Реклама Forbes Club

Битва с «черными лебедями»: какие компетенции нужны лидеру бизнеса во время шторма?

C 2019 года, когда по планете прокатилась первая волна коронавируса, один «черный лебедь» сменяет другого: пока бизнес пытается адаптироваться к уже наступившим рискам, на горизонте появляются новые. Какие компетенции нужны предпринимателю в этих условиях? Эти вопросы Forbes Club задал Василию Лебедеву, основателю и генеральному директору IKRA Group, ректору школы IKRA, совладельцу Cossa.ru и креативного агентства REDKEDS.

— Какие знания актуальны для предпринимателя в условиях непрекращающейся турбулентности?

— В мире, который быстро меняется, становится все больше неизвестных. Для того, чтобы эти неизвестные стали известными, необходимы знания из разных областей.

Предприниматели, которые перемещаются между странами, становятся «мироцентристами» – это понятие ввел американский философ Кен Уилбер, автор интегрального подхода к человеческой цивилизации.

Для успешного бизнеса в этих условиях необходима, например, биология, без знания которой невозможно понять, как вести бизнес в разных климатических условиях. Без культурологии, антропологии невозможно погрузиться в культуру новой страны. Без знаний финансового менеджмента невозможно понять устройство региональных экономик.

Предпринимателю необходимо обладать исследовательскими компетенциями для того, чтобы быстро выявлять, понимать потребность каждого отдельного макрорегиона и уметь связывать бизнес-модели с особенностями этого макрорегиона. Таким образом, мы живем в интересное время, когда многие базовые науки из школьной или университетской программы находят неожиданное применение в бизнесе.

— А какие soft skills актуальны в этих условиях?

— Прежде всего – стратегическое мышление: умение предвидеть возможные варианты развития сценария, способность правильно оценивать перспективы и выстраивать систему планирования. Это – самые главные качества. Также важны психологическая устойчивость, умение ориентироваться в социальном пространстве, отсутствие страха при принятии новых неожиданных решений.

— Где и как предприниматель может приобрести или «прокачать» эти навыки?

— Для начала, полагаю, он должен понять, какие именно навыки нужно «прокачать». Это можно сделать при помощи самых разных способов, например, обратившись к коучу, HR-специалисту, либо к онлайн-сервисам для ассессмента – выбор зависит от того, каким инструментам человек доверяет. На выходе он получит карту с «узкими местами», на основе которой можно построить план своего развития и траекторию обучения. Эти планы могут быть самыми разными, в зависимости от того, сколько усилий и времени человек готов инвестировать в собственное развитие, насколько масштабные перемены ему нужны.

— Какую роль в этом играет окружение предпринимателя: его друзья, коллеги, члены клубного сообщества?

— Сообщество может помочь ему в поиске инструментов для развития. Если предприниматель состоит в бизнес-клубе, он может получить от участников клуба рекомендации – где можно поучиться, кто с кем занимался. Имеет смысл собрать вокруг себя людей со сходными проблемами и посоветоваться с ними. Предпринимателю часто одиноко в подобной ситуации: когда он ищет решение своих проблем, консультанты пытаются продать ему свои услуги, но не факт, что ему нужны именно эти услуги. Честным по отношению к предпринимателю может быть только предприниматель – сообщество дает ему возможность получить обратную связь от таких же людей, как он сам. Это очень важно – получить совет от коллег, которые находятся «в той же лодке». Хорошо, что в России стали появляться клубы для предпринимателей – возможности взаимной поддержки предпринимателей в связи с этим увеличиваются.

— Что делать, если планы постоянно приходится корректировать: вчера приняли решения, а сегодня приходится их пересматривать? Может ли такой пересмотр поколебать уверенность команды в лидере? Как в условиях шторма сохранить лидерство?

— На мой взгляд, в условиях шторма выигрывает не тот, кто знает все ответы, а тот, кто умеет правильно задавать вопросы и не боится на ходу перестраивать свои планы. Если возникают новые вызовы, если меняется контекст, нет никакого смысла цепляться за старые планы. Отказ от устаревших решений не имеет никакого отношения в потере лидерства, такие действия не могут пошатнуть репутацию основателя бизнеса. Напротив, имеют значение скорость реакции, готовность к переменам, динамика. Нужно мотивировать команду придумывать новые решения – в этом и состоит лидерство.


Практикум

1️⃣ Оцените, какие знания потребуются вам на горизонте ближайших нескольких лет для успешной реализации задуманного – в экономической географии, культурологии, социологии, в других областях.

2️⃣ Оцените свою психологическую готовность к переменам, к новым вызовам – все ли навыки у вас есть для успешной реализации планов.

3️⃣ Определите, какие люди из вашего окружения – друзья; члены клуба; предприниматели, работающие в похожих условиях (в том же регионе, в той же отрасли) решают аналогичные проблемы. Поговорите с ними, спросите, как они готовились к решению сложных задач – как наращивали экспертизу, какие навыки «прокачивали»? Задайте им вопрос, какие способы они применяли для развития своего потенциала, какими инструментами пользовались, с какими экспертами работали.

4️⃣ Попробуйте поработать с этими экспертами или с этими инструментами. По результатам этого этапа составьте такой план развития ваших компетенций и навыков, который соответствует вашим главным целям и вашим возможностям.

5️⃣ Оцените инновационный потенциал вашей команды – готовность людей не цепляться за старые схемы, но искать новые решения, причем, делать это быстро, энергично, с драйвом