Реклама Forbes Club

«Бренды вернутся в Россию с большим удовольствием»

Самый популярный в России техноблогер Валентин Петухов (Wylsacom)  рассказывает директору по развитию Forbes Russia Дмитрию Озману о трендах технологического рынка,  последствиях санкций, релокации и собственном бизнесе

— Мировой рынок электроники сейчас сильно меняется. Что нас ждет в ближайшие несколько лет?

Мы находимся на развилке. С одной стороны Марк Цукерберг со своими метавселенными, виртуальными мирами и смешанной реальностью, с другой — наша реальность, которая просто будет становиться чуть более технологичной. Мне кажется более интересной метавселенная, но для нее еще не пришло время. Важный тренд на рынке — нейросети. Все поняли, что это классно и удобно. По сути, это инструмент, который улучшает рабочие процессы.

— А что происходит с российским рынком ИТ?

Российский рынок уникален. Есть тяжелые технологии — рынок серверов и программного обеспечения, без которого не могут функционировать целые индустрии. Там все печально, но стабильно — существует принудительное лицензирование и параллельный импорт. А есть рынок потребительской электроники, где можно купить вообще все — вопрос только в цене и времени. Например, в России новые смартфоны Samsung появились еще до официального старта продаж. То есть в Европе этих устройств нет, в Лондоне нет, а в Москве — есть.

Если говорить о замещении, то ушли одни бренды, пришли другие — китайские или индийские. Не велика потеря, как говорится. Забавно, что некоторые бренды заняли выжидательную позицию. Они находятся в сером пространстве, когда их как бы нет, но они есть — они свернули маркетинговую деятельность, но при этом продолжают продавать устройства.

То есть по сути все товары продаются и покупаются. При этом все ушедшие бренды на низком старте. Как только позволит ситуация, они вернутся в Россию с большим удовольствием, хотя, по сути, они отсюда и не уходили.

— Когда ушли мировые бренды, мы рассчитывали на китайские. Как нас оценивает Китай? Кажется, что мы для них совсем мелкие.

Нет, на самом деле, это большое заблуждение. Когда от нас уходил Netflix, все говорили: «Да что для них вообще значит Россия? Это маленький рынок». Конечно, это неправда. Рынок русскоговорящих людей огромен (В 2022 году по данным сайта Ethnologue, поддерживаемого институтом SIL International, в мире говорили на русском 258,2 млн человек. Это восьмой язык в мире по распространенности, — Forbes Club)

Если говорить о Китае, для них масштаб домашнего рынка не сравним с российским. Но это не исключает ценность нашего рынка для китайского бизнеса. Китайцы видят возможности. Плюс нужно понимать, что многие китайские бренды не сами пришли в Россию, а с подачи российских бизнесменов. Китайцы показывают какие-то космические цифры роста, и я уверен, что они останутся здесь надолго.

— Китайцы сначала займут значительную часть рынка, а когда поймут, что они — монополисты, начнут повышать цены?

— Это уже происходит. Китайские компании выходят на российский рынок с большим демпингом и уже сейчас повышают цены, а следом будут повышать и свою маржинальность. Конечно, это не нравится покупателю, но альтернативы для определенных ценовых категорий просто нет. Те, кто привык покупать iPhone и Mercedes, не переключатся на китайские бренды. А для более низкого ценового сегмента бренд вообще не важен. Если перед человеком стоит задача купить стиральную машину за 30 тыс. рублей, то он выбирает исходя из цены и отзывов, а бренд для него вторичен.

— Насколько конкурентоспособны российские технологии сегодня?

— Наши решения принято критиковать, и есть за что. Но в России пытаются делать хоть что-то, и это замечательно. В плане железа у нас все на очень низком уровне. Но нужно понимать, что в мире не так много стран, у которых есть собственные микропроцессоры. То что есть сейчас не только не покрывает внутренний спрос, но даже не отвечает этому спросу. Мы видим эти российские смартфоны, которые сделаны в Китае: они просто некачественные и стоят дорого.

Но если мы говорим про сервисы и про финтех, то мы очень конкурентоспособны, а в чем-то даже обгоняем и американский, и японский рынок. Я помню, как сидел на презентации Apple Card, где со сцены рассказывали, как эта технология изменит всю американскую финансовую систему, что сейчас в приложении можно будет видеть все свои покупки. А у нас такие возможности к тому моменту были уже много лет.

Я помню времена, когда все считали, что в Японии самые технологичные в мире телефоны. Но когда я приехал в Токио, увидел суперконсервативную страну, где всюду висят табло из 1980-х годов и работают какие-то дремучие электронные часы. В России такого нет, потому что у нас люди любят все самое классное и самое новое и готовы за это платить. Например, когда в мир выходит новый и очень дорогой Mercedes-Benz, больше всего машин закупают в Дубае и Москве.

Опять же — Госуслуги всегда вспоминают с сарказмом, при этом я общаюсь с людьми, которые уехали на полгода из России, а сейчас возвращаются и говорят, что бюрократия в Европе — это мрак. И Госуслуги, где ты можешь получить все что нужно за три минуты — это очень классно.

— Сможем ли мы себя обеспечить технологиями в полной мере?

Нет. Даже китайцы не могут себя обеспечить в полной мере. То есть продуктовая война, которую американцы развили еще в бытность Трампа, сегодня показывает, что Китай не может делать то, что делает коллективный Запад.

Ни одна страна в мире не может этого сделать. Все страны пользуются возможностями зарубежных крупных компаний. Например, Apple Sapphire закупал у российской компании сапфиры для своих часов. Я думаю, что и сейчас закупает, просто обходными путями.

Самое забавное, что, находясь под санкциями, наша страна экспортирует огромное количество сырья, в том числе недружественным странам. Потому что без этого сырья крупные компании просто не могут существовать.

И вот это лицемерие, честно говоря, больше всего огорчает. Я вообще понял, что из всех грехов лицемерие для меня самый, наверное, страшный. Я просто не воспринимаю людей, которые занимаются подобными вещами.

— Насколько велики кадровые потери России из-за релокации? С февраля 2022 года по разным оценкам страну покинули от 800 тыс. до 1 миллиона человек.

Потери большие. И это высокопрофессиональные специалисты с деньгами и опытом, которые понимают, что могут реализоваться в любой точке мира. Конечно, это проблема. Но проблема кадрового голода существовала для таких крупных компаний как «Яндекс» или Сбер еще три года назад. Поэтому начали появляться курсы и институты для ИТ-специалистов. Высококвалифицированные специалисты есть — они уходят из одной компании в другую, но остаются на рынке. Не хватает именно персонала, который технически пишет код. Вот в этой сфере кадровый голод наиболее силен.

— Что с этим делать? Как вернуть релокантов назад?

Наверное, нужно создать условия, при которых они захотят вернуться. Конечно, сейчас это звучит утопически. Это гарантии, стабильность и деньги. Сейчас есть разговоры о том, что нужно запретить уехавшим сотрудникам работать удаленно. На мой взгляд, это как выстрел себе в ногу. Потому что сейчас эти люди хоть и удаленно, но продолжают работать на российские компании. А при таком маневре они перестанут это делать.

— Зачем в таком случае запрещать работать удаленно? 

— Государство хочет сделать вид, что если ты уехал, то нельзя пользоваться благами страны. Я думаю, что это заявления определенного рода политиков, которые абсолютно никакой цели в данном случае не ставят.

Им нужно просто прилечь к себе внимание, повысить собственную цитируемость. Нет ощущения, что это какой-то стратегический ход. Хочется видеть, что в российском правительстве все-таки существуют политики, которые понимают, что делать не надо.

Давай поговорим о больном: что происходит с «Яндексом»? Я имею в виду перемены в структуре компании.

У «Яндекса» все хорошо, несмотря на то что в информационном пространстве кажется, что с компанией происходит катастрофа. Это большая компания, у которой в силу своих размеров были определенные технические вопросы, но компания, вроде бы, все «разрулила». Это одна из главных технологических компаний в России, которая продолжает развивать в стране сервисы и создавать рабочие места. Мы давно работаем с «Яндексом». Надеюсь, продолжим и дальше. «Яндекс» запускает новые продукты. Для меня это одна из любимых компаний с точки зрения корпоративной культуры и структуры. Это надо беречь, потому что «Яндекс» работает на мировом уровне, а иногда и превосходит его.


Новый видеопроект Forbes Russia — это откровенные интервью, посвященные переменам в бизнесе, экономике и обществе. В формате роуд-муви ведущий программы, директор по развитию Forbes и президент Forbes Club Дмитрий Озман, выясняет, как выглядит нынешний «бизнес-класс» — класс людей, продолжающих заниматься предпринимательством в России.


Валентин Петухов (Wylsacom) — блогер, обозреватель технологического рынка. С 2011 года ведет YouTube-канал Wylsacom. Сейчас у проекта более 10,5 млн подписчиков. Валентин Петухов ведет также каналы WylsaGames об играх и WylsaLive — с разговорными интервью и стримами. В 2015 году команда Wylsacom Media запустила собственный сайт о технологиях и гаджетах. Входил в рейтинг Forbes «40 самых успешных звезд России до 40 лет» в 2019 и 2020 годах.


Полное интервью с Валентином Петуховым можно посмотреть на YouTube-канале Forbes. Forbes Club приводит отрывок о российском рынке технологий.