Почему растет рынок корпоративных сообществ
Ценность и выгоду онлайн-комьюнити с каждым годом понимают все больше компаний. За ближайшие 10 лет объем рынка корпоративных сообществ должен вырасти в четыре раза
Почему сообщества так важны для бизнеса
Компании во всем мире все больше ценят онлайн-сообщества. Это следует из опроса участников крупнейшей конференции по управлению такими сообществами CMX Summit в 2023 году. В опросе приняли участие около 11 тысяч создателей онлайн-клубов. Порядка 50% из них считают, что их сообщества чрезвычайно успешны в достижении бизнес-целей, по сравнению с 43% в 2022 году, а 80% отмечают, что сообщество оказало положительное влияние на бизнес.
Эксперты строят благоприятные прогнозы рынка на ближайшие годы. Весь рынок корпоративных сообществ занимает 10% мирового рынка унифицированных услуг, выяснили исследователи Persistence Market Research. В 2022 году объем рынка, то есть реальные продажи товаров и услуг с помощью онлайн-сообществ оценивался в $7,3 млрд. Эксперты ожидают, что его размер будет расти в среднем на 14,2% ежегодно и к 2033 году достигнет $31,1 млрд.
Корпоративные онлайн-сообщества делятся на внутренние и внешние. Первые нужны для общения сотрудников компании, вторые транслируют идеи фирмы во внешнюю среду. В последние годы компании все чаще создают комьюнити, которые используются в маркетинговых целях. Согласно исследованию Community Roundtable, в 2020 году только 32% корпоративных сообществ во всем мире были внешними, а в 2023 году их количество достигло 71%.
Страны и отрасли: кто лидирует?
Согласно отчету, Северная Америка, в которой сосредоточено около 38% крупнейших мировых предприятий, заняла основную долю рынка онлайн-сообществ в 26,8% в 2022 году и будет доминировать в нем до 2033 года. США — наиболее крупный игрок на этом рынке, который удерживает долю в 19,4%, а Индия — самая быстрорастущая страна в сегменте, чему способствуют развивающаяся экономика и относительно молодое население страны, которому комфортно пользоваться социальными сетями. В среднем рынок онлайн-сообществ в Индии будет расти на 16,4% ежегодно до 2033 года.
Самой быстрорастущей вертикалью этого рынка является сегмент розничной торговли — он будет увеличиваться на 17,2% ежегодно весь прогнозируемый период. Большинство исследователей рынка сходятся во мнении, что рынок корпоративных сообществ в ближайшие годы будет увеличиваться благодаря растущему спросу на такие комьюнити, расширению служб поддержки и возрастающей потребности в безопасности.
Эти причины роста рынка подтверждает в своем отчете Coherent Market Insights и выделяет также увеличение охватов использования социальных сетей среди предприятий — как для внутренних, так и для внешних целей — и сохранение благоприятной среды для развития социальных сетей во всем мире в связи с постоянным развитием современных технологий и интеграции бизнес- и социальных платформ.
Coherent Market Insights выделяет два основных тренда на рынке корпоративных сообществ:
- Растущий спрос на комьюнити среди крупных предприятий. Поскольку крупные предприятия занимают лидирующую часть мирового рынка, имеют большой капитал и сильное глобальное присутствие, интерес именно этого сегмента к сообществам определяет успешность всего рынка. В последние годы корпорации все чаще обращаются к корпоративным социальным сетям для онлайн-сотрудничества с другими компаниями, маркетинга, коммуникации со своими сотрудниками и наблюдением за своей аудиторией.
- Использование компаниями аналитики социальных сетей. Аналитические инструменты онлайн-сообществ позволяют организациям принимать жизненно важные решения благодаря использованию больших данных. А уже встроенные в платформу инструменты снижают затраты на хранение данных, визуализацию и многое другое.
Границы между личным и корпоративным больше нет
Ближайшие несколько лет могут стать очень благоприятным периодом для развития онлайн-сообществ, если использовать в своей стратегии возможности рынка. Одна из них — культура BYOD (Bring Your Own Device — Принеси свое собственное устройство, — Forbes Club), это ИТ-политика в компании, которая позволяет и даже поощряет использование собственных устройств для рабочих задач. Организации в различных секторах сокращают благодаря этому расходы на устройства и заставляют своих сотрудников всегда быть на связи. Эта тенденция, во-первых, в разы увеличивает экранное время юзеров, стирая при этом грань между рабочим и личным временем. Во-вторых, это является перспективой для крупных технологических компаний, разрабатывающих софт для внутрикорпоративного общения.
Другая возможность на рынке касается внутренних сообществ — это популярность онлайн-образования. Многие компании уже используют инструменты социальных сетей для обучения сотрудников и их количество, по прогнозам исследователей, будет расти. Это позволяет снизить затраты на специальные платформы и упростить технологический аспект обучения.
Однако на рынке корпоративных онлайн-сообществ есть и ограничения, которые будут препятствовать его развитию. В первую очередь это проблемы с безопасностью соединения. Присутствие бизнеса в соцсетях — очередная возможность для кибератак. Второе ограничение относится только к внутренним корпоративным сообществам — сложность и высокая стоимость внедрения соответсвующих платформ. Более того, эти платформы нуждаются в интеграции с другими бизнес-технологиями, чтобы компании могли публиковать контент и собирать информацию о клиентах, что еще больше повышает сложность и стоимость таких решений.
Комьюнити менеджеры: дирижеры сообществ
По мнению исследователей Community Roundtable, для успеха сообществ исключительно важен комьюнити-менеджер, хотя его роль может оставаться незаметной для участников. Большинство комьюнити-менеджеров выполняют схожие задачи, которые меняются в зависимости от стратегии компании, ее стиля управления и других параметров. Авторы исследования выделили пять основных групп навыков, которые должны присутствовать у любого комьюнити-менеджера.
- Технические навыки: системное администрирование, сбор и анализ данных, владение инструментами оценки, техническая поддержка, управление базами данных, архитектура платформ, программирование, программное обеспечение, UX-дизайн, разработка алгоритмов.
- Навыки работы с контентом: планирование, редакционные навыки, графический дизайн, работа с мультимедиа-форматами, сторителлинг, SEO, кураторство, редактура, планирование мероприятий, управление тегами.
- Бизнес-навыки: управление программами, разработка бизнес-модели, управление бюджетом и финансами, найм сотрудников, управление подрядчиками, продажи, продвижение, исполнительный менеджмент, управление поставщиками, стратегическое управление.
- Стратегические навыки: разработка стратегии сообщества, дорожные карты, консультирование, коучинг руководителей, разработка контент-стратегии, оценка методов вовлеченности, разработка политики сообщества, отслеживание тенденций, составление отчетности, конкурентный анализ.
- Навыки вовлечения: набор новых членов, геймификация, защита интересов членов сообщества, вовлечение новичков, модерация и разрешение конфликтов, содействие продуктивному поведению, умение слушать и анализировать, сопереживание, поддержание чувства общности.