Реклама Forbes Club

Артем Рублев: «Человеку нужен человек»

«12 Храмов» — авторский проект, направленный на укрепление традиционных ценностей и повышение интереса к духовному наследию России. Основатель сообщества Артем Рублев в интервью Forbes Club рассказывает об опыте создания и поддержки проекта

Какие ценности лежат в основе вашего сообщества?

— Как и любое большое сообщество, «12 Храмов» — это живой организм. В процессе общения участников общие смыслы рождаются практически непрерывно и каждая яркая личность привносит что-то новое. Но в наиболее широком смысле мы все объединяемся вокруг того, что принято называть традиционными российскими духовно-нравственными ценностями. Это в первую очередь крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным. Также мы пропагандируем трезвый и здоровый образ жизни, активно привлекая молодежь к совместным занятиям спортом. Мы стараемся беречь историческую память и обеспечивать преемственность поколений, передавая детям те нравственные ориентиры, которые для нас сберегли предки. Это именно те ценности, которые сформировали наш общий культурный код и к которым общество сейчас проявляет большой интерес.

— Какие мотивы приводят людей в сообщество?

— Человеку нужен человек. В ритме городской суеты молодые люди особенно остро чувствуют потребность в единомышленниках — людях, объединенных общими смыслами и целями. Прогрессивная молодежь в своем духовном поиске все чаще возвращается к истокам, к родной вере, но одному на этом пути тяжело — когда не с кем поделиться о переживаемом опыте. И наше сообщество как раз и дает молодым людям эту дополнительную опору в лице множества бескорыстных и искренних товарищей, которые всегда готовы не только разделить радостные моменты вместе, но и поддержать в трудную минуту. 

—  Сколько членов насчитывает сообщество?

— На различных платформах нас уже около 200 000 человек.

— Это онлайн-сообщество или люди встречаются очно?

— Сообщество развивается во всех плоскостях, мы комбинируем самые различные форматы. В онлайн SMM-команда создает образовательные интерактивы, викторины, разыгрывает призы, у нас есть даже свой «Православный Тиндер»: время от времени мы предоставляем участникам площадку для знакомства друг с другом. Кстати, у этой работы уже есть свои плоды. В пределах сообщества уже создаются семьи, родилось несколько детей. Жизнь в оффлайне не менее насыщенная: мы приглашаем свою аудиторию поучаствовать в паломнических поездках, благотворительных акциях и различных спецпроектах. На наших мероприятиях собирается до 3000 человек. А в этом году мы организовали целый фестиваль в формате палаточного лагеря на берегу озера Селигер. Это уникальный формат, который через совместный труд и творчество помог 750 молодым людям на практике получить понимание о содержании понятия «традиционные ценности». 

— Как люди узнают о вашем сообществе? Какие каналы продвижения вы используете?

— Самый главный инструмент — создание качественного  и вовлекающего видеоконтента с участием лидеров мнений. Мы создаем резонанс, который никого не оставляет равнодушным. Кроме того, мы побуждаем участников самих создавать запоминающиеся фото и видео. Люди смотрят такой контент с интересом, делятся им в социальных сетях, мессенджерах. Это дает органический рост сообщества, благодаря чему мы не используем рекламу в принципе.

Человек узнал о вашем сообществе в социальной сети, затем приехал на фестиваль или на какое-то иное мероприятие. Что происходит с новым участником дальше? Как строится система «касаний»?

— Мы не придумываем каких-то дополнительных стратегий по интеграции и удержанию участников. Наш проект — это своего рода мостик между светским миром и миром духовным. А дальше, как говорится, — по сердцу. Что в наших силах — это создать максимально комфортные условия, разнообразить активности, выстроить логистику и организовать площадки так, чтобы все могли без стеснения познакомиться друг с другом и уже в такой дружеской атмосфере начать знакомится с духовным наследием России. Очень важно продумать эмоциональный рельеф мероприятий, то есть те переживания, которые будут сопровождать человека в течение всех встреч. Та экологичная среда, которую мы формируем, помогает участникам находить новых друзей с правильным набором ценностей и именно это по большей части побуждает их оставаться внутри сообщества.

— Какой из форматов вы считаете наиболее важным?

— Наиболее перспективным видится формат фестиваля на берегу озера Селигер в 400 км от Москвы. Этот проект стартовал в 2024 году и быстро собрал аудиторию в 750 человек: в первом лагере приняли участие 150 человек, во втором — 250, в третьем — уже 350. Участники фестиваля живут в палатках и самостоятельно обустраивают общий быт, однако это далеко не туристический проект: он содержит элементы образовательного заезда — лекции, дискуссии, мастер-классы. А в воскресенье все желающие могут принять участие в литургии. В программе фестиваля также участвуют знаменитые артисты, разделяющие наши ценности, — MIRAVI, Ираклий Пирцхалава и другие. В ходе таких мероприятий участники в буквальном смысле практикуют любовь к ближнему, в совместном труде и творчестве проявляют заботу друг о друге, показывают своим детям правильные примеры. На мой взгляд именно в такой атмосфере формируется самое крепкое содружество единомышленников.

— Какие каналы коммуникации оказались наиболее эффективными при формировании аудитории фестиваля?

—  Сарафанное радио: участники первого фестиваля приглашали своих родственников, друзей, партнеров. С каждым из них мы провели короткое интервью, чтобы убедиться в том, что человеку действительно интересна наша инициатива. В результате нам удалось собрать мотивированных людей, что очень важно для успеха такого проекта. 

— Кто составляет ядро вашего сообщества?

— Большинство участников — молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет. Соотношение парней и девушек — примерно 40 на 60. Многие приезжают семьями, с детьми, нас как организаторов это не может не радовать. Среди участников много людей, открывших свой бизнес — владельцев малых и средних компаний, есть также специалисты, менеджеры, чиновники. География очень разнообразная: преобладают жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также регионов ЦФО, но были и участники, приехавшие на фестиваль не только из других городов, но и с другого края света — Новой Зеландии, например.

— Есть ли в составе сообщества группы, чаты, тематические клубы?

— Мы проанализировали интересы участников и создали систему групп — кого-то интересуют только паломничества, другим ближе образовательные мероприятия, уже есть и беговой клуб, а кто-то с новыми друзьями регулярно ходит в баню. Но это скорее вспомогательные сообщества, которые администрируют сами себя. Мы не приветствуем создание новых групп, потому что это может  сказаться на социальной динамике внутри ядра сообщества. 

— Какие метрики в работе сообщества вы считаете наиболее важными?

— Мы отслеживаем все главные метрики, которые обычно используют комьюнити-менеджеры: приток новых членов, активность в соцсетях, горизонтальные связи между участниками.  Однако с учетом того, насколько быстро растет наше сообщество, мы следим и за таким параметром, который относится скорее к GR: насколько часто проект обсуждают в кабинетах власти. Он вызывает интерес, потому что в таких масштабах подобной работой без господдержки раньше никто не занимался.

— Каким вы видите будущее проекта? 

— Для меня очевидно, что если бы такого проекта, как «12  Храмов» не было, то его нужно было бы придумать. Наше сообщество откликается на широкий общественный запрос на популяризацию традиционных ценностей, в том числе среди самой труднодоступной аудитории — активных молодых профессионалов в крупных городах. У нашей команды хватит сил и энтузиазма масштабироваться и дальше, но в этом деле по-настоящему больших результатов можно достичь только общими усилиями: с участием государства, бизнеса, общественников. И сейчас самое время объединяться и безревностно друг к другу достигать общих целей.