Подводя итоги пандемии
Как коронавирус повлиял на венчурный бизнес в России
Замир Шухов, Генеральный директор, партнер Global Venture Alliance
Инвестиции – это риск, инвестиции в венчурный бизнес – риск в двойном объеме. В прошлом году появилось порядка 15 тысяч стартапов, однако, уже в 2021 из них выживет меньше половины. Тем не менее, в случае с инновациями толерантность к риску, к возможным неудачам – неотъемлемый ресурс, необходимое условие, которое и обеспечивает в итоге успешное развитие венчурного бизнеса. Конечно, в первой четверти 2020-года мир поддался всеобщей панике: из-за локдауна люди встревожились, решили придержать вложение средств, некоторые сделки откладывались в силу неопределенности. Но действительно ли год оказался таким неудачным?
Говоря о венчурном бизнесе, я не вижу отрицательной динамики: да, количество сделок уменьшилось, зато суммы стали крупнее. В целом, в России в 2020-ом году произошло достаточно положительных изменений: так, довольно активным стал пул бизнес-ангелов, собравшийся вокруг клуба Angelsdeck. На данный момент за их плечами 22 успешные сделки. Кроме того, им удалось привлечь даже тех инвесторов, которые до пандемии воздерживались от поддержки венчурного бизнеса на ранних стадиях pre-seed и seed.
Не менее важным поворотом для всего e-commerce можно считать выход Ozon на IPO – это позволило по-новому оценить и других игроков, например, Wildberries. Стоит отметить, часть российских инвесторов, конечно, вкладывались в эти проекты на начальном этапе, однако значимая доля инвестиций была зарубежной. Увидев перспективу в проектах, инвесторы не побоялись вложиться в их развитие, что важно. Зарубежные фонды понимают, насколько хороша российская технологическая база (наши программисты, математики, инженеры ценятся во многих странах), и это – основная причина, по которой они инвестируют. Таким образом, несмотря на активность соотечественников, сегодня мы наблюдаем превалирование зарубежных инвесторов над российскими на более зрелых раундах. Прекрасно развился и образовательный рынок. Так, совсем недавно Учи.ру привлек 3, 75 млрд рублей инвестиций от Mail Group. В целом, такие крупные игроки, как Mail, Яндекс или Сбер сегодня инвестируют в инновации в достаточно крупном объеме, поглощая тем самым в свою экосистему интересные многообещающие проекты.
Конечно, 20-ый год стал переломным для многих компаний, в том числе и для GVA. Если говорить об акселерационных программах, первое полугодие выдалось достаточно сложным: количество проектов резко сократилось, а большие корпорации, являющиеся активными игроками нашего рынка, были заняты «тушением пожаров» в своих ключевых бизнесах, из-за чего инновационные бюджеты находились в замороженном состоянии. Тем не менее, уже в сентябре почувствовалось некоторое оживление, возросший интерес к открытым инновациям, стартапам. Кроме того, пандемия ускорила окончательный переход GVA в digital, что является несомненным плюсом.
Независимо от отрасли, бизнес, в первую очередь, ориентируется на клиента, а привычки потребителей за год изменились довольно сильно. Конечно, люди по-прежнему стремятся к комфортной жизни, но пандемия показала, что порой комфорт – это необходимость. Люди столкнулись с локдауном – сервисы доставки еды, e-commerce начали стремительно развиваться. Выросло всеобщее ощущение одиночества, скуки, и уже сейчас мы видим усиление по всем показателям у стриминговых сервисов и гейминговых платформ. Таким образом, именно желания потребителей, человеческие потребности и повлияли на то, какие инновации за прошедший год стали развиваться наиболее стремительно.