Реклама Forbes Club

Цветы по подписке и коворкинг для флористов: новые веяния премиум-флористики

Цветы по подписке и коворкинг для флористов: новые веяния премиум-флористики

Основательница студии премиальной флористики Cvetaleta Юлия Астрейка в интервью Forbes Club — об уроках пандемии, конкуренции на рынке и перспективных направлениях развития цветочного бизнеса в России.

— Почему, открывая бизнес, вы решили заниматься именно цветами?

— С детства я жила в окружении природы. Дома всегда были живые цветы, за которыми мне нравилось ухаживать: подрезать их, составлять композиции. Я решила превратить свое хобби в бизнес, так как всегда руководствовалась принципом «займись тем, что тебе нравится, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни».

— Сколько стоит открыть подобный бизнес в Москве?

— На старте мы потратили порядка 5 млн рублей на основные расходы. Разумеется, с ростом бизнеса вложения увеличивались — росла команда, увеличивались маркетинговые затраты и расходы на оборудование.

— Как устроена ваша сеть продаж?

— Мы развиваем онлайн- и оффлайн-продажи, акцент делаем на онлайн-коммерции. Важное направление для нас — проекты по оформлению и декорированию ивентов — клиентская база по этому направлению в течение последних лет быстро растет. Благодаря этому компания значительно увеличила штат сотрудников.

— Каковы ваши ежемесячные доходы и расходы? Как быстро окупились затраты на открытие?

Цветочный бизнес — сезонный: летом спрос на цветы традиционно падает, но в эти месяцы мы делаем упор на оформление мероприятий. В пиковые месяцы — декабрь, февраль и март — мы видим высокий спрос, вызванный праздничными датами, в этот период продажи растут.

Что касается цифр — 1 млн рублей чистой прибыли в месяц для нашей команды принято считать самой низкой планкой, мы стремимся к показателю 5 млн рублей в месяц. Самая крупная статья расходов — закупка материалов и цветов. Затем — зарплаты сотрудникам и налоги. И третья по величине трата — расходы на маркетинг. Маржинальность в цветочном бизнесе составляет  25-30%. Однако затраты на открытие бизнеса окупились уже спустя 10 месяцев.

— С какими трудностями пришлось столкнуться при ведении бизнеса? Кто вам помогал на старте?

— Самая большая трудность – найти команду единомышленников, которые готовы взять на себя ответственность и способны проявлять инициативу. С этой задачей мы справились. Все сотрудники четко знают роли и разделяют цели и ценности компании.

В развитии бизнеса я привыкла рассчитывать на себя – я не обращалась за помощью в государственные или муниципальные организации.

— Кто ваша целевая аудитория?

— Люди с хорошим вкусом, которым не безразлично впечатление, которое они производят на других людей. Мнение о том, что цветы приобретаются только в дар в связи с какими-то событиями – устарела и не отражает современные реалии: наши клиенты декорируют цветами домашнее и рабочее пространство, для них это норма жизни.

— Цветочный рынок Москвы насыщен предложением со стороны продавцов. Чем вы привлекаете своего покупателя?

— В премиум-сегменте, на самом деле, не так много крупных игроков. Перенасыщен массовый сегмент. От других игроков нас отличает фирменный стиль – мы создаем букеты с Wow-эффектом, экспериментируем с формами и составами, используем редкие сорта цветов. У компании большой опыт работы с VIP-клиентами – важным партнером студии, в частности, является Клуб «Росконгресса».

— Как цветочный бизнес реагирует на стрессы, например, на эпидемию коронавируса или разрыв производственных цепочек весной этого года?

— Коронавирус прежде всего показал важность развития сегмента онлайн- продаж — на него мы и делаем упор в настоящее время. Во времена пандемии также росла тенденция покупки цветов домой, и мы начали активно развивать это направление и транслировать его в социальных сетях.

Весной этого года из-за перебоев с цепочками поставок закупочная цена цветов выросла в среднем на 40-50%. Пока ситуация окончательно не стабилизировалась. Но мы ищем выходы, в частности, начали сотрудничать с российскими производителями цветов по тем категориям, где качество не уступает западным аналогам — это для нас очень важно. Умение быть гибким и быстро адаптироваться к новым реалиям — важнейшее качество предпринимателя.

— Каков ваш горизонт планирования? В чем заключается стратегия развития бизнеса на ближайшие полгода-год?

— Если говорить про офлайн — мы планируем расширение площадей и увеличение количества торговых точек. Также в планах открытие своей оптовой базы и коворкинга для флористов фрилансеров — аналогов такого формата в России еще нет.

В секторе онлайн мы ищем новые инструменты и площадки на которых можем позиционировать себя и привлекать новых клиентов. Из ближайших планов — запуск услуги по оформлению цветочной подписки — еженедельной доставки цветов. О подробностях говорить пока рано, функция находится на стадии проработки.

Помимо этого, нам интересна история с цветочным оформлением и декорированием мероприятий. Мы планируем расширить штат сотрудников, который будет занят на подобных проектах, чтобы в последующем вывести это направление в самостоятельную единицу, которая будет работать отдельно от офлайн- и онлайн-магазина.

— Если бы не цветы, каким другим видом бизнеса вы бы занялись?

— Я бы создала свой бренд одежды. Впрочем, не исключаю такой вариант развития события и сейчас.