Реклама Forbes Club

Будь проще: как ретейл приспосабливается к новой реальности

Будь проще: как ретейл приспосабливается к новой реальности

Более 5 тысяч участников розничной торговли собрались на одно из самых масштабных деловых мероприятий отрасли – New Retail Forum

Ретейл адаптируется к работе в условиях новой экономики и сокращению спроса: постоянно перенастраивает логистику, уменьшает ассортимент. Компании снижают затраты и переходят с долгосрочных на краткосрочные инвестиционные проекты, упрощая бизнес-модели, ориентируясь на эконом-сегмент. Позитивные новости поступают только из сегмента крупных универсальных интернет-магазинов, маркетплейсов, продуктовых сетей – так охарактеризовали ситуацию ретейлеры.

В течение двух дней в технопарке «Сколково» прошло 18 конференций по всем ретейл-сегментам. Отдельное внимание эксперты уделили новым бизнес-моделям, показывающим положительную динамику на фоне падающего рынка.

Так, Юлиана Гордон, основательница школы электронной коммерции iWENGO, рассказала о запуске маркетплейса для производителей и оптовых покупателей, в который она с партнерами планирует инвестировать миллион долларов до конца года. Это платформа, которая помогает найти и заказать производство товаров под частными марками в самых разных категориях на фабриках в Китае и России, их доставку, таможенные процедуры и сертификацию.

На многих сессиях основной посыл ретейлеров и сервисных компаний заключался в необходимости максимально упрощать бизнес. А поскольку продажи не предсказуемы, то основные усилия сосредоточить на сокращении издержек. Наиболее эффективный способ оптимизации затрат – фокус на собственных, ранее привлеченных клиентах, качестве сервиса.

Надежда Романова, генеральный директор PickPoint, поделилась мнением о важности грамотной оптимизации: «Качество – одно из приоритетных направлений в нынешней реальности. Бытует мнение, что любая оптимизация происходит за счет снижения качества. Поэтому основная задача любой операционной компании – найти способы оптимизации не за счет качества оказываемых услуг, а за счет цифровизации, коллаборации с другими партнерами, совместного использования маршрутов с другими компаниями».

По данным сентябрьского исследования MAED, Модульбанка и Completo среди отечественных производителей, у 64% компаний все еще нет выделенного направления e-commerce продвижения, несмотря на рост рынка электронной коммерции и результативность каналов онлайн-продвижения. Еще 52% отметили, что находятся в поиске новых решений продвижения своих товаров, а 23% планируют выход на маркетплейсы.

«Мы видим, что компании всеми силами стараются сохранить, либо стабилизировать свое положение после ввода санкций. Для многих отечественных производителей привычные каналы продаж и инструменты развития на российском рынке изменились. Данные нашего исследования показывают, что перед бизнесом все еще открыто много возможностей, учитывая отсутствие e-commerce штаба у большинства опрошенных», – отметил Андрей Гавриков, основатель онлайн-академии маркетинга MAED и маркетинговой группы Completo.

При этом, по оценке Data Insight, на долю торговых площадок Wildberries и Ozon уже приходится до 70% заказов в штуках. Рынок e-commerce также претерпевает структурные изменения: маркетплейсы самостоятельно обеспечивают доставку, расширяют маркетинговые инструменты, обеспечивают финансовые услуги для продавцов и покупателей.

В рамках трека Fashion Tech Day эксперты обсудили технологии для развития категории Fashion на маркетплейсах и инструменты взаимодействия бренда с площадками. Партнером деловой программы выступила ведущая школа в сфере fashion-образования в России и СНГ – Fashion Factory School.

Дарья Ли, Head of SMM СберМегаМаркет, лектор Fashion Factory School рассказала о том, как бизнесу интегрироваться в стратегию работы с социальными медиа маркетплейсов и какой эффект можно получить от такого сотрудничества: «Сегодня российским компаниям на фоне потери большого количества каналов привлечения трафика особенно важно взаимодействовать с ресурсами внешних коммуникаций маркетплейсов. Ресурсы маркетплейса дают возможность значительно экономить бюджет, а также возможность поиска и взаимодействия с новой аудиторией».

Владимир Салахудтинов, директор по стратегии и развитию бизнеса Х5 Group, рассказал о будущем продуктового ретейла: «Основные изменения, которые произошли на продуктовом рынке, коснулись ассортимента и логистических цепочек. Но в целом мы считаем, что фундаментально тренды, начавшиеся задолго до февральских событий, не поменяются и продолжатся. Например, доля гипермаркетов будет сокращаться, а число дискаунтеров и магазинов у дома – расти. Происходит и смена взглядов на бизнес-модели: долгосрочные инвестиционные проекты со сроком окупаемости от пяти лет и выше уже мало кому интересны».