Реклама Forbes Club

Как ИИ влияет на бизнес за рубежом и в России

Иностранные компании активно используют ИИ в своем бизнесе и планируют увеличить его присутствие в будущем, в то время как российский бизнес сосредоточен на формировании условий для внедрения технологии

Очевидно, что количество компаний, которые используют ИИ в своей работе, будет только расти. Эта тенденция наблюдается и за рубежом. В марте 2023 года компания HubSpot Blog Research опросила свыше 1350 бизнес- профессионалов США, включая маркетологов, продавцов и специалистов по вопросам ИИ. Результаты опроса показали, как американский бизнес уже использует ИИ и как планирует применять технологию в будущем.

Владельцы бизнеса несут ответственность за управление компанией и принятие стратегических решений, поэтому многие из них уже интегрируют ИИ в свои бизнес-модели и команды — 62% уже инвестировали в ИИ и внедрили инструменты для работы своих сотрудников.

Ожидается, что эта тенденция возрастет в 2023 году: 43% бизнес-лидеров планируют увеличить инвестиции в инструменты ИИ в течение 2023 года, а 31% отмечают важность технологии для своей бизнес-стратегии.

Внедрение инструментов ИИ демонстрирует хороший коэффициент рентабельности вложений: 27% бизнес-лидеров сообщают, что инвестиции их компании в инструменты ИИ показали положительный результат.

На фоне такой динамики от внедрения технологий, компании стали нанимать профильных специалистов: 66% бизнес-лидеров сообщают, что их компании уже наняли сотрудников для помощи в во внедрении и использовании инструментов ИИ.

Маркетинг 

Все больше потребителей хотят персонализированных предложений. Для маркетинговых компаний ИИ и автоматизация стали одними из ключевых инструментов для достижения этой цели:

  • 69% маркетологов используют возможности ИИ для разработки общей стратегии контент-маркетинга;
  • 53% маркетологов используют чат-боты, такие как ChatGPT, Bing AI, Google Bard;    
  • 44% используют визуальные инструменты ИИ, в частности, DALL-E, Synthesia;  
  • 44% применяют инструменты для генерации текста — copy.ai, Compose AI;
  • 48% используют генеративный ИИ для исследования рынка, поиска наборов данных и обобщения статей;  
  • 45% при помощи ИИ анализируют отчетные данные.

Среди опрошенных блоггеров и SEO, 35% согласны с тем, что к 2024 году большинство SEO-специалистов будут использовать ИИ в своей работе. Также 75% согласны, что технологии ИИ смогут выполнять большинство задач, связанных с SEO, самостоятельно.

Продажи

Использование ИИ и автоматизации в сфере продаж помогает тратить меньше времени на администрирование процессов и больше на взаимодействие с клиентами. В продажах компании применяют следующий инструменты в своей работе:

  • 5% применяют ИИ для автоматизации ручных задач, таких как ввод данных, ведение заметок, планирование и т. д.;
  • 34% используют ИИ для работы с данными по прогнозированию продаж, для оценки потенциальных клиентов;  
  • 31% пишут рекламный контент или информационные сообщения для потенциальных клиентов при помощи таких инструментов как ChatGPT, Jasper, DALL-E;
  • 28% используют инструменты ИИ, которые анализируют или имитируют продажи в целях обучения и коучинга;
  • 26% используют чат-боты для привлечения потенциальных клиентов.

Также результаты опроса показывают, что использовании ИИ и автоматизации помогают специалистам больше продавать — 67% согласны с тем, что инструменты ИИ могут помочь им тратить больше времени на продажи.

Служба поддержки

Специалисты службы поддержки являются лицом практический любой компании. Их работа напрямую влияет на лояльность клиента и на его решении о дальнейшем использовании товаров или услуг компании. Аналитики портала HubSpot прогнозируют, что в этой сфере ИИ скорее всего заменит живых людей.

По результатам опроса 53% специалистов считают инструменты ИИ важным для стратегии обслуживания клиентов, 49% полагают, что к 2024 году ИИ сможет самостоятельно выполнять большинство задач, связанных с обслуживанием клиентов, а 67% уверены, что инструменты ИИ облегчат ответ на запросы клиентов.

* * *

По подсчетам опрошенных бизнес-лидеров, в среднем за день они экономят 2 часа 24 минуты благодаря инструментам ИИ. Например, только на ведение заметок во время собрания инструменты ИИ сэкономили 1 час 49 минут.

Основная задача компаний найти освободившемуся времени применение в высокоэффективных бизнес-проектах. Бизнес, который сможет правильно использовать этот потенциал, в будущем будут иметь конкурентное преимущество: 78% бизнес-профессионалов согласны с тем, что ИИ поможет уделять больше времени более приоритетным задачам.

К 2024 году большинство людей будут использовать ИИ или автоматизацию в той или иной форме для помощи в работе — считает 64% бизнес- профессионалов. Также технологии увеличат прибыль бизнеса: 53% согласны с тем, что если ИИ будет полностью внедрен в их компаниях, то бизнес получит беспрецедентный рост, а 56% считает, что ИИ может дать новые способы масштабирование бизнеса, что было бы невозможно без использования технологии.

При этом 41% бизнес-профессионалов обеспокоен тем, что ИИ заменит их работу в будущем, а 36% уверены, что в какой-то момент ИИ полностью заменит людей на рабочем месте.

Распространены также глобальные страхи: 38% согласны, что ИИ представляет опасность для человечества. Но независимо от издержек, которые может повлечь за собой ИИ и автоматизация, 64% считают, что технологии окажут значительное влияние на их работу в 2023 году.


В России компании стали чаще использовать технологии ИИ. Объем российского рынка ИИ в 2022 году оценивался в 635 млрд руб., следует из данных АНО «Цифровая экономика», которые приводят «Ведомости».

По прогнозам организации, вклад ИИ в ВВП до 2030 года составит 2%. Но, судя по темпам экономического эффекта, вклад может оказаться выше: «По оценке экспертов, к концу 2023 года экономический эффект только от снижения операционных расходов организаций за счет снижения с помощью этих технологий ИИ достигнет 400 млрд рублей. Я думаю, что на самом деле это скромная оценка», — цитирует ТACC вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, который также добавил, что к 2025 году эффект от внедрения ИИ составит 1 трлн рублей, добавил вице-премьер.

На сегодняшний день российская банковская отрасль остается лидирующей по внедрению ИИ. Банки используют технологию на различных этапах бизнес-процессов: как в сервисном обслуживании клиентов, так и в системах кредитного скоринга.

Например «Сбер» в 2023 году рассчитывает получить от внедрения ИИ 350 млрд рублей: «Каждый год мы инвестируем примерно сумму равную $1 млрд в технологии искусственного интеллекта и получаем обратно от искусственного интеллекта в год примерно $3 млрд», — цитирует ТАСС главу «Сбера» Германа Грефа.

Технологии ИИ активно применяются и в медицине. Они упрощают рутинные задачи врачей, например автоматизируют процесс заполнения документов, и используются в системе компьютерного зрения для диагностики. Медицинские организации при помощи инструментов ИИ также решают бизнес- и управленческие задачи: с их помощью улучшается клиентский опыт и прогнозируется поток пациентов.

Используют ИИ и в промышленности. Технология анализирует техническое состояние оборудования и прогнозирует его выход из строя. Это минимизирует непроизводственные расходы и снижает риски внеплановых ремонтов и остановки производства. 

Тем не менее, использование ИИ в российских компаниях неоднородно. Крупный бизнес в городах-миллионниках активнее используют ИИ, в то время как проникновение технологий в регионах остается на низком уровне.

В июле 2023 года вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил Минэкономразвития организовать оперативный штаб по искусственному интеллекту, сообщал ТАСС со ссылкой на аппарат вице-премьера.

Минцифры должно будет включить в рейтинг эффективности деятельности ответственных за цифровую трансформацию в регионах критерии, связанные с внедрением ИИ: «Оценка показала, что регионы недостаточно уделяют внимания формированию условий для эффективного внедрения искусственного интеллекта», — цитирует ТАСС замминистра экономического развития Максима Колесникова.

До 1 сентября 2023 года руководители регионов, ответственные за цифровую трансформацию, должны завершить работу по разработке стратегий, предусматривающих внедрение ИИ. Ранее, в июле 2022 года оба ведомства договорились о проработке плана внедрения ИИ в ключевых отраслях экономики.