Реклама Forbes Club

Международная экспансия: Forbes Club провел встречу «30 до 30»

Международная экспансия: Forbes Club провел встречу «30 до 30»

Public talk был посвящен вопросам релокации российского бизнеса, а также особенностям трудоустройства за рубежом

Forbes Club 26 сентября в Москве провел дискуссию для лауреатов и победителей рейтинга рейтинга «30 до 30» на тему: «Как российскому фаундеру сейчас развивать бизнес за рубежом, истории успеха и ошибки». Встреча прошла при поддержке ресторана «Магадан Красный Октябрь» и Pinskiy Realty Group.

Строить карьеру в новой стране — сложная задача, ведь соискателя ждут новая культура, новый менталитет и совершенно новый рынок кадров. «На самом деле, в России не очень много талантов, поэтому здесь легко быстро вырасти. При трудоустройстве в России ты соревнуешься только с людьми из Москвы и пары других регионов. Но когда ты едешь в крупные города по типу Лондона или Нью-Йорка, ты соревнуешься со всем миром. В этом случае все больше нужна специализация, потому что ты конкурируешь с сотней очень умных людей, а в этих условиях важно дифференцироваться. Я часто видел, как люди с топовых должностей в России переезжали на джуниорские позиции за рубеж, потому что характеристика «могу делать все» работает только в России. Когда ты устраиваешься на работу за рубежом, важно сформировать себя как продукт: кто твой клиент, какую проблему ты решаешь и как ты ее решаешь», — рассказал Дмитрий Зборовский, международный директор по Data Science в Deliveroo. 

О высокой конкуренции говорит и Елена Ленена, глобальный продакт-лид в Google: «Я проходила собеседования несколько месяцев сначала Uber, потом в Google. В обоих случаях процесс был сложный, потому что это Кремниевая долина, где рынок достаточно насыщенный. Про зарубежный рынок есть две новости. Хорошая здесь много крутой работы, плохая здесь много классных специалистов. Когда на рынке много хорошей работы и классных специалистов, формируется очень высокая конкуренция и за одно, и за другое. Здесь важно уметь выделяться из этой толпы. Важно ставить перед собой цель и искать тысячи способов ее добиться: обычно это происходит через знакомых, нетворк, самопрезентацию и миллионы собеседований». 

Компаниям с российскими основателями после 2022 года стало сложнее привлекать инвестиции из-за геополитических причин и наличия русских корней. Вот что об этом рассказывает Виталий Александров, основатель Out of Cloud и Food Rocket: «Сейчас в США россиянам практически невозможно привлечь деньги от американского инвестора, ты сможешь привлечь их только от русскоговорящего инвестора. Например, чтобы наша компания получила деньги от американского инвестора, мне пришлось найти иностранного партнера и предложить ему достаточно большую долю для того размера компании, какой мы тогда были, но это помогло».

Не так остро эта проблема стоит для соискателей работы. Дмитрий Зборовский отмечает, что его опыт работы в Сбере не стал для него препятствием на пути к построению карьеры: «Мне это не помешало, и я даже не слышал о таком: никому из моих знакомых не отказали HR из-за подобного опыта работы. Важнее то, чем ты занимался, чем место, в котором ты это делал». 

Иногда на бизнес больше влияют специфические рыночные обстоятельства, а не глобальная геополитическая ситуация, как, например, в случае с Виталием Александровым: «Я вернулся в Россию, потому что в какой-то момент быстрая доставка, которой мы занимались, перестала быть такой перспективной — она имеет смысл только в регионах с очень низкой стоимостью труда, например, в России, Восточной Европе, Латинской Америке и другие подобных странах. В США уже есть пара очень крупных компаний, которые занимаются быстрой доставкой. Я долго думал, куда поехать дальше и что делать дальше. Были предложения по партнерству в американских компаниях, но в какой-то момент понял, что нужно возвращаться в Россию. США были не совсем моей страной с точки зрения культуры, я так и не смог там ассимилироваться. Я считаю, что в России сейчас время возможностей для бизнеса — большое количество компаний ушло с рынка и растет производственный сектор».

Многие специалисты и фаундеры смотрят в сторону Европы и США, но Антон Гусев, исполнительный директор Pinskiy&CO, управляющий партнер Pinskiy Realty Group, который занимается помощью с открытием бизнеса в странах региона MENA, напоминает, что это не единственные регионы для релокации. «Из своего опыта в Дубае и Катаре могу сказать, что этот рынок очень сильно ориентирован на IT-бизнес — созданы хорошие условия, налоговые льготы и тд. Это очень удачный финансовый хаб — и если Дубай, на мой взгляд, уже вчерашний день по разным причинам, но это все еще город с сильным комьюнити, то Катар — будущее в этом смысле», — советует он.