UX-дизайнеры развернули ИИ «лицом» к людям
Резкое увеличение популярности ИИ объясняется тем, что нейросети перестали быть сложным и непонятным явлением. Благодаря удобным интерфейсам они стали доступны массовым пользователям
Революция началась в ноябре 2022 года, когда на мировой рынок вышел ChatGPT, уверена Шэрон Голдман, эксперт новостного сайта VentureBeat. Раньше проектирование ИИ было ориентировано не на пользователей, а на создание внутренних систем. Теперь инструмент полностью передается в руки пользователей и становится удобным ежедневным инструментом для работы и творчества. Простой интерфейс ChatGPT скрывает от пользователей всю сложность ИИ и геймифицирует опыт работы с нейросетями.
Этот процесс набирает обороты: дизайн ИИ-инструментов с каждым днем совершенствуется. Например, виртуальный ассистент от Amazon Alexa теперь использует не только ИИ, но и специально созданную языковую модель, а ИИ-инструмент Copilot от GitHub, развитие которого поддерживает Microsoft, может встраиваться прямо в операционную систему Windows и обеспечивать просмотр всех приложений.
В октябре 2023 года OpenAI представила новый улучшенный генератор изображений DALL‑E 3, а через несколько дней после этого объявила, что ChatGPT теперь будет поддерживать и голосовые подсказки, и загрузку изображений от пользователей.
Тон в «очеловечивании» ИИ задают такие компании как Amazon, Microsoft и OpenAI, говорит Кэсси Козырьков, бывшая основательница Decision Intelligence в Google. В своем блоге она отмечает, что «если нетехнический пользователь при использовании нейросетей заметит компонент ИИ, это будет так же неприемлемо как привлечение внимания этого пользователя к проблемам JavaScript и HTML».
Кэсси Козырьков говорит, что генеративный ИИ — это на самом деле «UX-революция, а не ИИ-революция». Она уверена, что происходит «радикальный поворот в философии продукта», поскольку пользователям предлагается напрямую взаимодействовать с компонентами ИИ. Эксперт уверена, что тенденция будет усиливаться. По ее словам, в будущем при разработке ИИ-инструментов будет требоваться меньше усилий от программистов, но больше усилий от дизайнеров.
С Кэсси Козырьков согласны и другие специалисты, работающие в этой области. «В сфере робототехники и искусственного интеллекта UX-дизайнер играет ключевую роль в том, чтобы сложные системы были удобными, надежными и полезными для пользователя», — отмечает журналист Robotics and Automation Марк Эллисон. Он выделяет пять ролей UX в формировании будущего робототехники и ИИ:
- Проектирование интуитивно понятных интерфейсов. Это включает разработку возможностей обработки естественного языка, распознавания жестов или графических интерфейсов, которые будут интуитивно понятны и доступны пользователям.
- Взаимодействие человека и робота. Дизайнерам важно угадывать ожидания пользователей, разрабатывать соответствующие механизмы обратной связи и обеспечивать, чтобы поведение робота соответствовало ожиданиям человека.
- Прозрачность и объяснимость. Интерфейсы должны предоставлять объяснения, визуализацию или другие формы обратной связи, которые помогают пользователям понять, как системы ИИ приходят к своим решениям.
- Отзывы пользователей и итеративный дизайн. Вовлекая пользователей в процесс проектирования и разработки, UX-дизайнеры создают более эффективные решения.
- Этические соображения. UX-дизайнеры также играют роль в решении этических проблем, связанных с робототехникой и искусственным интеллектом. Они должны учитывать потенциальные страхи пользователей, проблемы конфиденциальности и другие деликатные вопросы при разработке этих систем.