Реклама Forbes Club

Forbes Club провел встречу с Татьяной Бакальчук

Forbes Club провел встречу с Татьяной Бакальчук

14 марта в отеле The Carlton, Moscow прошла закрытая встреча Forbes Club с Татьяной Бакальчук. Основательница крупнейшего российского маркетплейса Wildberries рассказала, как 20 лет назад нашла бизнес-идею, чему научилась за это время и какие планы строит на будущее. Модератором встречи выступил Дмитрий Озман, директор по развитию Forbes Russia и президент Forbes Club

Бывшая преподавательница английского языка и мать семерых детей в 2004 году, находясь в декретном отпуске, запустила маркетплейс Wildberries, который к 2015 году стал самым популярным отечественным интернет-магазином. В 2022 году оборот компании впервые перешагнул триллионную планку, достигнув 1,7 трлн рублей. 

Дмитрий Озман начал разговор с истории Wildberries: «В этом году Forbes исполняется 20 лет. Wildberries тоже 20 лет. Скажите, с чего все началось и как вы решили заняться бизнесом?».

«У меня была послеродовая депрессия, — ответила Татьяна. — Сейчас это общеизвестный факт, что у многих женщин после рождения ребенка наступает трудная эмоциональная ситуация, но тогда об этом мало кто говорил. Ощущения не из приятных — тебе кажется, что ты всеми покинута, никогда не будешь прежней и себе не принадлежишь. Это при том, что ребенок долгожданный и семья тебя поддерживает. У меня было жуткое ощущение, что я должна срочно вернуться в строй и начать зарабатывать деньги. Я не могла продолжать заниматься репетиторством, а из-за необходимости заботиться  о ребенке не могла ходить по магазинам. На стыке этих мыслей родилась идея продавать одежду онлайн».

На сайте, который в конце марта 2004 года зарегистрировала Татьяна, была витрина с товарами, где можно было сделать заказ. Молодая мама сама загружала фотографии товаров, отсканированные из немецких каталогов одежды. Целевой аудиторией были женщины, в особенности, в декрете — у них нет времени ходить по магазинам и примерять одежду. «Дальше бизнес-модель строилась на том, что я не брала предоплату. А раньше все товары по каталогам продавались по предоплате. Мне это казалось несправедливым, ведь у меня не было бизнес-образования, — шутит Татьяна. — Я совершала, казалось бы, непростительные ошибки — не думала о том, хватит ли у меня денег, что будет, если товар не выкупят. На самом деле это фишка, которая есть у многих предпринимателей — «чуйка», когда ты не просчитываешь все наперед, а просто берешь и делаешь как ребенок, который учится ходить».

За 20 лет Wildberries вырос от небольшого онлайн-магазина одежды до крупнейшего маркетплейса России. По мере развития компании неизбежно менялась и Татьяна. «В чем разница между Татьяной Бакальчук 2004-го года и Татьяной Бакальчук 2024-го года?», — поинтересовался у спикера Дмитрий Озман. 

«Не буду шутить, что в количестве нулей… Главное различие, наверное, в опыте и количестве ответственности. Я считаю, что если человеку выпали какие-то испытания, то высшие силы дадут ему возможность выйти из этих ситуаций и стать сильнее. Например, в 2020-м году, когда был коронавирус, я поняла, что мы в ответе за огромное количество людей — за сотрудников, продавцов и клиентов. Когда тебе пишут партнеры: «Если вы закроетесь, у нас пропадет последний источник дохода», ты понимаешь, что просто не можешь подвести людей», — призналась Татьяна.

По словам предпринимательницы, компания всегда развивалась плавно и естественно — вслед за ростом количества покупателей и заказов. В 2018 году было принято решение не закупать товары у продавцов и продавать их в онлайн-магазине, а работать как маркетплейс — товары принадлежат продавцу, а Wildberries является площадкой для их продажи и покупки. Сегодня компания смотрит в сторону финансового рынка. 

«Мы запустили собственные онлайн-кошельки внутри платформы, на сегодняшний момент через них уже проходит приличная сумма. Несколько лет назад назад мы задумались о FinTech и купили банк, в 2023 году мы набрали для этого большую команду. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что Wildberries станет FinTech-компанией. Вскоре мы запустим новые продукты для покупателей и продавцов», — поделилась планами Татьяна Бакальчук. 

На встрече у членов Forbes Club была возможность задать вопросы спикеру — их интересовало, как эмоционально восстанавливаться после кризисных ситуаций, как предпринимательница смотрит на ESG и планирует ли компания выход на биржу. 

На вопрос о бирже Татьяна дала отрицательный ответ: «Мы не будем проводить IPO, потому что считаем, что это расходится с нашими целями. Когда компания публичная, она работает на то, чтобы были счастливы ее акционеры и стоимость акций росла. А наша цель — улучшать жизнь миллионов людей, среди которых наши покупатели и продавцы».

Татьяна Бакальчук занимает 17-ю строчку в «Рейтинге российских миллиардеров — 2023» и первую строчку в рейтинге self-made женщин России 2024 года Forbes. Издание оценивает ее капитал в $7,2 млрд.

Встреча прошла при поддержке ESO Beauty Сlub — пространства красоты в самом сердце столицы.