Как ценности россиян мешают им объединяться в сообщества
Россияне крайне недоверчивые, следует из результатов опроса Всемирного исследования ценностей, самого масштабного некоммерческого проекта, изучающего мировоззрение и ценности людей по всему миру. Это во многом затрудняет развитие сообществ в стране
Уровень доверия среди россиян снижается как минимум последние 30 лет. В опросах 1989-1993 35% респондентов считали, что большинству людей можно доверять, а 58%, что нужно быть очень осторожным. В опросах 2017-2022 годов картина изменилась — доверять другим готовы только 23%, количество недоверчивых увеличилось до 74%. Опросы были проведены в рамках Всемирного исследования ценностей.
Как ценности граждан влияют на развитие стран?
Идею Всемирного исследования ценностей его автор Рональд Инглхарт сформулировал еще в 1968 году — он заметил, что взгляды молодых людей, участвовавших в протестах в Праге, Париже и в «культурной революции» в Китае, кардинально отличаются от взглядов представителей взрослого поколения, на долю которого пришлись лишения Второй мировой войны и Великой депрессии. Однако ученый обратил внимание не столько на поколенческие особенности, сколько на среду, в котором эти поколения росли. «Человеческое стремление к красоте более-менее универсально, но голодные больше обеспокоены поиском пищи, чем эстетических удовольствий», — написал он позже в своей первой книге «Тихая революция».
Исследователь разделил человеческие ценности на материалистические и постматериалистические. В основе этого деления лежит антропологическая концепция — человек, в первую очередь, преследует цели выживания, и только потом стремится к целям, не связанным с физиологией и биологической жизнью. Инглхарт заметил, что старшие поколения придерживались материалистических ценностей, а младшие, выросшие в послевоенном экономическом чуде, — постматериалистических. По прошествии 30 лет после войны люди, у которых закрытие базовых потребностей выживания не требовало много усилий, были больше обеспокоены правами человека, неравенством, вопросами экологии и пр.
Тогда Инглхарт сделал свою первую гипотезу, которую позже подтвердил Всемирным исследованием ценностей — смена поколений и в связи с этим неизбежная смена ценностей в обществе становится драйвером экономических и политических изменений. Общество, в котором перед человеком не стоит вопрос физического выживания, переходит к постматериалистическим ценностям.
При этом исследователь признает, что развитие обществ — сложный и нелинейный процесс, на который влияет множество взаимосвязанных элементов. Он соглашается с оппонентами — бывает и наоборот: сдвигам в сторону постматериализма способствуют экономический рост, низкие инфляция и безработица. Однако он отмечает: «Если страна богата нефтью, но большая часть населения живет в традиционной экономике, это не приведет к переходу к постматериалистическим ценностям». Так, рост нематериальных ценностей в обществе ускоряет темпы экономического роста, а распространение постматериалистических ценностей —замедляет.
Ценности общества меняются не вслед за взрослением определенного поколения, а благодаря смене поколений. Но для этого требуется время. Инглхарт в книге «Модернизация и постмодернизация» так анализирует взгляды своих студентов: послевоенное «экономическое чудо» повлияло на настроения студентов не сразу, а только в 1968 году, то есть по прошествии 20 лет. Спустя еще 20 лет эти настроения возобладали не только среди студентов, но и в целом в обществе западных стран: число постматериалистов почти сравнялось с числом материалистов.
Всемирное исследование ценностей проводится с 1981 года. Изначально оно было задумано как европейский проект, но за 40 лет его география существенно выросла — сегодня оно охватывает более 120 стран, в которых суммарно проживает более 94% населения Земли. Метод исследования — сбор информации при помощи количественных опросов и анализ этих данных. Минимальное количество респондентов от одной страны — 1000 человек старше 18 лет из разных слоев населения. Им задают прямые вопросы об отношении к семье, друзьям, работе, политике, доверии и многом другом. Анкета включает в себя 290 вопросов.
Недоверчивые безбилетники
Россия принимала участие в исследовании с 1989 года. Последняя волна с ее участием, седьмая по счету, прошла с 2017 года по 2022 год. После санкций, наложенных на Россию, исследователи отказались включать страну в восьмую волну исследования.
За почти 40 лет исследования россияне изменили свое отношение ко многим вещам. Например, к свободному времени — выросло количество тех, кто считает это очень важным (с 27,6% в 1989-1993 годах до 36% в 2017-2022 годах) и довольно важным (с 41,4% до 44,6%) в жизни. И наоборот, снизилось число тех, кто считает это не очень важным (с 22,5% до 14,8%) и совсем не важным (4,1% до 3,5%).
Отношение к своему заработку тоже со временем изменилось. По методологии исследования респондентом задается вопрос: «Насколько вы довольны финансовым состоянием своей семьи?». У этого вопроса есть 11 вариантов ответа — по шкале от 1 до 10, в которой 1 означает «неудовлетворен», а 10 — «удовлетворен», а также вариант «не знаю». За 40 лет почти в два раза сократилось количество тех, кто неудовлетворен своим финансовым положением — с 12,4% до 6,1%, также снизилось число тех, кто удовлетворен — с 6,4% до 5%. Стало больше людей, которые оценивают свой достаток выше среднего — больше всего увеличилось тех, кто поставил оценку 6 — с 11,4% до 17,5% и сократилось количество тех, кто поставил оценку 3 — с 11,7% до 7,1%.
Один из вопросов исследования — государственное и частное присутствие в экономике. В 1989-1993 годах 10,9% респондентов считало, что необходимо увеличить долю частной собственности, в 2017-2022 годах таких людей стало 4,8%. Количество тех, кто хотел бы увеличить государственную собственность, росло до 1998 года — 14% против 28,7%, и начало снижаться с 2010 года — с 23% до 13,8%. Различия произошли во взглядах тех, кто оценивал свою позицию по 10-бальной шкале, где 1 — необходимость увеличения частного присутствия, 10 — государственного. Стало больше тех, кто отвечал от выбирал градацию выше среднего, и меньше тех, кто выбирал ниже среднего.
Увеличилось количество тех, кто хотел бы более равное распределение материальных благ в обществе — с 3,6% до 8,7%, и немного выросло количество тех, кто считает различия в доходах хорошим стимулом для карьеры— с 21,2%% по 22,2%
Россияне начали более лояльно относиться к мошенничеству с налогами — снизилась доля тех, кто считает, что такие действия не оправданы ни при каких условиях — с 47,8% до 32,7%. Соответствующим образом увеличилось и число тех, кто считает такие действия оправданными — с 4% до 6,8%.
Конечно, изменилось и доверие внутри общества — и без того недоверчивые россияне стали еще подозрительнее. При этом чаще всего они не доверяют тем, кого видят впервые — в среднем таким людям не доверяют вообще 33%, не особо доверяют — 43%. Несколько лучше обстоят дела с окружением человека — 6% среднестатистических россиян совсем не доверяют людям из окружения, 22% — не сильно доверяют, 52% — доверяют в некоторой степени и только 18% доверяют полностью.
Такой уровень доверия считается достаточно низким в рамках Всемирного исследования ценностей. Не удивительно, что на этом фоне россияне практически не участвуют в сообществах, и этот показатель не изменился за последние 30 лет. Только 5% россиян в 2017-2022 годах участвовали в профессиональной деятельности (4% называли себя неактивными участниками, 1% — активными).
Изменилось доверие и к крупным компаниям — количество тех, кто полностью доверяет их деятельности снизилось с 9,6% до 5,9%, количество тех, кто совсем не доверяет практически не изменилось — 17,6% против 17%, но стало больше тех, кто не смог ответить на этот вопрос и выбрал вариант ответа «не знаю» — количество таких людей выросло с 7,8% до 13,7%. Россияне также стали меньше доверять движениям в защиту окружающей среды — в 1994-1998 годах к таким движениям положительно относились 19,5%, в 2017-2022 годах их стало только 10,6%. Негативно оценивали такие движения в 1994-1998 годах только 5%, а в 2017-2022 годах — 15,2%.
При этом россияне за последние 30 лет стали существенно счастливее. В 1989-1993 оценивали себя как очень счастливого человека только 5,3%, в то время как в 2017-2022 —14,7%, довольно счастливых было 41,9%, а стало 64,7%. Количество не очень довольных своей жизнью снизилось с 39,6% до 16%, совсем не счастливых — с 3,5% до 1,6%.
Взгляд сверху
Инглхарт решил визуализировать средние значения опросов для каждой страны. На визуализации исследования шкала поделена на четыре сектора, разделенных осями. Горизонтальная ось показывает ценности выживания: слева — стремление человека к безопасности, покорность, низкая оценка прав человека, справа — ценности самовыражения, признание значимости прав человека, равенства и стремление к развитию и успеху. Вертикальная ось иллюстрирует отношение человека к общественным ценностям: сверху — секулярно-рациональные ценности, среди которых преобладает светское мышление и низкая роль религии в обществе, снизу — преобладание традиционных ценностей, в числе которых семья, религия, социальной конформизм и принятие власти.
Авторы исследования не стремятся разделить ценности на плохие и хорошие. Общества, находящиеся на разных полюсах карты, имеют свои слабые и сильные стороны. Например, страны с сильными традиционными ценностями больше технооптимистичны, чем страны с секулярно-рациональными ценностями — их население верит, что инновации намного облегчают жизнь. Также в таких странах уровень доверия людей друг к другу выше — в них более тесные связи между социальными ячейками, вследствие чего человек чувствует себя менее одиноким. Общества, склонные зацикливаться на вопросах выживания, не всегда про бедность. В левом нижнем углу должны находиться страны с самыми низкими доходами среди населения. Но есть Катар , который находится внизу слева — сверхбогатая страна, но чрезвычайно религиозная, чье население не считает своими главными ценностями развитие и самовыражение.
Карта Всемирного исследования ценностей 1989 года
Исследование показывает, что врожденного менталитета не существует — ценности в странах меняются со временем.
Карта — упрощение, она не может описать все сложные социальные, экономические и политические процессы, происходящие в мире, однако помогает увидеть различие в ценностях между странами и проследить за тем, как они меняются.
Россия на протяжении всех выпущенных волн исследования находилась в левом верхнем блоке, отмеченным на карте красным цветом, — это категория стран, для жителей которых важнейшими ценностями является базовая безопасность и которые тяготеют к секулярно-рациональным ценностям. Однако за эти 40 лет российское общество немного сдвинулось внутри этого блока — стало больше тяготеть к традиционным ценностям, но одновременно и ценностям самовыражения, равноправия и справедливости. Однако движение это было недостаточным, чтобы Россия перешла из одного квадранта в другой.
Карта Всемирного исследования ценностей 2023 года
После распада СССР у россиян на первое место вышли ценности выживания. В период с 1999 по 2008, когда экономика страны восстанавливалась, граждане стали чаще задумываться о нематериальных благах. В этот же период происходит и движение по другой оси — россияне отходят от секулярно-рациональных ценностей и приближаются к традиционным. Это тяготение к ведущей роли религии и семьи и пр. сохраняется до сих пор.
Низкий уровень доверия в российском обществе объясняется тем, что страна относится к секулярно-рациональной группе. Традиционные общества привыкли существовать в группах, чаще всего они живут в тесных территориальных связях, например, в общинах или поселениях, где все друг друга знают. Внутри таких групп высокий уровень доверия к «своим» и низкий — к «пришлым». Россияне — индивидуалисты, при этом для России характерен высокий уровень урбанизации. В городах люди не так расположены сбиваться в группы, зато они более терпимы к «пришлым», потому что имеют опыт общения с людьми из разных групп.
Долгосрочные мировые тренды Всемирного исследования ценностей:
- Снижение важности религии. Перед своей смертью в 2021 году Инглхарт написал статью «Отказ от Бога», где отметил, что уровень религиозности снижается во всех странах. В России это снижение является радикальным — чем моложе страта опрашиваемых, тем ниже уровень религиозности. Россия на этой шкале находится на одном уровне с такими странами как Франция и США.
- Глобализация не способствует сближению ценностей. Рынки капиталов сегодня интегрированы по всему миру, от чего многие предполагают, что глобализация приводит к сближению ценностей. Для этого даже придумали термин «макдональдизация» мира — в разных по политическому, экономическому и культурному состоянию странах люди едят одни и те же блюдами из McDonald's. Но Всемирное исследование ценностей показывает, что ценности в разных частях мира не сходятся в течение последних трех десятилетий, а двигаются параллельно.
- Переход к постиндустриальной экономике. Это неизбежное изменение, которое приходит после смещения страны в сторону ценностей самовыражения. Когда люди «наедаются» и обеспечивают свою безопасность, они готовы тратить деньги на услуги. Самый яркий пример — сфера образования. Этот переход в разы повышает значимость человека, его навыков и талантов в обществе — общество готово платить за это в разы больше.
- Продолжающаяся урбанизация и развитие сельского хозяйства. Урбанизация — это продолжающийся тренд, который коррелирует с переходом от индустриальной к постиндустриальной экономике. Если в 20 веке люди ехали в города, чтобы из крестьян стать рабочими, то в 21 году — чтобы участвовать в сервисной экономике. По прогнозу авторов исследования, урбанизация будет продолжаться, но это не помешает активному развитию сельского хозяйства. С появлением новых технологий для аграрной деятельности будет требоваться меньше людей, постоянно проживающей в сельской местности.