Как стать сознательным потребителем
Если осознанно подходить покупке только продовольственных товаров, то, по данным международных экологических движений, можно на 8–10% снизить образование парниковых газов, разрушающих озоновый слой нашей планеты. Спасти Землю проще, чем кажется — нужно выбирать местные бренды, проверять производителей и вырабатывать в себе полезные привычки
Сознательное потребление — это практика осознанной и целенаправленной покупки и использования товаров. Такое определение приводит Кори Эймс, соучредитель и генеральный директор медиаплатформы Grow Ensemble, посвященной осознанной жизни и устойчивому обществу. К этому определению он пришел после трех с лишним лет общения с сотнями представителей устойчивого бизнес-сообщества.
При этом осознанное потребление — это намерение, стоящее за покупкой и использованием товара. Речь идет о четком понимании того, что вам нужно и не нужно покупать. Например, стоит ли купить себе очередную пару обуви, полить газон во время засухи и стоит ли вообще стелить газон.
Решения, которые мы принимаем при покупке, влияют не только на наш экологический след, но и на решения других. В 2015 году американские исследователи Марчелло Грациано и Кеннет Джиллингем открыли «эффект соседства», который до сих пор активно используют в качестве аргумента многие активисты. Ученые изучили данные по установке солнечных батарей в Коннектикуте и выяснили, что если хоть один житель населенного пункта установит солнечную систему, то его соседи с большей вероятностью последуют его примеру.
Кори Эймс вместе со стилистом и консультантом по моде Аи Барбер, которая пропагандирует осознанное потребление, приводят шесть способов стать более сознательным потребителем.
1.Составьте список экологичных производителей
Для того, чтобы не искать на полках магазинов экологичную тару или косметику, которая не тестировалась на животных, составьте для себя пул наиболее экологичных производителей. Ознакомьтесь с информацией на их сайте. Потраченное время на изучение компаний окупится быстрыми походами в супермаркет, когда вы точно будете знать, у каких производителей покупать товары.
2. Не покупайте вещи с полиэстером
Лучше одной осознанной и экологической покупки только несколько аналогичных мелких. Осознанное потребление — это не единичное действие, а привычка, которая приведет к результатом только в долгосрочной перспективе. Например, одежда из полиэстера при каждой стирке пропускает микроволокна. Они, в свою очередь, попадают в океан, в нашу систему водоснабжения и еду. В 2020 году ученые нашли такие микроволокна в плаценте человека. Если вы купите один пиджак без полиэстера — это хорошо. Но если вы будете покупать все последующие предметы гардероба из материалов без полиэстера — это будет еще лучше.
3. Покупайте местное
Крупные компании выдавливают малый бизнес с рынка, который должен создавать более интересную, разнообразную и богатую культуру. Эксперты советуют поддерживать малый бизнес, независимые магазины и начинающих производителей. Это способствует развитию разнообразия местного сообщества и культуры.
4. Высказывайте свое мнение в социальных сетях
Столкнувшись с некачественным товаром, вы можете заполнить сотни форм обратной связи или поговорить по телефону с самым милым специалистом по поддержке, но не изменить ситуацию. Стоит задуматься, как использовать свой голос максимально эффективно. Крупные бренды можно призывать к переменам другими, более эффективными путями. Например, в соцсетях. Даже если у вас мало подписчиков, высказывание претензии на такую аудиторию будет более эффективным, чем общение с представителем компании, который совершенно не заинтересован в скандале или шумихе.
5. Подарите вещам вторую жизнь
Один из чистых примеров осознанного потребления — покупка подержанных вещей. Сегодня секонд-хенды получили вторую волну популярности, и среди них есть даже премиальные магазины с брендированными вещами. Сознательное потребление означает тщательное обдумывание того, что вам действительно необходимо приобрести и как сделать это наиболее эффективно для окружающей среды и общества. Покупка новых вещей всегда увеличивает поток отходов в мире.
6ю Победите внутреннего шопоголика
Потребительство во многом обусловлено маркетингом и стремлением соответствовать определенному образу, транслируемому в рекламе. Гораздо легче не попасть в поток потребительства, если вы уверены в себе и четко понимаете, что вам нужно. Постарайтесь отделить нехватку вещей от желания обладать. Более глубокое понимание ваших ценностей во многом облегчит процесс продуманных покупок.