Реклама Forbes Club

Экорейтинг Фонда климатической безопасности

Экорейтинг Фонда климатической безопасности

Рейтинг – независимое исследование, которое оценивает эффективность российских регионов в экологической, социальной и управленческой сферах. Рейтингом охвачены все субъекты России от Калининградской области до Приморского края по состоянию на начало 2022 года с ретроспективной оценкой показателей за три предыдущих года. Рейтинг был опубликован в ноябрьском номере журнала Forbes Club в 2022 году.

Цели рейтинга
  1. Комплексная, независимая и объективная оценка экологического и социального состояния регионов страны.
  2. Поддержка ответственного и устойчивого развития территорий.
  3. Наглядное представление и прозрачность информации о ситуации в регионах.
  4. Создание консолидированной экспертной базы данных об экологическом и социальном состоянии регионов.
  5. Мотивация ответственных лиц к формированию благоприятных условий для устойчивого развития.
Особенности рейтинга
  1. Рейтинг учитывает качество жизни не только в отдельных городах, но и в субъектах РФ в целом.
  2. Рейтинг создан на основе 200+ показателей, распределенных по трем аспектам.
  3. Рейтинг учитывает современные экологические тренды – климатические риски, «зеленые инвестиции», углеродную нейтральность и карбоновые полигоны.
  4. В основе рейтинга – не просто данные одного года, а накопленная за три года динамика.
  5. Рейтинг учитывает итоги выполнения государственных программ и федеральных проектов.
Первичные данные

В основе рейтинга – открытые данные министерств, ведомств и межведомственных информационных систем.

Данные о хозяйственной деятельности получены из открытых источников: Министерства образования и науки, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Росстата, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Рослесхоза, Росреестра и специализированных учреждений, таких как Росгидромет, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Институт глобального климата и экологии», региональных органов исполнительной власти.

Финансовые показатели рассчитаны на основании открытых данных Центрального банка, Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, кредитнорейтинговых агентств.

В рейтинге использована информация, представленная в Единой межведомственной информационно-статистической системе.

Методология

Итоговый рейтинговый балл каждого региона состоит из распределенной по трем блокам суммы баллов показателей. Каждый из блоков имеет удельный вес в общем рейтинге.

  1. Социальный блок объединяет 91 параметр. Они распределены по шести группам показателей, которые описывают социально-экономическое развитие региона – состояние здравоохранения, демографических параметров, расходов и доходов населения, образования и науки, инфраструктуры и жилья, занятости. Удельный вес социального блока – 33%.
  2. Экологический блок учитывает 85 показателей. Эти данные распределены по семи группам, которые показывают состояние дел в ключевых сферах: объем отходов; состояние воды, воздуха, почвы; климат; развитие энергетики; наличие особо охраняемых территорий. Вес экологического блока в рейтинге составляет 37%.
  3. Управленческий блок включает 30 распределенных по двум группам показателей, которые отражают эффективность государственного управления в регионе и финансовые данные. Удельный вес блока – 30%.
Как мы считали

Во всех блоках мы учитывали исполнение государственных программ, выполнение региональных стратегий развития, показатели бюджетирования. В каждой группе наиболее существенными являются показатели, относящиеся к выполнению государственных программ – на них приходится до 25% общего веса показателей группы. Стратегии и программы регионального развития занимают 5% веса. Положительные и отрицательные модификаторы (проекты и события, позитивно или негативно влияющие на оценку состояния региона, такие как значимые происшествия) составляют до 10% общего веса. 60% равномерно распределены между оставшимися показателями.

В зависимости от профиля показателя баллы присваиваются одним из четырех способов:

  1. Сравнение значения показателя со средним по России.
  2. Сравнение текущего значения показателя с аналогичными за предыдущие годы.
  3. Установление факта наличия или отсутствия объекта (например, заповедника) в регионе.
  4. Оценка достижения заявленных целей по итогам реализации государственных программ и федеральных
    проектов.

С подробным описанием методологии можно ознакомиться на сайте Фонда климатической безопасности
(https://www.climatesecurity.org/ru/ecoraiting).

Наиболее значимые параметры:

  • В области охраны окружающей среды: комплексные показатели загрязнения воздуха и воды в динамике за последние несколько лет, уровень обработки отходов производства и потребления, учет климатических рисков со стороны правительства региона.
  • В социальной политике: динамика безработицы в моногородах, уровень расходов на социальную поддержку отдельных категорий граждан в общем объеме расходов региона и в сравнении со средними по РФ показателями, показатель социальных расходов в объеме расходов региона.
  • В управленческой сфере: наличие отчетов по ESG (Environmental, Social and Governance – «ответственное экологическое и социальное управление») и устойчивому развитию, кредитный рейтинг региона, показатель бюджетной дисциплины по доходам региона, показатель бюджетной дисциплины по расходам региона, оценка динамики уровня долговой нагрузки региона.
Примеры расчета показателей
Показатель:
Каким способом присваивается балл:
Какие регионы лидируют по этому показателю
Обеспеченность школами: доля обучающихся в школе более чем в одну смену по сравнению со среднероссийским показателем Министерства просвещения РФ. Блок S
Каким способом присваивается балл:
Первым: балл засчитывается при выполнении условия формулы M = A/В < 1, где A – удельный вес обучающихся в школе более чем в одну смену; В – удельный вес обучающихся в школе более чем в одну смену в среднем по России
Какие регионы лидируют по этому показателю
Этот показатель высок во всех субъектах Уральского, Дальневосточного, Сибирского федеральных округов (кроме Хабаровского края и Чукотки) и низок в Центральном и Северо-Западном округах России (кроме Вологодской и Калининградской областей)
Показатель:
Динамика площади нарушенных (деградированных) земель в регионе. Блок E
Каким способом присваивается балл:
Вторым: балл засчитывается при выполнении условия формулы M = A/B < 1, где A – площадь нарушенных земель на конец 2021 года; B – площадь нарушенных земель на конец 2020 года
Какие регионы лидируют по этому показателю
Распределение положительной оценки усилий регионов с точки зрения уменьшения площади нарушенных земель неравномерно. В центре и на северо-западе страны таких регионов много (Москва, Брянская, Самарская, Тамбовская, Тверская области, Санкт- Петербург, Вологодская, Калининградская области), на Дальнем Востоке – только Республика Бурятия
Показатель:
Наличие отчетов по ESG и устойчивому развитию. Блок G
Каким способом присваивается балл:
Третьим: установление факта наличия отчетов – готовят отчеты в регионе или нет
Какие регионы лидируют по этому показателю
Отчеты сдают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской области, Республике Татарстан, Самарской области. У Москвы, в частности, есть «зеленые облигации», у Татарстана – программа по достижению углеродной нейтральности к 2050 году
Показатель:
Доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. Блок Е
Каким способом присваивается балл:
Четвертым: балл засчитывается при выполнении условия формулы M = A/B < 1, где A – доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения; B – целевое значение госпрограммы
Какие регионы лидируют по этому показателю
Например, в центре страны целевого показателя достигли все регионы, кроме Брянской, Московской, Смоленской и Ярославской областей. На Дальнем Востоке – только Республика Саха (Якутия), Хабаровский край и Еврейская автономная область
В зависимости от результатов каждый регион получает значение по шка- ле от 0 до 1. Чем лучше положение дел, тем ближе оценка к 1, и наоборот: чем хуже, тем ближе к 0. Этим диапазонам присваивается буквенная оценка: от С (недостаточный уровень соответствия экологическим, соци- альным и управленческим стандартам) до наивысшего уровня ААА.
С B A
С – 0,00-0,11
CC – 0,11-0,22
ССС – 0,22-0,33
В – 0,33-0,44
ВВ – 0,44-0,56
ВВВ – 0,56-0,67
А – 0,67-0,78
АА – 0,78-0,89
ААА – 0,89-1

1. г. Санкт-Петербург
E S G ESG
0,52 0,66 0,92 0,68
BB BBB AAA A

2. г. Москва
E S G ESG
0,56 0,53 0,9 0,65
BBB BB AAA BBB
3. Вологодская область
E S G ESG
0,63 0,45 0,8 0,6
BBB BB AA BBB
4. Московская область
E S G ESG
0,39 0,64 0,78 0,58
B BBB AA BBB
5. Тюменская область
E S G ESG
0,47 0,6 0,68 0,57
BB BBB A BBB
6. Белгородская область
E S G ESG
0,48 0,59 0,67 0,57
BB BBB BBB BBB
7. Курская область
E S G ESG
0,56 0,56 0,55 0,56
BB BB BB BB
8. Кабардино-Балкарская Республика
E S G ESG
0,57 0,55 0,54 0,56
BBB BB BB BB
9. Ленинградская область
E S G ESG
0,39 0,49 0,86 0,55
B BB AA BB
10. Чувашская Республика — Чувашия
E S G ESG
0,49 0,55 0,64 0,55
BB BB BBB BB
11. Волгоградская область
E S G ESG
0,54 0,46 0,68 0,55
BB BB A BB
12. Республика Татарстан (Татарстан)
E S G ESG
0,52 0,49 0,66 0,55
BB BB BBB BB
13. Ханты-Мансийский автономный округ
E S G ESG
0,37 0,58 0,76 0,55
B BBB A BB
14. Республика Тыва
E S G ESG
0,46 0,55 0,67 0,54
BB BB BBB BB
15. Воронежская область
E S G ESG
0,48 0,58 0,59 0,54
BB BBB BBB BB
16. Краснодарский край
E S G ESG
0,47 0,52 0,65 0,54
BB BB BBB BB
17. Карачаево-Черкесская Республика
E S G ESG
0,45 0,54 0,62 0,53
BB BB BBB BB
18. Ярославская область
E S G ESG
0,46 0,5 0,66 0,52
BB BB BBB BB
19. Красноярский край
E S G ESG
0,47 0,42 0,75 0,52
BB B A BB
20. Пензенская область
E S G ESG
0,44 0,52 0,64 0,52
BB BB BBB BB
21. Ульяновская область
E S G ESG
0,51 0,52 0,54 0,52
BB BB BB BB
22. Брянская область
E S G ESG
0,43 0,52 0,64 0,52
B BB BBB BB
23. Липецкая область
E S G ESG
0,46 0,52 0,56 0,51
BB BB BBB BB
24. Самарская область
E S G ESG
0,46 0,43 0,7 0,51
BB B A BB
25. Ростовская область
E S G ESG
0,46 0,46 0,65 0,51
BB BB BBB BB
26. Республика Адыгея (Адыгея)
E S G ESG
0,38 0,52 0,66 0,51
B BB BBB BB
27. Ставропольский край
E S G ESG
0,34 0,61 0,6 0,51
B BBB BBB BB
28. Чеченская Республика
E S G ESG
0,42 0,56 0,53 0,5
B BB BB BB
29. Тамбовская область
E S G ESG
0,53 0,51 0,46 0,5
BB BB BB BB
30. Калужская область
E S G ESG
0,43 0,41 0,72 0,5
B B A BB
31. Республика Башкортостан
E S G ESG
0,51 0,44 0,54 0,49
BB BB BB BB
32. Камчатский край
E S G ESG
0,5 0,37 0,63 0,49
BB B BBB BB
33. Новосибирская область
E S G ESG
0,4 0,47 0,64 0,49
B BB BBB BB
34. Республика Калмыкия
E S G ESG
0,56 0,54 0,3 0,48
BB BB CCC BB
35. Республика Саха (Якутия)
E S G ESG
0,4 0,47 0,62 0,48
B BB BBB BB
36. Республика Алтай
E S G ESG
0,49 0,49 0,46 0,48
BB BB BB BB
37. Ямало-Ненецкий автономный округ
E S G ESG
0,41 0,44 0,63 0,48
B BB BBB BB
38. Республика Северная Осетия-Алания
E S G ESG
0,46 0,58 0,35 0,48
BB BBB B BB
39. Сахалинская область
E S G ESG
0,36 0,42 0,7 0,47
B B A BB
40. Республика Марий Эл
E S G ESG
0,38 0,47 0,59 0,47
B BB BBB BB
41. Свердловская область
E S G ESG
0,35 0,46 0,65 0,47
B BB BBB BB
42. Нижегородская область
E S G ESG
0,37 0,47 0,58 0,46
B BB BBB BB
43. Тверская область
E S G ESG
0,45 0,42 0,53 0,46
BB B BB BB
44. Саратовская область
E S G ESG
0,37 0,4 0,67 0,46
B B BBB BB
45. Рязанская область
E S G ESG
0,42 0,34 0,66 0,46
B B BBB BB
46. Мурманская область
E S G ESG
0,39 0,45 0,57 0,46
B BB BBB BB
47. Архангельская область
E S G ESG
0,44 0,42 0,53 0,46
B B BB BB
48. Тульская область
E S G ESG
0,37 0,48 0,56 0,46
B BB BB BB
49. Оренбургская область
E S G ESG
0,44 0,41 0,54 0,46
BB B BB BB
50. Республика Мордовия
E S G ESG
0,35 0,56 0,45 0,45
B BBB BB BB
51. Орловская область
E S G ESG
0,48 0,49 0,35 0,45
BB BB B BB
52. Омская область
E S G ESG
0,35 0,42 0,64 0,45
B B BBB BB
53. Приморский край
E S G ESG
0,43 0,34 0,63 0,45
B B BBB BB
54. Республика Ингушетия
E S G ESG
0,45 0,52 0,33 0,45
BB BB B BB
55. г. Севастополь
E S G ESG
0,32 0,44 0,63 0,45
CCC B BBB BB

56. Кемеровская область
E S G ESG
0,44 0,37 0,52 0,44
BB B BB B
57. Удмуртская Республика
E S G ESG
0,42 0,54 0,31 0,44
B BB CCC B
58. Астраханская область
E S G ESG
0,39 0,41 0,51 0,43
B B BB B
59. Республика Дагестан
E S G ESG
0,44 0,47 0,33 0,43
BB BB B B
60. Владимирская область
E S G ESG
0,32 0,35 0,69 0,42
CCC B A B
61. Республика Бурятия
E S G ESG
0,31 0,46 0,53 0,42
CCC BB BB B
62. Новгородская область
E S G ESG
0,37 0,35 0,62 0,42
B B BBB B
63. Республика Карелия
E S G ESG
0,34 0,47 0,47 0,42
B BB BB B
64. Ивановская область
E S G ESG
0,3 0,47 0,52 0,42
CCC BB BB B
65. Чукотский автономный округ
E S G ESG
0,52 0,45 0,23 0,42
BB BB CCC B
66. Ненецкий автономный округ
E S G ESG
0,37 0,44 0,44 0,42
B B BB B
67. Республика Коми
E S G ESG
0,29 0,45 0,52 0,41
CCC BB BB B
68. Хабаровский край
E S G ESG
0,35 0,49 0,37 0,41
B BB B B
69. Томская область
E S G ESG
0,4 0,51 0,27 0,41
B BB CCC B
70. Пермский край
E S G ESG
0,39 0,43 0,4 0,41
B B B B
71. Калининградская область
E S G ESG
0,38 0,37 0,49 0,41
B B BB B
72. Амурская область
E S G ESG
0,4 0,29 0,55 0,4
B CCC BB B
73. Смоленская область
E S G ESG
0,4 0,38 0,43 0,4
B B B B
74. Республика Крым
E S G ESG
0,33 0,34 0,57 0,39
B B BBB B
75. Костромская область
E S G ESG
0,43 0,36 0,39 0,39
B B B B
76. Кировская область
E S G ESG
0,39 0,36 0,44 0,39
B B B B
77. Челябинская область
E S G ESG
0,3 0,41 0,49 0,39
CCC B BB B
78. Забайкальский край
E S G ESG
0,25 0,44 0,51 0,39
CCC B BB B
79. Псковская область
E S G ESG
0,45 0,4 0,25 0,38
BB B CCC B
80. Магаданская область
E S G ESG
0,47 0,38 0,25 0,38
BB B CCC B
81. Иркутская область
E S G ESG
0,38 0,33 0,43 0,38
B B B B
82. Алтайский край
E S G ESG
0,24 0,43 0,44 0,36
CCC B B B
83. Республика Хакасия
E S G ESG
0,38 0,39 0,29 0,36
B B CCC B
84. Еврейская автономная область
E S G ESG
0,36 0,44 0,21 0,35
B BB CC B
85. Курганская область
E S G ESG
0,36 0,34 0,33 0,34
B B B B

 

Материал был опубликован в ноябрьском номере журнала F Club в 2022 году