Реклама Forbes Club

2024: какие топ-менеджеры востребованы рынком

В условиях непредсказуемых перемен компаниям нужны руководители, обладающие сценарным и полифоническим мышлением, способные видеть ситуацию не линейно, а в объеме и в динамике, считает HR-эксперт, руководитель проектов hh.ru Елена Лондарь

Андрей Семеркин, программный директор Forbes Club

Как выглядит состояние рынка труда топ-менеджеров в РФ в 2024 году: каков баланс спроса и предложения?

Традиционно в сфере высшего менеджмента очень высокая конкуренция среди соискателей. В начале 2024 года hh.индекс , который отражает соотношение активных резюме на одну вакансию, среди топ-менеджмента составляет 16, год назад он был на уровне 20. Это самые высокие показатели среди всех профессиональных областей на рынке труда. Для сравнения на всем рынке труда hh.индекс сейчас 3,4.

На снижение hh.индекса в начале 2024 года повлиял рост спроса на топ-менеджеров на фоне слабой активности соискателей. Так, за два первых месяца 2024 года компании разместили на hh.ru в России 27,3 тыс. вакансий C-level, что на 51% превысило показатель аналогичного периода 2023 года. При этом активные резюме топов приросли всего на 5%.

В структуре спроса в сегменте C-level наиболее сильный в два раза прирост вакансий для руководителей аналитических отделов и директоров филиалов. Рост вакансий для CEO, CTO, COO, CFO, HRD находится в диапазоне от 45% до 62%. На директоров юридических департаментов спрос стабилен спрос он находится на уровне начала 2023 года.

Какие отрасли и какие регионы в 2024 году генерируют больше всего вакансий для топ-менеджеров?

В первую первая пятерку по найму топов стабильно, как и в 2023 году, входят ретейл, IT, b2b-услуги, промышленное производство и строительство. Суммарно на них приходится 40% всех вакансии C-level. Региональный разрез по лидерам в количестве вакансий для топов также стабилен: Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Московская области, Краснодарский край.

— Как эти процессы влияют на уровень зарплат топ-менеджеров?

Мы видим рост во всех отраслях, особенно там, где высокая конкуренция за персонал. В оборонно-промышленном комплексе зарплаты выросли  вплоть до 70%, это влияет на другие индустрии. Например, недавно на конференции предприятий мясной промышленности владельцы компаний жаловались: «Раньше мы конкурировали за кадры друг с другом, а теперь — с оборонкой». Об этом говорят представители и других индустрий — машиностроения, химии…

В отраслях, не связанных с оборонкой, рост составил 20-30%. При этом возросло значение такого фактора как скорость принятия решений. Например, один из крупнейших автодилеров поднял зарплаты раньше конкурентов — весной 2023 года, это позволило ему буквально «выгрести» лучшие кадры с рынка.

Поскольку компании не могут бесконечно повышать зарплату, им приходится работать с репутацией, со своим HR-брендом, чтобы привлекать сотрудников своей корпоративной культурой, условиями труда.

— А какие качества топ-менеджера востребованы в условиях нынешнего турбулентного рынка?

— В 2014 году компания ЭКОПСИ проводила исследование на эту тему. Выводы, которые сделала эта компания, актуальны и в 2024 году.

Востребована ориентация на человека: способность топ-менеджера понимать, что решения, которые он принимает, влияют на жизнь большого числа людей, и готовность к диалогу с сотрудниками.

Также востребована открытость: исследование показало, что топ-менеджеры, которые не жалели времени на коммуникации с коллегами, в долгосрочном отношении выиграли, потому что их действия были поняты, приняты и поддержаны сотрудниками. И напротив — жесткий стиль управления, когда людям отводится роль исполнителей, в условиях кризисного времени не эффективен.

Мои наблюдения показывают, что востребовано самоотверженное лидерство, когда человек готов в режиме интенсивной работы жертвовать своим сиюминутным комфортом ради достижения результата.

В условиях, когда мир вокруг непредсказуемо изменяется и когда не работают прежние инструкции, востребованы изобретательность и быстрая обучаемость — способность мобилизоваться и быстро найти решение.

Востребованы психологическая устойчивость и оптимистичность — способность не опускать крылья, сохранять присутствие духа и делиться энергией с командой.

И, наконец, очень нужно полифоничное и сценарное мышление — умение видеть ситуацию не линейно, а объемно: держать в поле зрения все аспекты бизнеса и чувствовать связь между ними. Что касается сценарного мышления, я имею в виду способность гибко реагировать на изменение внешних условий и перестраивать планы в зависимости от ситуации.

— Можно ли эти качества «упаковать» в резюме, если да, то в каких терминах?

— Цель резюме состоит в том, чтобы добиться приглашения на личную встречу. Поэтому в нем нужно показать достижения на предыдущем месте работы, список обязанностей, опыт работы, проекты, которые топ-менеджер реализовал в компании. Например, в резюме можно указать, что удалось сохранить команду и пояснить, с помощью каких методов. Отразить такие достижения как оптимизация издержек, привести динамику финансовых показателей. А на собеседовании можно раскрыть свои достижения  подробнее.

— Какое значение в этом контексте имеет публичность: имеет ли топ-менеджер, который развивает свой личный бренд, преимущество перед коллегой, который не занимается продвижением персонального бренда?

Да, конечно. Современная жизнь предполагает открытость, прозрачность: человек в социальных медиа и на профессиональных конференциях не просто делится кейсами, он транслирует свое отношение к работе, и это «считывают» окружающие, в том числе потенциальные работодатели. Как сказал один из моих коллег, «даже если у тебя клиника на пять кабинетов, ты все равно являешься публичной персоной». У любого топ-менеджера есть конкуренты и коллеги, которые наблюдают за его профессиональной деятельностью, за ростом компетенций, отражением  системы ценностей и уровнем эмоционального интеллекта. Это помогает кандидатам составить представление о потенциальном руководителе, его компании и принять решение о найме. 

Как изменилась роль образовательного фактора в этих условиях? Нужно ли сейчас учиться топ-менеджеру? Если да, то чему?

— Учиться нужно. Вокруг нас происходят технологические изменения, и не учитывать их невозможно. Идет автоматизация бизнес-процессов, появляются новые профессии, и топ-менеджер должен держать в голове эту динамику. Технологический трек — один из составляющих того полифонического мышления, о котором я говорила. Чтобы повышать актуальность на рынке труда, топ-менеджер должен быть в курсе тех возможностей, которые современные технологии предоставляют бизнесу.

В зависимости от конкретной ситуации топ-менеджер может решить, что ему нужно обновить знания в таких областях как маркетинг или финансы, но есть одна сфера, о которой нужно заботиться каждому — личное развитие. Я имею в виду такие занятия, которые расширяют кругозор, доставляют удовольствие, позволяют восполнить ресурсы и, как сейчас принято говорить, «драйвят». Для кого-то это может быть мода, для кого-то туризм или история керамики. Когда мы с коллегами обсуждаем кейсы «Премии HR-бренд» от hh.ru, мы видим отчетливую тенденцию: soft skills становятся все востребованнее. Занятие любимыми практиками, о которых я сейчас говорю, очень помогают в развитии «мягких навыков».

— Что показывают ваши наблюдения: в условиях турбулентного рынка компании предпочитают выращивать топ-менеджеров в своей среде или находить на стороне?

— HR-специалисты давно пришли к выводу, что удерживать существующих сотрудников, гораздо дешевле, чем привлекать новых. Я видела расчеты, которые показывают, что экономия может составить 30-40% и более. Когда сотрудник погружен в бизнес-процессы и в корпоративную культуру, компании нужно тратить гораздо меньше усилий на его адаптацию, чем при приеме на работу новичка. В условиях нынешнего рынка эта тенденция очень заметна: мы видим много подтверждений этому, когда анализируем кейсы, представленные на «Премии HR-бренд».

Привлекать человека со стороны имеет смысл тогда, когда нужно получить компетенции, которых нет внутри компании. Когда компания понимает, что развитие этих компетенций займет много времени, а они нужны уже сейчас.


Практикум

Самые востребованные качества топ-менеджера в условиях турбулентного рынка:

1️⃣ Ориентация на человека: способность топ-менеджера понимать, что решения, которые он принимает, влияют на жизнь большого числа людей, и готовность к диалогу с сотрудниками.

2️⃣ Открытость: топ-менеджеры, которые не жалеют времени на то, чтобы свои действия коллегам, в долгосрочном отношении выигрывают, потому что их действия понятны сотрудникам, приняты и поддержаны коллегами. И напротив — жесткий стиль управления, когда людям отводится роль исполнителей, в условиях кризисного времени не эффективен.

3️⃣ Самоотверженное лидерство, когда человек готов в режиме интенсивной работы жертвовать своим комфортом ради достижения результата.

4️⃣ Изобретательность и быстрая обучаемость — способность мобилизоваться, сориентироваться в изменяющейся среде и быстро найти решение.

5️⃣ Психологическая устойчивость и оптимистичность — способность не опускать крылья, сохранять присутствие духа и делиться энергией с командой.

6️⃣ Полифоничное и сценарное мышление — умение видеть ситуацию не линейно, а объемно: держать в поле зрения все аспекты бизнеса и чувствовать связь между ними. Способность гибко реагировать на изменение внешних условий и перестраивать планы в зависимости от ситуации.