Реклама Forbes Club

Главный навык на рабочем месте: как развивать эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект неотъемлемый навык успешных исполнителей и лидеров. Коучи уверены, что развивать его трудно, но реально 

Исследование образовательной компании TalentSmartEQ показывает, что 90% работников, продвигающийся по карьерной лестнице, имеют высокий эмоциональный интеллект, и 58% успешности их работы зависит именно от этого навыка. При этом эмоциональный интеллект есть далеко не у всех. По словам авторов исследования, его достаточно трудно повышать. Редакторы портала Work Life узнали у бизнес-тренеров и коучей, как развивать этот навык.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект — это способность понимать и управлять своими эмоциями, а также оказывать влияние на эмоции других людей. Авторы отчета Word Economic Forum Future of Jobs 2023 относят к эмоциональному интеллекту такие качества как устойчивость, любопытство, обучение на протяжении всей жизни, мотивация и самосознание.

«Простыми словами, это просто наша способность эффективно взаимодействовать с другими людьми, — объясняет Сильвия Баффур, мотивационный оратор и тренер по эмоциональному интеллекту. — Я рассматриваю этот навык как умение определять и понимать свои собственные эмоции в течение дня и заботиться о влиянии своих эмоций на окружающих людей».

Баффур утверждает, что высокий уровень эмоционального интеллекта приводит к самореализации и укреплению социальных связей. При этом, по словам эксперта, некоторые люди более чутки и самосознательны от рождения, другим же придется упорно работать над этим навыком.

Как повысить свой эмоциональный интеллект?

Если вы чувствуете, что люди не всегда вас понимают, а вы не всегда понимаете их, если вам трудно выступать на публике или сближаться с людьми, то это могут быть сигналы низкого эмоционального интеллекта. 

Канди Винс, исследователь исполнительной деятельности, эмоционального интеллекта и устойчивости, отмечает, что программы по развитию эмоционального интеллекта существуют с начала 1990-х годов, но сегодня они пользуются своей максимальной популярностью. «Своих клиентов на первом занятии я прошу описать взаимодействие, которое было у них недавно или которое им предстоит пережить, — рассказывает канди Винс, — и мы проигрываем эту ситуацию множествами вариациями. Например, стараемся подобрать именно те слова, которые смогут вдохновить и мотивировать подчиненных».

Работа с тренером — отличный способ повысить свой эмоциональный интеллект, но существуют и другие практики, которые помогут самостоятельно работать над этим навыком. 

Ирвин Баффур, бизнес-тренер, предлагает ввести привычку «регулирования фраз». Вместо того, чтобы сразу отреагировать на чью-то реплику, возьмите паузу, подумайте минуту о последствиях своих слов и только потом отвечайте. «Внезапная реакция может быть грубой или снисходительной, — обращает внимание Ирвин Баффуз. — Например, вы можете бросить трубку или отправить язвительное электронное письмо, о котором потом пожалеете. Но «регулирование фраз» — это возможность взять паузу, успокоиться и взглянуть на ситуацию с другой точки зрения».

Другая практика называется «эмоциональное послевкусие». Это напоминание о том, что после любого взаимодействия у его участников остаются какие-то чувства. Если обдумать свои слова и поступки, эти чувства могут работать на вас. «Представим, что я руководитель, которому нужно дать экспертную оценку ценному сотруднику, — объясняет Ирвин Баффуз. — В таком случае еще перед началом разговора я попробую подобрать такие фразы, которые смогут вдохновить человека. А вот если сотрудник мне не важен и мне все равно, как он будет чувствовать себя после общения, я скажу все, что захочу».

Эмоциональный интеллект и найм

Эмоциональный интеллект становится все более ценным навыком, поэтому многие компании предпочитают оценивать его уже на этапе собеседования с кандидатом на должность, чтобы не тратить время и средства на обучения сотрудников.

«В конце каждого собеседования мы стараемся оценить то, как кандидат впишется в нашу команду, — рассказывает Джен Браун, старший директор ИТ-компании GoTo. — На самом деле, все что касается эмоционального интеллекта, позволяет нам, как менеджерам, оценить и общий интеллект кандидата, ведь это связанные вещи. Безусловно, соискатели с более высоким эмоциональным интеллектом, имеют более высокие шансы получить работу».

Ирвин Баффуз согласен с тем, что эмоциональный интеллект — один из важнейших Soft Skills в современном мире: «Высокий эмоциональный интеллект — лучший способ выделиться на фоне ваших коллег. И сейчас это важнее, чем когда-либо прежде».