Реклама Forbes Club

Конкурсы и чемпионаты: а судьИИ кто?

Заменит ли искусственный интеллект человеческое жюри?

1091 эксперт в течение трех дней изучал более 1600 проектов, представленных на крупный отраслевой конкурс, чтобы выбрать лучших. А потом пришел он — искусственный интеллект. И всего лишь за один час сделал то, на что у людей в общей сложности ушло 7000 часов. В колонке для Forbes Club президент фестиваля Silver Mercury Михаил Симонов рассказывает о том, как его команда сделала нейросеть параллельным полноправным жюри, что из этого вышло, в каких областях уже используются ИИ-судьи и стоит ли нам ждать того, что любые соревнования в скором будущем будет судить исключительно искусственный интеллект.

AI-жюри обвинили в расизме

В июне 2024 года нейросеть компании-вендора решений на базе искусственного интеллекта 3iTech, в статусе официального AI-партнёра жюри XXV юбилейного Фестиваля рекламы и маркетинговых коммуникаций Silver Mercury 2024, наравне с людьми выбирала победителей. Silver Mercury поставил перед компанией 3iTech непростую задачу: подготовить нейросеть к судейству. 

Проектов такого масштаба — свыше полторы тысячи заявок — на нашем рынке еще не было, хотя это не первый случай в мире, когда искусственный интеллект стал судьей. 

Восемь лет назад в интернете провели первый в мире международный конкурс красоты, где роль жюри исполнял искусственный интеллект, — Beauty.AI. В конкурсе приняло участие порядка 6000 мужчин и женщин из более чем 100 стран. Но проект признали провальным: среди 44 победителей оказался только один темнокожий участник. ИИ обвинили в расизме, необъективности и грубейших ошибках.  

В 2018 году состоялся фотоконкурс, который судила уже другая нейросеть — в этом случае скандалов не было. Платформа для продажи картинок EyeEm использовала технологию, которая умеет определять, что изображено на фотографии и оценивать качество снимка. Из 46 000 фотографий с изображением минималистской архитектуры она выбрала 50 лучших. Все остались довольны. 

В 2021 году «Русская Медиагруппа» ввела в состав жюри вокального конкурса «Музыкальный кастинг» искусственный интеллект: он всего за несколько часов мог «прослушать» тысячи аудиофайлов, сравнить их с известными хитами и выбрать песни, которые с большей долей вероятности понравятся слушателям.

ИИ обгонят людей по скорости работы

Ввести ИИ в судейскую команду Silver Mercury было интересным экспериментом. Хотелось посмотреть, каким может быть результат, очищенный от человеческого фактора: усталости (судейство — это довольно тяжелая работа), эмоционального восприятия проекта, личного отношения к компании, вкусовщины. 

Казалось, что для искусственного интеллекта это не такой большой объем материала. Мы специально подсчитали: 1091 человек в жюри четыре дня с 9 до 17 изучали анкеты с заявками участников фестиваля. А AI сделал все то же самое в 7000 раз быстрее. В прямом смысле, за один час.

Правда, важно оговориться, Silver Mercury поручил машине лишь второй этап оценки. Дело в том, что первый этап — отборочный, по результатам которого формируется long-лист конкурсных работ, строится на живом обсуждении, его критерии размыты. Члены жюри, используя свой большой опыт как в сфере маркетинга, так и в экспертной деятельности, профессиональную интуицию, основанную на отточенных с годами навыках и так называемой “насмотренности”, из огромного списка проектов выбирают наиболее достойных, так сказать, лучших из лучших, и отсеивают те проекты, которые поданы с ошибками, например, не в ту номинацию. 

Люди и алгоритмы совпали на треть

Как же нейросеть справилась со своей судейской работой на XXV Фестивале рекламы и маркетинговых коммуникаций Silver Mercury 2024? Ее выводы примерно на треть, совпали с мнением людей. ИИ выбрал 404 проекта, между которыми распределил призовые места в разных номинациях:

  • В «золоте» нет ни одного совпадения — люди и AI выбрали разных победителей; 
  • В «серебре» — 35% совпадений;
  • В «бронзе» — 44%; 
  • итого — выбор человека и ИИ совпал на 37%. 

По мнению экспертов, искусственный интеллект пока еще не может не то что конкурировать с человеком, но даже приблизиться к человеку в том, что касается креатива и вкуса. «Я хотел бы придумать такую необычную, неожиданную, нестандартную рекламную идею, как та, которую оцениваю» – тот принцип, которым руководствуются члены жюри. И его пока невозможно перевести в математическую модель — а только на таком языке «говорит» нейросеть. 

Рутина и творчество

Что такое креативность? Это отклонение от некой нормы. Лучшая реклама – такая, которой раньше не было, которую зритель не ожидает. А обучение ИИ основано в первую очередь на больших данных, на накопленном опыте. 

Все боятся, что ИИ отнимет у человека интеллектуальную работу. Да, этот риск существует и коснется он рутинных операций. Но, скорее всего, за человеком навсегда останется создание нового. Никто не знает, как в головах людей рождаются гениальные инновации, особенно в искусстве и креативных областях деятельности. Человек силен именно в своем несовершенстве и в умении отклоняться от коллективной нормы мышления, видимо именно за счет этого и появляется новое, как своего рода ошибка, брак. Искусственный интеллект не ошибается, поэтому он на такое и не способен. Он будет просто обслуживать придумки людей, воплощать их в жизнь, масштабировать. 

Человек и правда не действует по четким алгоритмам, он во многом непредсказуем, он даже сам не знает, как поступит в различных ситуациях, он может ошибаться, резко менять направление, выдать неожиданный результат, и этот результат вдруг всем понравится. И, чтобы научить этому ИИ, нужно понимать механику рождения креативной идеи. Возможно, когда-нибудь это случится, но пока этого нет даже на горизонте. 

Наверняка в далеком будущем конкурсы, где существуют четкие критерии лучшего решения, отдадут AI-судьям, которые будут быстрее и внимательнее выбирать победителей, ставить более точные оценки. Но в том, что касается конкурсов, где оценивается идея человека, его креатив и выход за стандартные рамки, вряд ли сможет хорошо оценивать тот, кто сам существует только в рамках определенных для него алгоритмов. Как математически заложить в искусственный интеллект удивление, радость, восторг, вдохновение? Все те эмоции, которые бывают у человеческого жюри и которые влияют на оценку проекта. Ведь по сути позитивные эмоции и даже восторг окружающих, а уж тем более экспертных судей, и есть самый высший балл, который только можно поставить любой уникальной идее и ее воплощению. 

Я думаю, что мы можем искать огромное количество закономерностей и обучать на них ИИ, но он все равно не будет знать, от чего люди в какие-то моменты возмущаются или изумляются, растроганно плачут или смеются. Жюри Silver Mercury сочетает эмоции, опыт и профессионализм, стараясь среди тысяч креативных идей выявить бенчмарки, уникальную подачу и оригинальность подтекста. Искусственному интеллекту это под силу? Продолжим наш эксперимент.


Михаил Симонов — президент фестиваля Silver Mercury, эксперт по персонифицированным коммуникациям, бывший президент Российской ассоциации маркетинговых услуг, почетный вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России.