Реклама Forbes Club

Искусство бессмертия

Марина Лошак

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина

Эксперт

В непростые времена люди объединяются вокруг гуманистических ценностей

— Пословица утверждает, что, когда говорят пушки, музы молчат. Вы с ней согласны?

— В тяжелые периоды жизни люди стремятся представить себе нечто более широкое, чем хроники сегодняшнего дня. Для этого идеально подходят музеи: они существуют не в повседневности, а в вечности. Поэтому в такие моменты ведущие музеи всегда переполнены. У нас очень много посетителей, выкупаются все билеты, работают образовательные программы. Самые разные сообщества, созданные при музее, возвращаются в офлайн после пандемии, потому что людям хочется ощущать, что они не одиноки в своих переживаниях. 

— Видите ли вы какую-то закономерность в том, как меняются интересы посетителей в периоды кризисов?

— Сейчас людей привлекает большое искусство. Например, наш музей открыл выставку, посвященную Древнему Египту. Казалось бы, что соединяет современных людей с далекими временами, с восточной культурой? Однако выставка «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» — не столько про мумии, сколько про философию восприятия жизни и смерти. Человек задумывается об основополагающих вещах, а музей помогает ему осмысливать прошлое и предвидеть будущее. 

— Музеям покровительствуют богатые и успешные люди. Зачем они занимаются меценатством? 

— Так принято во всем мире, так всегда было принято в России. Человек, обладающий бо́льшими ресурсами, чем остальные, осознает ответственность за происходящее в обществе. Наш музей был организован не благодаря государству, а благодаря меценатам, которые вложили деньги в строительство здания и формирование коллекции. Например, Юрий Нечаев-Мальцов, который был одним из 12 самых богатых людей России в начале XX века, потратил огромное состояние на создание Пушкинского музея. Все, что вы видите внутри музея, — это пожертвования.

— Насколько искренни эти мотивы? Все ли разбираются в искусстве и любят его или для кого-то социальная миссия — это просто галочка?

— С начала 1990-х годов, когда в России стало появляться современное понимание капитализма, бизнесмены тратили деньги на поддержку культуры и решение социальных проблем. В последние годы это движение ширится. Наш музей поддерживают не только крупные отечественные компании, но и частные граждане, представители среднего класса: меценаты, патроны, партнеры, друзья музея. Они не прекращают поддержку, когда экономика переживает сложные времена. 

— Как меценаты участвуют в жизни музея? Это ведь больше, чем просто финансирование?

— Да, конечно. Если у кого-то есть желание еще глубже быть включенным в работу, мы всегда идем навстречу. Мир российского меценатства многообразен, но, в отличие от американской системы благотворительности, в России нет налоговых преференций для меценатов. Они помогают культуре, потому что так понимают свою миссию.

— Расскажите про ваш попечительский совет. Как он устроен?

— Попечительский совет в нынешнем формате мы собрали недавно. Его возглавляет вице-премьер России Татьяна Голикова. В совет входят самые разные представители крупных частных и государственных компаний: Петр Авен, Андрей Акимов, Максим Акимов, Илья Клебанов и другие. В попечительском совете есть комитеты — представители сами выбирают ту сферу, которая им кажется интересной: развитие музея в регионах, наука, международное сотрудничество. 

— Какие сообщества организуются вокруг музея, внутри него, около? 

— У нас много разных направлений — инклюзивные программы, продвижение современного искусства, проекты для небольших городов… Вокруг каждого формируется сообщество неравнодушных.

— Как бы вы сформулировали идею, которая объединяет связанных с музеем людей? 

— Люди склонны объединяться вокруг того, что для них действительно важно. Такими смыслами являются развитие культуры, просвещение, гуманистические ценности.

Текст был опубликован в майском номере журнала Forbes Club в 2022 году