Реклама Forbes Club

Форсайт: как строить планы в непредсказуемом мире? 

С 2019 года, когда по планете прокатилась первая волна пандемии коронавируса, бизнес сталкивается все с новыми рисками. Можно ли строить долгосрочные планы, если неизвестно, каким будет завтрашний день? 

Управляющий партнер Fast Foresight Дмитрий Вальков считает, что есть технология, которая позволяет не столько прогнозировать будущее, сколько влиять на него: форсайт предполагает не адаптацию к существующей реальности, а выстраивание новой. 

— Что такое форсайт и чем он отличается от прогнозирования? 

— Форсайт как технология корнями уходит в середину ХХ века, когда нужно было решать задачи технологических прорывов. Однако глобальные изменения возможны только в том случае, если соответствующие результаты произойдут в смежных областях. Получалось, что необходимо, во-первых, понять, что возможно, а что нет в перспективе, потому что это очень практическая задача. А во-вторых, необходимо было синхронизировать некоторые сферы научной деятельности, чтобы прорыв был по-настоящему глобальным. 

— Когда форсайтами заинтересовался бизнес?

— Во второй половине ХХ века. Крупные компании тогда научились не только выводить новые прорывные технологии, но и выстраивать новые стратегии на рынке. Вспомним в связи с этим стратегические форсайты Shell, предпринятые в 1970-х годах. Эти усилия позволили компаниии подготовиться к предстоящим кризисам на энергетическом рынке и выработать правильную стратегию. В тот период компания проводила  несколько форсайтов, но не все они были успешными — мало провести стратегический форсайт, необходимо также пройти путь интеграции результатов в работу компании.

Благодаря форсайту Shell выстроила эффективную бизнес-стратегию

Начиная с 2000-х форсайты стали проводиться еще чаще, потому что изменения в жизни стали происходить все быстрее. Форсайты начали делать и государства, и компании, и общественные организации. Всем им нужно было бороться за свое будущее, и форсайт стал инструментом этой борьбы. При этом форсайт стал  важнейшим атрибутом и инструментом инновационной экономики. Появились даже исследовательские организации, которые отслеживали проведение форсайтов по всему миру, фиксировали его стоимость для заказчика и результаты.

— Вы сказали, что не все форсайты Shell были удачными, потому что мало построить прогноз, надо внедрить его в практику. Как происходит это внедрение?

— Форсайт — это не прогноз, а инструмент создания того будущего, которое нужно заинтересованным сторонам. Сценарий внутри проекта — это путь, по которому вы можете к этому будущему прийти. Технология форсайта, включающая в себя коммуникацию с экспертным сообществом и игроками на рынке — это база, которая укореняет ваш сценарий в настоящем. Основываясь на данных, и на суждениях экспертов вы движетесь вперед. Цели форсайта должны быть конкретны и измеримы. Только в этом случае вы сможете построить план по продвижению от настоящего к желаемому будущему. 

— А что произойдет, если этот план не удастся выполнить?

— Если вы не реализуете этот план, будущее все равно наступит, но это будет не то будущее, которые выбрали вы, а будущее из чужого сценария.

— Вы можете привести примеры самых крупных форсайтов?

— Есть два очень масштабных проекта на государственном уровне. Первый из них — Сингапур, где стратегический форсайт является частью системы государственного управления. Сейчас Сингапур реализует стратегический план по гармоничному развитию страны, этот план включает такие аспекты как цифровая экономика, новые источники энергии, развитие биотехнологий, системы образования… 

Объединенные Арабские Эмираты также сделали форсайт частью  национальной политики. Руководство Эмиратов заявляет, что будущее творимо, и горизонт, которым оно мыслит — это 2071 год, и Дубай в нем — лучший город мира. В этом городе для государственных служащих разработан годовой курс форсайта. В Дубае недавно открылся первый в мире Музей будущего. Dubai Future Foundation продвигает идеологию форсайта, проводит курсы, организует конференции и делает исследования. Можно сказать, что вся страна находится внутри форсайта, вовлекая в него все новых игроков. Те результаты, которые показывает Дубай в течение двух последних десятилетий — это и есть результат следования выбранному сценарию.

В Дубае разработан специальный годовой курс форсайта для государственных служащих

— Какие кейсы вы можете привести как примеры корпоративных форсайтов? 

— Компания Nokia до 1960-х годов занималась производством покрышек и кабелей, а в 1980-е годы взяла курс на производство электроники и в 1990-е стала одним из крупнейших производителей мобильных телефонов в мире. Чем был вызван переход от покрышек к телефонам? Nokia провела форсайт и поняла, что развитие сетей мобильной связи — это очень вероятный сценарий развития будущего. 

Nokia была лидером рынка мобильных телефонов до 2007 года. В марте 2007 года она выпустила слайдер Nokia N95, который мог позволить компании перейти в эру смартфонов и определять там правила игры, но выход первого Iphone летом 2007 года изменил планы финнов. Гений Стива Джобса сформировал новую реальность. Apple взлетела со своей концепцией смартфона и перекроила рынок. Думаю, если бы форсайт у Nokia в тот момент шел в постоянном режиме, компания смогла бы заранее подготовиться и ответить Apple. Утешением для Nokia остается лишь то, что она в свое время хорошо заработала на рынке мобильных телефонов. 

Стив Джобс переформатировал рынок смартфонов и нарушил планы Nokia

— Вы привели примеры из области большого бизнеса — Shell, Nokia… Можно ли считать, что форсайт под силу только крупным компаниям? 

— У крупных игроков больше ресурсов, однако, когда компаниям не хватает собственных ресурсов, они начинают сотрудничать друг с другом. Небольшие компании и стартапы заинтересованы в понимании, какие сценарии развития возможны в их секторе. Им важно правильно позиционировать себя в отрасли. 

— А может ли стартап предпринять собственный форсайт?

— Когда стартап позволяет себе такую роскошь — делать форсайт — для инвестора он становится очень привлекательным. Инвесторов интересует инвестиционный меморандум. Они  имеют представления об отрасли, в которой работает стартап, но у них может не хватать компетенций в оценке будущего этой отрасли. При текущей скорости изменений построить такие прогнозы очень сложно. Когда стартап в самом меморандуме показывает, в каком будущем он хочет быть, беспокойство инвестора существенно снижается.

Недавно появился еще один специфический вид форсайта — форсайт личности. Предприниматель, который, например, выходит на новый рынок, должен обеспечить себе развитие не только в сферах, связанных с бизнесом, но и определенный уровень личного комфорта, обучения, общения. Современные коммуникации упрощают взаимодействие между участниками форсайта и делают его более массовым инструментом, чем прежде. В этом смысле запрос на индивидуальный, личностный форсайт отражает переход технологии в область массового использования в ближайшие десятилетия. 

Наша команда активно поддерживает этот тренд и планирует выпустить к концу 2023 года мобильное приложение KOTYA с элементами искусственного интеллекта. Приложение оцифровывает технологию Fast Foresight и делает ее максимально доступной для стартапа или даже отдельной личности. Искусственный интеллект позволяет заменить множество аналитиков, которые работали на ряде этапов форсайта в случае крупного заказчика. При этом живая коммуникация с экспертами и привлечение единомышленников должна будет осуществляться с помощью функционала приложения. 

— Кто является участниками форсайта?

— Участники форсайта — это заказчик, команда исполнителя — носитель технологии и внешняя среда в виде экспертов, игроков, стейкхолдеров. Заказчиком может быть компания, государственный орган, общественная организация, группа энтузиастов, либо конкретный человек.

Что касается экспертного сообщества, то важно помнить, что в современных условиях ни один процесс в цивилизации не развивается автономно. Поэтому экспертное сообщество должно формироваться не только по отношению к исследуемой области, но и к смежным с ней сферам, развитие которых оказывает существенное влияние. Обычно достаточно 7-10 смежных сфер, но важно их правильно выбрать.

Например, если компания — глобальный игрок и задает глобальный тренд на развитие метавселенных, то смежными сферами для форсайта станут технологии, обеспечивающие развитие метавселенных, социокультурные особенности восприятия виртуальной жизни в различных странах, особенности национального законодательного регулирования, готовность населения проводить большое количество времени в метавселенной в рамках социологии региона, альтернативные метавселенным формы организации и обустройства жизни, которые им противостоят и конкурируют с ними…

— Как выглядит технология форсайтов?

— Форсайт можно представить себе как закрученную спираль, которая разворачивается, проходя три основных этапа на каждом витке. 

Первый — этап сканирования и формирования целей форсайта. На этом этапе необходимо определить 7-10 смежных областей, которые оказывают влияние на вашу деятельность. Это позволит понять, к каким событиям в исследуемой области будут приводить изменения во всех этих сферах. На этом же этапе проводится анализ материалов доступных исследований, форсайтов, отраслевых конференций, в том числе по всем смежным сферам. 

Второй этап — работа с экспертами. С ними обсуждаются вопросы, которые сформулированы после изучения смежных сфер. Для экспертных сессий готовится инфографика, содержащая возможные события, развилки сценариев и иные важные для проекта сущности. На этом этапе строятся предварительные дорожные карты. Чаще всего такая коммуникация происходит через групповые сессии, либо через индивидуальные экспертные интервью, построенные по специальному алгоритму. 

Третий этап  —  конструирование сценариев и выбор оптимального. В самом минимальном варианте проекта эти идеи надо повторно обсудить с экспертами уже не в виде событий, а виде сценариев. На этом этапе определяются соратники и противники вашего движения по сценарию, становится понятно, какие игроки будут помогать, какие конкурировать, какую позицию займут стейкхолдеры. В итоге на базе выбранного сценария разрабатывается операционный план. Так выглядит технология Fast Foresight.

— Насколько глубоко заказчик должен быть в теме форсайта?

— В интересах заказчика максимально глубоко погрузиться в тему. Если он придет к экспертам без собственного понимания проблемы и попросит рассказать  «что-нибудь об этой области», эксперт расскажет то, что можно найти в Google, либо то, что эксперт уже опубликовал в своих статьях, книгах или интервью. В какой-то степени для темы будущего это уже устаревшая информация. То есть экспертам нужно поставить задачу и дать шанс выговориться, порассуждать о будущем, выйти из рамки рутинной деятельности, в которой мы находимся большую часть времени, занимаясь решением оперативных задач. 

— На каком этапе происходят прорывы в понимании будущего?

— Самое интересное происходит, когда эксперты начинают рассказывать о том, что неизвестно и непонятно — это всегда какая-то угроза или возможность, о которой люди как правило даже не задумываются. Исследовав ее более детально уже после интервью, участник форсайта может обнаружить новый рынок или новый способ действий в меняющемся мире. Вообще, в процессе форсайта команда проекта всегда старается  настраивать свою «оптику» на непонятные и неоднозначные сущности, потому что они обычно дают самый большой рост. 

— Насколько эта технология форсайта уместна в резко меняющемся мире? 

— Конечно, уместна. Главное в быстро меняющемся мире — не тратить ресурсы на подготовку к самому плохому сценарию. Сейчас неопределенность с точки зрения развития цивилизации настолько высока, что выстраивать худшие сценарии — затратно и невыгодно. Даже в руководствах по форсайту 20-летней давности предлагается сосредотачиваться на позитивных сценариях.

— Как в условиях турбулентности меняется спрос на форсайты со стороны бизнеса? 

— Начиная с 2021 года в мире резко возросла потребность форсайт-проектов для самых разных заказчиков. Они используют его для того, чтобы уйти от двух неконструктивных состояний — выполнения того плана, который уже не актуален, и замирания в ожидании, что будет происходить ужасного во внешней среде. Компании начали привлекать команды форсайтов, чтобы определять возможность активного движения в сегодняшней ситуации. 

В 2022-м году мировой и российский бизнес решал очень конкретные оперативные задачи, связанные с преодолением кризисов — если до этого компания не работала с форсайт-технологиями, то в период кризиса она, скорее всего, к подобным методам не обращалась. Однако сейчас в России  наблюдается запрос от стартапов, небольших компаний и инвесторов. Этот запрос отражает стремление бизнеса формировать новый образ рынка. 

— Как предвидеть все риски? Ведь, наверняка, в форсайты, начатые несколько лет назад, не были заложены риски событий 2022 года.

— В технологии форсайта есть понятие «Черного лебедя», т.е. события, о котором нельзя сказать, когда оно произойдет. Другое дело, что человечество в «Черных лебедей» записывает и то, что можно предвидеть в каком-то временном диапазоне. По-хорошему, к этому понятию стоит относить события типа прилета инопланетян. 

Например, землетрясения в сейсмически опасных районах происходят каждые 100 лет, поэтому если в каком-то городе этого района вот уже 100 лет не было землетрясений, можно предположить, что оно произойдет в ближайшие лет 20. У человечества достаточно ретроспективного опыта, чтобы не заниматься гаданием на кофейной гуще, а понимать, что может происходить дальше. В форсайте такой метод исторической ретроспективы часто применяется. Посмотреть, что происходило с цивилизацией после эпидемии Черной чумы или Первой мировой войны и эпидемии «Испанки» очень полезно для понимания настоящего и сценариев будущего.


Практикум

1️⃣ Если вы хотите влиять на будущее вашей отрасли, поинтересуйтесь, какие форсайты уже идут в интересующей вас сфере и в смежных отраслях. Используйте для поиска информации такие инструменты как социальные сети, мессенджеры, профильные конференции, публикации в бизнес-медиа.

2️⃣ Обратите внимание на экспертов и на трендсеттеров — людей, которые задают тон в вашей сфере и в смежных отраслях. Подпишитесь на их паблики, рассылки. Постарайтесь посетить конференции с их участием. Следите за их видеотрансляциями. 

3️⃣ Обратите внимание на действия крупных и средних компаний в интересующей вас отрасли: какие исследования они ведут? Каких людей привлекают в качестве евангелистов? Какие заявления делают по поводу будущего? 

4️⃣ Поинтересуйтесь, какие стартапы действуют в интересующей вас отрасли и в смежных отраслях. Обратите внимание на то, какие стартапы получают инвестиции от венчурных фондов, какие входят рейтинги Forbes «30 до 30». 

5️⃣ Поинтересуйтесь составом резидентов в бизнес-акселераторах, в ведущих технопарках: над какими проблемами работают компании-резиденты в Силиконовой долине, в Израиле, ОАЭ, Сингапуре, в странах ЕС. Посмотрите состав резидентов в московских акселераторах и технопарках.

6️⃣ Постарайтесь систематизировать ваши наблюдения: создайте «карту будущего». Нанесите на нее цифры, факты, имена, отметьте на оси времени те тенденции, о которых говорят ваши источники. Когда вы составите «карту будущего», вы сможете вести гораздо более предметный разговор с экспертами в интересующей вас области и сможете оценить собственную готовность к форсайту. Составив карту, вы сможете принять осознанное решение: присоединиться к форсайту, который уже идет, или начать свой собственный форсайт. 

7️⃣ Будьте готовы к тому, что ваши представления о будущем серьезно обновятся, после того как вы начнете предметный диалог с экспертами и с потенциальными партнерами по форсайту.