяда инициативных и талантливых людей с предпринимательским мышлением. Почитайте истории жизненного пути основоположника советской космонавтики Сергея Королева, или выдающегося авиаконструктора Александра Яковлева, или легендарного оружейника Михаила Калашникова. Чем это не отечественные Илоны Маски и Стивы Джобсы? Таких примеров бесчисленное множество. Я считаю, что наша предпринимательская школа никогда не прерывалась с дореволюционных времен, она просто приобретала иные формы.
Что касается индустрии сообществ. Предпринимательские сообщества в нашей стране стали появляться в период перехода к рынку. Первое время мы с жадностью впитывали лучшие практики со всего мира и многому научились у западных коллег. В последние годы в этой области стал заметен переход от копирования к созданию новых и инновационных продуктов в сфере комьюнити-менеджмента. Например, российские клубные приложения для смартфонов, обладают функционалом, значительно опережающим те, что есть у западных коллег. Российские комьюнити-менеджеры очень продвинулись в понимании нейропсихологии группового взаимодействия, они освоили самые разнообразные форматы клубных мероприятий. По соотношению цена – качество, на мой взгляд, мы уже давно превзошли своих учителей.
— Как вы полагаете, зависят ли мотивы, приводящие людей в сообщества, от контекста: оказывает ли на эти мотивы новостной фон, информационная повестка?
— Главный мотив прост и понятен, он не меняется уже тысячи лет. Вся эволюция человека — это эволюция социального существа, чья успешность выживания напрямую связана с принадлежностью к успешным группам. Чтобы оценить, насколько критично для нас быть в здоровом обществе, посмотрите, что в современном уголовном законодательстве заменяет смертную казнь или практиковавшиеся ранее телесные наказания? Лишение свободы, т.е. изоляцию от общения с нормальными людьми.
Эволюция создала не только рациональную потребность в общении с окружающими ради приобретения новых благ и удовлетворения своих материальных потребностей. Мы созависимы на уровне биологии, на уровне системы зеркальных нейронов, существующей в мозге и отвечающей за бессознательный перенос эмоционального состояния от одного человека к другому. На уровне того, как устроены наши центры положительных эмоций, чья активация зависит от наличия в нашей жизни людей, с которыми нам приятно и интересно общаться.
Одно из самых продолжительных исследований в сфере здоровья и счастья — Гарвардское исследование взросления, стартовавшее в 1938 году, длившееся почти 80 лет и охватившее более 700 участников из всех слоев общества: от самых бедных до выпускников «Лиги плюща», привело исследователей к парадоксальным выводам: степень удовлетворенности близкими отношениями влияет на счастье и продолжительность жизни больше, чем IQ, гены или уровень достатка. Уровень удовлетворенности отношениями в 50 лет был большим предиктором продолжительности жизни, чем уровень холестерина.
Что касается влияния информационной повестки. В 2022-23 годах в российском обществе произошли серьезные перемены, но люди и связи не изменились. У многих изменились место жительства и география бизнеса. В ответ на эти перемены в жизни и бизнесе предпринимателей многие клубы стали международными.
— Что это означает для организаторов клуба: как они должны учитывать этот мотив в развитии клубных проектов?
— Правильный клуб — это всегда больше, чем простая выгода от возможного нахождения нового высокодоходного проекта или ресурсного партнера. Клуб — это еще и радость позитивного и созидательного общения с людьми, которые в нормальных условиях вряд ли бы когда-нибудь познакомились друг с другом и стали друзьями — слишком заняты и загружены они, слишком сильно им мешает их статус, чтобы идти по долгому пути формирования дружеских доверительных отношений. Правильно выстроенный клуб делает чужаков друзьями буквально за несколько месяцев. И это не фигура речи. Благодаря формату форум-встреч люди очень быстро создают свое пространство доверия внутри нее, а потом переносят его на остальных членов клуба, которые также участвуют в них.
— Из какого «материала» созданы межличностные отношения в бизнес-клубах?
— Все успешные клубы и у нас, и за рубежом, в своей основе имеют формат форумов. И объяснить это просто: нет никакого другого сравнимого по эффективности и универсальности инструмента, помогающего так быстро и так успешно формировать доверительные отношения между людьми вне зависимости от их статуса и возраста. Форум — это существующая на протяжении многих лет модерируемая группа из 8-10 человек, которая встречается около 10 раз в году при поддержке профессионального модератора.
Модератор по определенному протоколу дает возможность участникам сформулировать вопросы, которые будут обсуждаться на предстоящей встрече. Далее каждый участник отвечает на них через призму своего жизненного опыта. При этом не важно, связан ли этот опыт с победами или неудачами. Важно только то, чтобы он попадал в 5% самых значимых событий в нашей жизни. В рамках форума мы не даем советов друг другу — только делимся опытом.
— Вы сказали «мы», имя в виду личный опыт участия в форум-группах?
— Когда я говорю «мы», я подразумеваю и себя: уже шесть лет я состою в форум-группах сообществ, которые создавал. Для меня это ценная возможность учиться на опыте многих талантливых и успешных людей, поддерживая с ними отношения, сравнимые только с самой близкой и искренней дружбой. Мои форумы — это мое пространство абсолютного доверия и поддержки, которое мы можем конвертировать и в положительные эмоции, и в новые знания, и в совместные проекты.
— Чем объясняется эффективность форум-групп?
— В основе эффективности форматов форум-встреч лежит нейропсихология, в частности, теория социального проникновения. Согласно этой теории, каждому уровню отношений с окружающими соответствует определенная степень открытости и эмоциональной глубины обсуждаемых с ними тем. Чем более личные темы мы начинаем обсуждать, тем быстрее мозг перестраивает отношения с отстраненных в доверительные. Из чужаков мы быстро становимся своими. Форумы — это среда, которая побуждает к самораскрытию, за которым следует развитие у углубление дружеских отношений.
— Где и когда появился формат форум-групп?
— Он появился в середине ХХ века в рамках крупнейшего в тот период международного делового клуба для владельцев среднего и крупного бизнеса – YPO, имеющего американские корни и объединяющего на данный момент более 30 тыс. бизнесменов по всему миру. Затем подобные форматы стали практиковать другие деловые клубы, объединяющие десятки тысяч лидеров бизнеса — такие как Entrepreneurs’ Organization, Vistage… У этого формата нет официальной истории, методика складывалась интуитивно из практики групп самопомощи.
В России мы были первыми, кто целенаправленно стал внедрять культуру форум-встреч в деловые клубы. Сейчас Международная ассоциация модераторов, которую мы создали совместно с единственным официальным форум-тренером YPO Яной Агаруновой, формирует стандарты проведения форумов уже в международном масштабе. На основе наших стандартов проводятся сотни форум-встреч по всему миру.
— Насколько легко или насколько трудно клубу организовать в своем пространстве форум-группы?
— Форумы создают несколько вызовов для команды клуба.
Во-первых, выстраивание взаимного доверия требует обеспечения абсолютной конфиденциальности того, что обсуждается на форумах, и со стороны участников, и со стороны модераторов клуба. То, насколько выстроены эти процессы, и будет определять степень открытости и доверительности общения.
Во-вторых, критически важно изначально правильно формировать состав форума: его участники уже с первой встречи должны начать получать позитивные эмоции и рациональную пользу от вхождения в новый формат, в том числе возможность кратно увеличить свой социальный капитал и обогатиться новыми знаниями и опытом.
— Какие именно проблемы участники «приносят» в форум-группы и что происходит с этими проблемами в процессе работы группы?
— Одним из правил форум-встреч является «правило трех Н»: никому, никогда, ничего. Поэтому конкретное содержание форум-встречи должно остаться только в памяти ее участников. За годы своей деятельности как создателя сообществ и участника форумов я ни разу не сталкивался с нарушениями этого правила. В этом нет ничего удивительного: помимо того, что в правильно организованных клубах возведено в абсолют поддержание режима конфиденциальности форум-встреч, успешные люди сами по себе прекрасно осознают ценность соблюдения взятых на себя обязательств и дорожат своей репутацией. Именно это стало фундаментом их успеха. Форумные обязательства — часть этой жизненной парадигмы.
Я не могу раскрывать содержание дискуссий, могу только сказать, что в рамках форумов могут обсуждаться вопросы бизнеса — принципы его ведения, обмен опытом по выходу на зарубежные рынки, приобретение новых классов активов…
Также могу поделиться наблюдениями по динамике обсуждаемых тем: чем выше уровень участников группы и чем выше доверие внутри нее, тем более баланс смещается с бизнеса в сторону глубоко личных тем: отношений с близкими, создания преемственности бизнеса, поиск новых смыслов и источников вдохновения и т.д.
— Какие форум-группы сочетаются с другими видами клубной деятельности?
— Не нужно думать, что правильный деловой клуб сводится только к форум-встречам. Форумы – необходимое, но недостаточное условие для эффективной деятельности клуба. Например, в «Клубе Первых» мы объединяем людей, получивших опыт взаимного доверия в форумах, в рамках более 40 тематических клубов (яхтенный, вертолетный, волейбольный, шахматный, клуб любителей го…) и десятков форматов, посвященных обсуждению деловых вопросов, поискам партнеров и т.д. Поэтому в среднем в «Клубе Первых» проходит около трех мероприятий в день на любой вкус и под любой запрос.